Урок физики по теме "Второй закон Ньютона"

Разделы: Физика


Цель урока: вывести формулу второго закона Ньютона.

  • Образовательные задачи: повторить первый закона Ньютона и явление инерции, уметь объяснять на их основе природные явления, выяснить причину появления у тела ускорения, вывести формулу второго закона Ньютона.
  • Развивающие задачи: развитие логического мышления, речи.
  • Воспитательные задачи: воспитание умения проводить рефлексию, умения работать в группе, слушать других и высказывать свое мнение, воспитание бережного отношения к оборудованию, к аккуратному ведению записи в тетради, воспитание правильного поведения на дороге.

Оборудование:

  • блюдце с водой, магнит, скрепка, “плот” из пробки, бумага А4, фломастер (данное оборудование рассчитано на 1 группу);
  • бумага, копировальная бумага (для каждого ученика).

Ход урока

Учащиеся рассаживаются за парты как обычно на уроках. Перед каждым учеником лежат два небольших листочка и копирка. На интерактивной доске появляются слайды подготовленной к уроку презентации.

1. Повторение ранее изученного материала.

Решение качественных задач. Игра “Верю – не верю”. Дети записывают да или нет, используя 2 листочка и копирку.

  1. Почему, когда автобус трогается с места, люди отклоняются назад?
    Ответ: Тело человека еще находится в состоянии покоя из-за явления инерции, а ноги уже вместе с автобусом движутся.
  2. А когда автобус останавливается, то люди наклоняются вперед. Почему?
    Ответ: Тело человека по инерции еще движется, а ноги уже остановились.
  3. Почему при выбивании пыль вылетает из ковра?
    Ответ: Пыль движется за выбивающей палкой.
  4. В чем основная причина разрушений при землетрясениях?
    Ответ: Земная кора колеблется, нижняя и верхняя часть зданий начинают двигаться в противоположные стороны.
  5. Почему нельзя перебегать дорогу перед быстро движущимся транспортом?
    Ответ: Любой транспорт не может остановиться мгновенно и некоторое время движется по инерции.
  6. На столе лежит брусок. Правильно ли изображены силы, действующие на него?
  7. Парашютист опускается, двигаясь равномерно и прямолинейно, т.к. на него действует только сила тяжести.

Дети сдают одну копию ответов учителю, другую оставляют у себя. Осуществляется самопроверка.

2. Изучение нового материала.

Учитель:

– Ребята, у вас на столах находится скрепка на “плоту”, который лежит на поверхности воды, налитой в блюдце. В каком состоянии находится скрепка? (Ответ: В покое.)

– Почему? (Действия всех сил скомпенсированы.)

– Поднесите магнит к скрепке и скажите, что вы наблюдаете? (Скрепка движется.)

– Сегодня на уроке нам предстоит выяснить причину ее движения. Почему скрепка начала двигаться? Поработаем над решением данного вопроса в группах.

Группы формируются по четыре ученика, из двух соседних парт. Каждая группа обсуждает вопрос, записывает свои гипотезы на листе бумаги. Представитель каждой группы выходит к доске, вывешивает лист с гипотезой и отчитывается о работе группы, т.е. отвечает на вопрос, почему скрепка пришла в движение?

(Ответ в большинстве случаев: На скрепку подействовали силой магнита).

– У большинства групп такое мнение: причиной изменения скорости у скрепки явилась сила магнита. Скрепка пришла в движение, значит получила ускорение. Что же является причиной ускорения скрепки? (Ответ: Сила.)

Продолжается работа в группах. Вопросы к группам:

– От чего будет зависеть значение ускорения скрепки, когда она будет двигаться быстрее, медленнее?

Ответы вновь записываются на листах и вывешиваются на доске. У большинства ребят получается, что ускорение зависит от величины силы магнита и от массы скрепки.

– А как ускорение зависит от силы? (Ответ: Прямопропорционально).

– А от массы? (Ответ: обратнопропорционально).

– Попробуйте данные утверждения представить в виде формулы.

Каждая группа на своем листе пишет, от чего зависит ускорение скрепки, и получает формулу ускорения. Представители от групп предоставляют отчет.

Таким образом, получили: ускорение прямопропорционально силе и обратнопропорционально массе тела. Данное утверждение можно представить в виде следующего соотношения: a = F/m. Это соотношение выражает Второй закон Ньютона.

Работа в тетрадях.

  1. Запишем тему урока “Второй закон Ньютона”.
  2. Причиной изменения скорости у тела является действие силы на это тело.
  3. Формулировка второго закона Ньютона: “Ускорение, которое приобретает тело в результате взаимодействия, прямопропорционально действующей на это тело силе и обратнопропорционально его массе”.
  4. Запишем формулу закона. a = F/m.

3. Закрепление изученного материала.

Решение задач в тетради.

  1. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН? (а = 1,5 м/с2)
  2. Определить массу футбольного мяча, если после удара он приобрел ускорение 500 м/с2, а сила удара 420 Н? (m = 0,84 кг)

Работа устно (задания на слайдах). Вставь пропущенные слова.

  1. Под действием силы тело движется с … .
  2. Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение …. в ….раз.
  3. Если массу тела уменьшить в 4 раза, то ускорение …. в….раз.
  4. Если силу увеличить в 3 раза, а массу уменьшить в 3 раза, то ускорение….

Ответы сравниваются с ответами на доске.

4. Подведение итогов и выставление оценок. Домашнее задание.

Урок сопровождается презентацией, предложенной в Приложении.