Цель урока: вывести формулу второго закона Ньютона.
- Образовательные задачи
Оборудование:
- блюдце с водой, магнит, скрепка, “плот” из пробки, бумага А4, фломастер (данное оборудование рассчитано на 1 группу);
- бумага, копировальная бумага (для каждого ученика).
Ход урока
Учащиеся рассаживаются за парты как обычно на уроках. Перед каждым учеником лежат два небольших листочка и копирка. На интерактивной доске появляются слайды подготовленной к уроку презентации.
1. Повторение ранее изученного материала.
Решение качественных задач. Игра “Верю – не верю”. Дети записывают да или нет, используя 2 листочка и копирку.
- Почему, когда автобус трогается с места, люди отклоняются назад?
Ответ: Тело человека еще находится в состоянии покоя из-за явления инерции, а ноги уже вместе с автобусом движутся. - А когда автобус останавливается, то люди наклоняются вперед. Почему?
Ответ: Тело человека по инерции еще движется, а ноги уже остановились. - Почему при выбивании пыль вылетает из ковра?
Ответ: Пыль движется за выбивающей палкой. - В чем основная причина разрушений при землетрясениях?
Ответ: Земная кора колеблется, нижняя и верхняя часть зданий начинают двигаться в противоположные стороны. - Почему нельзя перебегать дорогу перед быстро движущимся транспортом?
Ответ: Любой транспорт не может остановиться мгновенно и некоторое время движется по инерции. - На столе лежит брусок. Правильно ли изображены силы, действующие на него?
- Парашютист опускается, двигаясь равномерно и прямолинейно, т.к. на него действует только сила тяжести.
Дети сдают одну копию ответов учителю, другую оставляют у себя. Осуществляется самопроверка.
2. Изучение нового материала.
Учитель:
– Ребята, у вас на столах находится скрепка на “плоту”, который лежит на поверхности воды, налитой в блюдце. В каком состоянии находится скрепка? (Ответ: В покое.)
– Почему? (Действия всех сил скомпенсированы.)
– Поднесите магнит к скрепке и скажите, что вы наблюдаете? (Скрепка движется.)
– Сегодня на уроке нам предстоит выяснить причину ее движения. Почему скрепка начала двигаться? Поработаем над решением данного вопроса в группах.
Группы формируются по четыре ученика, из двух соседних парт. Каждая группа обсуждает вопрос, записывает свои гипотезы на листе бумаги. Представитель каждой группы выходит к доске, вывешивает лист с гипотезой и отчитывается о работе группы, т.е. отвечает на вопрос, почему скрепка пришла в движение?
(Ответ в большинстве случаев: На скрепку подействовали силой магнита).
– У большинства групп такое мнение: причиной изменения скорости у скрепки явилась сила магнита. Скрепка пришла в движение, значит получила ускорение. Что же является причиной ускорения скрепки? (Ответ: Сила.)
Продолжается работа в группах. Вопросы к группам:
– От чего будет зависеть значение ускорения скрепки, когда она будет двигаться быстрее, медленнее?
Ответы вновь записываются на листах и вывешиваются на доске. У большинства ребят получается, что ускорение зависит от величины силы магнита и от массы скрепки.
– А как ускорение зависит от силы? (Ответ: Прямопропорционально).
– А от массы? (Ответ: обратнопропорционально).
– Попробуйте данные утверждения представить в виде формулы.
Каждая группа на своем листе пишет, от чего зависит ускорение скрепки, и получает формулу ускорения. Представители от групп предоставляют отчет.
Таким образом, получили: ускорение прямопропорционально силе и обратнопропорционально массе тела. Данное утверждение можно представить в виде следующего соотношения: a = F/m. Это соотношение выражает Второй закон Ньютона.
Работа в тетрадях.
- Запишем тему урока “Второй закон Ньютона”.
- Причиной изменения скорости у тела является действие силы на это тело.
- Формулировка второго закона Ньютона: “Ускорение, которое приобретает тело в результате взаимодействия, прямопропорционально действующей на это тело силе и обратнопропорционально его массе”.
- Запишем формулу закона. a = F/m.
3. Закрепление изученного материала.
Решение задач в тетради.
- С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН? (а = 1,5 м/с2)
- Определить массу футбольного мяча, если после удара он приобрел ускорение 500 м/с2, а сила удара 420 Н? (m = 0,84 кг)
Работа устно (задания на слайдах). Вставь пропущенные слова.
- Под действием силы тело движется с … .
- Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение …. в ….раз.
- Если массу тела уменьшить в 4 раза, то ускорение …. в….раз.
- Если силу увеличить в 3 раза, а массу уменьшить в 3 раза, то ускорение….
Ответы сравниваются с ответами на доске.
4. Подведение итогов и выставление оценок. Домашнее задание.
Урок сопровождается презентацией, предложенной в Приложении.