Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение метода проектов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся, в том числе и на уроках географии.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
В преподавании географии, особенно в старших классах, где необходимо привлечение большого объема современной информации, возникла практическая потребность создания компьютерных презентаций, одного из типов мультимедийных проектов, помогающих в решении проблемы внедрения в учебный процесс быстро изменяющейся информации о нашем динамично развивающемся мире. Проект содержит отобранный учебный материал, и спецэффекты, которые сопровождают его показ на экране, хранящиеся в одном файле, созданном с помощью Power Point. Опыт применения компьютерных проектов в преподавании географии подчеркнул несомненные достоинства этого приема обучения. Компьютерные проекты, позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде таблиц, схем, диаграмм, графических композиций, карт, фото, видео-слайдов и т.п. Предварительный выбор темы проходит с учетом моих рекомендаций. Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы. Проектная деятельность требует от учителя, который выбрал для себя направление работы с помощью метода проекта, не только быть учителем-предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками. Нельзя резко ограничивать самостоятельность и инициативу учащихся, чтобы у них не пропал интерес к творчеству.
Основные задачи информационного проекта:
- расширение кругозора, познавательных и творческих способностей учащихся;
- развитие самостоятельной деятельности учащихся;
- развитие навыков работы с информационными технологиями;
- создание информационно-иллюстрированных слайдов и презентации в программе Power Point;
- развитие коммуникативных качеств учащихся.
При первой встрече необходимо довести до учащихся требования, предъявляемые к разрабатываемому проекту.
Требования к проекту:
Разрабатываемый проект должен состоять из интерактивных слайдов. При подготовке проекта предполагается использование современных пакетов типа Power Point. При разработке должны быть использованы основные функции презентационного пакета:
- структурирование документа (заголовки, абзацы, символы и т.д.);
- наличие таблиц, диаграмм;
- использование звуковой информации;
- использование данных и графиков из Microsoft Excel;
- использование шаблонов и стилей оформления;
- рисование графических объектов (линии, стрелки, дуги и т.д.);
- создание интерактивных слайд-фильмов (возможность управлением, переход к любому слайду, просмотр видеоклипа, прослушивание звукозаписи или запуск другого приложения);
- все слайды должны быть читабельны.
Далее определяется цель создания проекта и методы его выполнения. Вся работа разбивается на этапы, каждый из этапов ограничен временными рамками, которые оговариваются заранее.
I этап:
- Обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации;
- Создание рабочих групп.
На этом этапе учащиеся определяются, как они будут осуществлять проектную деятельность, или объединятся в группы, или будут работать индивидуально. Очень важно, чтобы учащиеся сами объединись в группы, определили их количественный состав. Обычно в группу входят 3-4 ученика, они распределяют свои обязанности: подбор информации, ее обработка, оформление проекта. - Самостоятельная работа учащихся над задачами;
- Промежуточные обсуждения достигнутых результатов;
II этап:
Подготовка презентации.
Работа над проектом может быть разной по продолжительности. В связи с этим можно выделить следующие виды проектов:
- мини-проекты, которые учитель использует на одном - двух уроках;
- краткосрочные проекты, они являются компьютерной поддержкой учителю при изучении темы, занимающей несколько уроков,
- долгосрочные проекты.
III этап:
Промежуточный анализ выполнения задания;
В процессе работы над проектом очень важным является оценка проекта, как промежуточная, так и итоговая, что позволяет:
- чётко определить цель своей деятельности, планировать и целенаправленно осуществлять её;
- определить и обосновать свои конкретные шаги по осуществлению деятельности на практике.
IV этап - презентационный, на котором проходит защита проектов, где учитывается:
- Актуальность выдвинутых проблем;
- Активность каждого участника проекта, толерантность по отношению друг к другу во время работы;
- Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
- Межпредметные связи, например география и история, география и экология и т.д.;
- Эстетика оформления проекта;
- Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.
В учебнике по курсу «Экономическая и социальная география мира» в разделе «Зарубежная Европа» крайне мало материала, представлена всего одна страна (Германия). Более широкое изучение материала представляет интерес по ряду причин:
- знакомство с различными странами Европы интересно и увлекательно для учащихся, они получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны;
- созданные фильмы становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков географии;
- ученики овладевают навыками самостоятельной работы с информацией, методикой презентации, которую смогут применить в своей будущей деятельности;
Для успешного выполнения проектных задач учащиеся активно использовали компьютерные технологии и выполнили большой объем работы:
- для поиска информации, кроме книг, были использованы ресурсы Интернета, материалы различных электронных энциклопедий на компакт-дисках;
- сканировали необходимый материал;
- распечатали на цветном принтере раздаточные материалы;
- импортировали и встраивали в слайды различные фотографии;
- подготовили презентацию с демонстрацией созданных слайдов.
Можно выделить следующие общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно – следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умение и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс;
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение организовать взаимодействие со всеми участниками проекта;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс.
Работа над информационными проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, организовать сотрудничество с преподавателями (деловой, научный и личностный характер общения), усиливает воспитательный эффект, вызывает желание и дальше осваивать компьютерные технологии и внедрять их при изучении различных учебных дисциплин. Все это формирует ключевые компетенции учащихся: предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные; служит приобретению ими социального опыта.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5