Обобщающий урок по теме "Тепловые процессы. Агрегатные состояния вещества" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
    обобщить, систематизировать знания по теме “Тепловые процессы”;
    совершенствовать навыки решения задач различного типа;
  • Развивающие:
    развить познавательный интерес у учащихся;
    развить логическое мышление, направленное на решение нестандартных задач с учетом личностных особенностей учащихся;
  • Воспитательные:
    формирование всесторонне развитой личности;
    реализовать педагогическую и психологическую поддержку учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Power Point по данному уроку, демонстрационное оборудование.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (Приложение, слайд 1)

Мы сегодня повторим
И задачи все решим
На процессы испарения,
Нагревания и плавления.
Пусть орешек знаний тверд,
Как зимою в стужу лед.
Ваши знания и труд
В порошок все перетрут!

2 .Кроссворд (слайд 2). Учащимся предлагается ответить на вопросы, которые читает учитель и записывать ответы в кроссворд на доске (с использованием презентации – на интерактивной доске) или на отдельных распечатанных листочках. Ключевое слово отражает тему урока.

  1. Процесс перехода из жидкого состояния в твердое, происходящий при постоянной температуре.
  2. Мельчайшая частица вещества.
  3. Эту величину измеряют в градусах Фаренгейта и в градусах Цельсия.
  4. Переход из твердого состояния в жидкое при постоянной температуре.
  5. Единица измерения количества теплоты.
  6. Причина, увеличивающая скорость испарения жидкости.
  7. Процесс перехода из жидкости в пар, происходящий с поверхности жидкости.

* Можно предложить ребятам обратную задачу: в кроссворде со словами сформулировать вопрос к физическому термину

3. “Эрудит” (слайд 3). На доске записаны формулы и названия процессов. Учащимся необходимо заполнить пропуски, назвать физическую величину или процесс. Дать определение физической величины.

Q =… m (t2 – t1) – нагревание (охлаждение)

Q =…m – плавление (отвердевание)

Q = mq – …

Q = Lm –…

4. Найди соответствие (слайд 4). Учащимся предлагается найти продолжение фразы из первого столбика во втором. (На интерактивной доске правильные ответы можно соединить стрелками.)

  1. В процессе плавления кристаллического вещества температура…
  2. При испарении внутренняя энергия испаряющейся жидкости…
  3. Внутренняя энергия вещества в процессе плавления…
  4. С увеличением внешнего давления температура кипения жидкости…
  1. увеличивается
  2. не изменяется
  3. уменьшается

Ответ: 1–2; 2–3; 3–1; 4–1.

5. “Физика в поэзии” (слайд 5). Учащимся предлагается прослушать отрывок из стихотворения, найти в нем тепловые процессы, объяснить причину фазовых переходов.

Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман. (С.Есенин)

Учитель. Почему вечером образуется туман?

Ответ. Земля вечером быстро остывает. Теплый воздух отдает тепло земле и охлаждается сам. На границе земля-воздух образуется туман, т.е. сконденсированные капельки воды.

Пейзаж тропического леса

Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы?
Видно, это
Зима тоскует о весне. (Д. Кедрин)

Учитель. Как образуются морозные узоры на окне? С какой стороны они образуются-с внутренней или внешней?

Ответ. В результате конденсации паров воды из воздуха помещения и кристаллизации на охлажденном стекле. С внутренней.

6. “Попробуй объяснить!” (слайд 6)

Учащимся предлагается объяснить явления из окружающей жизни.

  • Почему в северных районах нельзя использовать ртутные термометры.
  • Выпадает снег - становится теплее. На чем основано это утверждение?
  • Почему в банях и прачечных некоторые трубы покрыты капельками воды, а поверхность других труб сухая?
  • Почему перед дождем ласточки летают низко над землей?
  • Можно ли увеличить температуру кипения жидкости, увеличив время кипения жидкости или мощность горелки?
  • Как вы будете жарить картошку, чтобы получить хрустящую корочку, накрыв крышкой или нет?
  • Что произойдет, если открыть сосуд с водой в космосе?
  • Может ли закипеть вода при комнатной температуре? Изменится ли при этом температура воды?

7. Демонстрация зависимости температуры кипения воды от внешнего давления.

1. Опыт с колбой: в колбу заливаем кипящую воду, закрываем пробкой и переворачиваем колбу вверх дном. Как заставить воду вновь закипеть?

Ответ. Положить сверху снег или лед. Воздух над жидкостью охладится, его давление уменьшится. Вода вновь закипит.

2. Фронтальный эксперимент учащихся. На столах учащихся находятся медицинские шприцы без иглы. Наблюдение закипания воды при резком вытягивании поршня (отверстие в шприце необходимо зажать пальцем). Объяснение: воздух под поршнем становится разреженным, и вода закипает при комнатной температуре.

8. “Понимаешь ли ты графики?” (слайд 7)

На доске изображен график процесса для воды массой 2 кг. Учащимся предлагается поэтапная работа с графиком.

А) Назвать процессы в этом графике, прокомментировать горизонтальные участки.
В) Отгадать ключевое слово по первым буквам процесса.

1 А 2 И 3 Ь
  1. Процесс АВ (нагревание)
  2. Процесс DE (кипение)
  3. Процесс ВС (плавление) Ответ: НАКИПЬ

Г) “Порешаем!” Учащимся предлагается самим сформулировать текст задачи к этому графику. (Какое количество теплоты необходимо, чтобы лед массой 2 кг при температуре -50°C превратить в воду при 100 °C и полностью перевести ее в пар?) Решение задачи на доске (можно в общем виде).

9. Интересные факты.

Известно, что в сауне температура воздуха 120–140 °C, что гораздо выше температуры кипения воды. При такой температуре можно готовить яичницу, а сырое яйцо окажется запеченным. Каким же образом человек не только выдерживает эту температуру, но и получает удовольствие? Какую максимальную температуру может выдержать человек? (влажность в сауне очень маленькая – 5–15%)

Ответ. С поверхности кожи происходит интенсивное испарение, что приводит к охлаждению организма. Немецкие ученые выяснили, что человек может находиться до 10 минут в очень сухой сауне при температуре 210 °C.

* Факты животного мира: большие уши с близко расположенными кровеносными сосудами у зайца и слона служат для охлаждения организма (у этих животных отсутствуют потовые железы). Слон для охлаждения обмазывает себя грязью или слюной. А как охлаждает себя собака в жару?

10. Домашнее задание (слайд 8) Приложение

На дворе переполох:
С неба сыплется горох
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.

Учитель. Что это за явление? (Град.)

Какую энергию истратил организм Нины на плавление и нагревание шести градин до нормальной температуры тела, если масса градины 1 грамм (t1 = 0 °C). Учащиеся делают в тетради краткую запись задачи с комментариями учителя.

11. Подведение итогов урока.

Список использованной литературы

  1. Семке А.И. Занимательные материалы к урокам. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004.