Цель урока: Закрепить полученные знания по теме “Гидросфера”.
Задачи:
- Поддержать интерес к учебной деятельности
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Развивать творческие навыки работы учащихся.
Ход урока
Один из учащихся выбирает категорию и номер вопроса. Если ответ верный, то ему зачисляется эта сумма, и он имеет право следующего хода. Если не отвечает, то права ответа переходит к другим учащихся.
Синий раунд
Вода в литературе | Гимнастика ума | Закончи фразу… | Самая, самая… | Скажи мне… |
10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Вода в литературе
- Куда затолкал хозяина его верный слуга, чтобы для начала раздобыть красивую и богатую одежду? В реку (“Кот в сапогах”)
- Где плавала яхта “Беда”, руководимая известным капитаном? (По земному шару совершили кругосветное плавание, отсюда по морям, заливам, проливам, океанам.)
- Что зажгли сестрички-лисички, воспользовшись спичками? (Море синее // К. Чуковский “Путаница”)
- Где находился предмет, который являлся разгадкой к большой тайне, знала ее только черепаха? В пруду (А. Толстой “Золотой ключик”)
- Где стоял корабль грозного капитана Джеймса Крюка? (В бухте залива.)
Гимнастика ума
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
РадугаОчень добродушная,
Я мягкая. Послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
ВодаС высоты большой срываясь,
Грозно он ревет,
И о камни разбиваясь,
Пеною встает.
ВодопадОн без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
РодникКто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой.
Ручей
Закончи фразу…
- Граница, выше которой снег и лед не тают даже в летнее время года, называется … (снежной линией)
- Часть суши, окруженная со всех сторон водой, называется …. (остров)
- Количество граммов соли, растворенное в одном литре морской воды, называют … (соленостью)
- Выступы скальных (магматических) пород на дне русла реки называют … (порогами)
- Реки Шилка и Аргунь дают начало реке… (Амур)
Самая, самая…
- Самая длинная река в мире. (Нил (с Кагерой) 6670 км)
- Самая длинная река в России. (Обь (с Иртышом) 5410 км)
- Самая близкая к нам река. (Мочегай)
- Самая многоводная река в мире. (Амазонка)
- Самая “любимая дочь” Байкала. (Ангара)
Скажи мне…
- Что такое гидросфера? (Водная оболочка Земли)
- Что такое река? (Это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом)
- Что такое море? (Часть океана, отделенная от него сушей или поднятием дна, и отличающаяся от него свойствами воды, течениями и т.д.)
- Что такое ледник? (Это скопление пресного льда на суше (на горах, на материках, на островах).
- Что такое планктон? (Растения и животные, неспособные противостоять течениям, переносящим их на значительные расстояния.)
Красный раунд
Море волнуется | Выбери ответ | Движение воды | Интересно… | Кто автор? |
20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
60 | 60 | 60 | 60 | 60 |
80 | 80 | 80 | 80 | 80 |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Море волнуется
- Самое соленое море нашей планеты. (Красное.)
- Какое озеро называют и отмечают на картах морем, имея в виду его огромные размеры? (Каспийское.)
- Это море относится к бассейну Северного Ледовитого океана и через Берингов пролив соединяется с Тихим океаном. Назовите его. (Чукотское.)
- Назовите море, получившее свое название из-за своего географического положения, т. е. оно находится внутри земли. (Средиземное.)
- Мы часто говорим “безбрежное море”. А существует ли в действительности безбрежное море, т.е. море, у которого нет берегов? (Саргассово.)
Выбери ответ
- Самое крупное озеро на Земле?
а) Байкал; б) Виктория; в) Ладожское. - Что образует река со всеми своими притоками?
а) пойму; б) речную систему; в) водораздел. - Назовите остров, которому характерно ледовое покрытие.
а) Исландия; б) Сахалин; в) Гренландия. - Назовите реку с ледниковым типом питания.
а) Волга; б) Хуанхэ; в) Муррей. - Канал, который находится за пределами России.
а) Беломоро-Балтийский; б) Волго-Донской; в) Кара-Кумский.
Движение воды
- Горизонтальное перемещение масс воды в океане по определенному направлению. Что это? (Океаническое течение.)
- Поднятие уровня воды дважды в сутки, хорошо просматриваемое на берегу Белого моря, и, вызванное притяжением Луны. Что это? (Прилив и отлив.)
- Тихая безветренная погода на море. Назовите это одним словом по-немецки. (Штиль.)
- “Через край переливающаяся вода”. Произнесите эту фразу по-японски. (Цунами.)
- У полого берега от трения воды о дно движение ее в нижней части волны замедляется, гребень наклоняется вперед и опрокидывается. О чем идет речь? (Прибой.)
Интересно…
- Какое значение имеет круговорот воды в природе? (Объединяет все части гидросферы и связывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу.)
- Что соединяет между собой Тихий и Атлантический океаны? (Пролив Дрейка.)
- Как использует человечество энергию приливов и отливов? (Сооружаются приливные электрические станции (ПЭС)
- Что собой представляет снаряжение аквалангиста? (Два баллона с воздухом (на 1,5-2 часа), маска и ласты. Погружение не более 100 м.)
- На что рассчитывают моряки и ученые, используя “бутылочную почту”? (На направление и скорость океанических течений.)
Кто автор?
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет…
Пушкин А.С. (“Сказка о царе Салтане”)Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Лермонтов М.Ю. (“Парус”)Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой,
– То-то – сказал я, – не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!
Некрасов Н.А. (“Дедушка Мазай и зайцы”)Однажды приснился упрямому сон,
Как будто шагает по Африке он.
С небес африканское солнце печет.
Река под названием “Конго” течет
Михалков С. (“Фома”)Звезды меркнут и гаснут,
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Никитин “Утро”
Своя игра:
Основная причина движения воды в океане. (Ветер.)