ЦЕЛИ:
- обучающая: повторить, обобщить и систематизировать знания о классификации треугольников; познакомить с равносторонним треугольником; уточнить разницу между треугольниками; научить построению равностороннего треугольника; продолжить учить детей видеть треугольную форму в предметах повседневной жизни; учить обучающихся простейшим рассуждениям, доказательствам, позволяющим получать сведения о новых свойствах и умениях.
- развивающая: способствовать развитию внимания, пространственного воображения, логического мышления, наблюдательности.
- воспитывающая: воспитать в учащихся взаимоподдержку, взаимовыручку, уважение к друг другу.
Оборудование для учителя: изображения домиков, изображения веселых человечков, алгоритм построения равностороннего треугольника, запись на доске (таблица с величинами), учебник математики Аргинская И.И. для 2-го класса, циркуль, линейка.
Оборудование для учащихся: учебник математики Аргинская И.И. для 2-го класса, тетрадь, циркуль, линейка, угольник, карандаш, листы с заданиями с изображением ломаной линии.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Психологический настрой.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. УСТНЫЙ СЧЕТ.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать в занимательном мире волшебной страны. Там мы постараемся видеть необычное в простом и занимательное в повседневном. А что это за страна вы сами и назовете?
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны чудесной,
О которой мы поем.
В той стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие, брат дела!
Пусть в ту страну
Не идут, не идут поезда
Страна … (Геометрия)
Рядом с нами в школе всегда.
- Но чтобы запомнить все, что мы там увидим и заметим нам надо быть очень внимательным, точным и решительным.
а) Нумерация двузначных чисел.
-Запишите числа. (Работа в тетради)
1,2,4,7,…
-По какому правилу составлен этот ряд чисел? Продолжите закономерность и запишите еще три числа.
1,2,4,7,11,16,22.
- Увеличьте каждое число на 4 десятка и запишите получившийся ряд чисел.
41,42,44,47,51,56,62.
- Посмотрите внимательно на этот ряд чисел. Что вы заметили? (Замеченная закономерность не нарушается).
- А как вы думаете, нарушится ли закономерность, если каждое число теперь уменьшить на 1 десяток? Давайте попробуем. Запишите.
31,32,34,37,41,46,52.
- Что вы заметили? А почему так получается? (Потому что каждый раз увеличивали и уменьшали только десятки).
- Молодцы!
б) Работа с величинами.
- С какими известными единицами измерения длин мы уже знакомы и пользуемся в работе с геометрическими фигурами? (см, дм).
- Вырази в см: 4дм, 1дм, 9дм, 7 дм, 3дм.
- Вырази в дм: 30см, 80см, 20см, 50см, 70см.
- Сравни величины столбиком в парах: (работа у доски)
4дм 1дм 9дм 7дм 3дм
30см 80см 20см 50см 70см
в) Работа с геометрическим материалом.
- Какими инструментами пользуемся на уроках геометрии? (Карандашом, линейкой, угольником, циркулем).
- Хорошо. А теперь слушайте дальше. (Приложение № 1)
- Как-то раз Линейка, Циркуль, Карандаш отправились гулять и увидели вдали город. Подошли поближе – видят, необычный город. Как вы думаете, что это за город? (Это город геометрических фигур). А из каких геометрических фигур состоит этот город? (Из квадрата, треугольника, круга, многоугольника /пятиугольник, шестиугольник/, прямоугольника).
- Раз это город, то там живут веселые человечки. Эти необычные человечки живут в домиках, похожих на них самих. Попробуйте соединить их с домиками. А почему вы так решили? (Домик и веселый человечек состоят из одной и той же фигуры).
- А какой домик остался пустым? (Который состоит из треугольников). В конце урока мы попробуем начертить самостоятельно этого веселого человечка и посмотрим, чей человечек достоин этого домика.
- Посмотрите, ведь это действительно веселый город с веселыми жителями.
3. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ.
а) Индивидуальная работа учащихся. (Приложение № 2)
- У каждого на парте есть листок с заданием. Посмотрите. Как называется эта линия? (Незамкнутая ломаная линия). Сколько в ней звеньев? (Две). Соедини концы ломаной отрезком. Какая получилась фигура? (Треугольник). А какая фигура называется треугольником? (Треугольник – это фигура, у которой три стороны, три угла и три вершины).
- Посмотрите внимательно все на свой треугольник. Что вы можете сказать? Можете применить инструменты. (1группа-остроугольный треугольник; 2группа-тупоугольный треугольник; 3группа-прямоугольный треугольник; 4группа-равнобедренный треугольник; 5группа - равносторонний треугольник). А с каким треугольником мы еще не знакомы? (С пятым, равносторонним). Может кто-то из вас догадался и может назвать тему урока? (Равносторонний треугольник). Правильно! Тема урока «Равносторонний треугольник». А кто попробует дать определение равностороннему треугольнику? (Равносторонний треугольник – это треугольник, у которого все стороны равны, одинаковые). А чем отличается равнобедренный треугольник от равностороннего? (У равнобедренного треугольника только две стороны одинаковые, а у равностороннего три стороны равны). Молодцы!
б) Работа по учебнику Аргинской И.И., 2 класс
№140, с.57.
-Прочитайте 1 задание.
- Что вы заметили, когда измеряли стороны треугольников? (Есть треугольники, у которых две стороны одинаковые. Есть треугольники, у которых три стороны одинаковые.) Чем похожи еще эти фигуры? (У каждого треугольника есть три стороны, три угла, три вершины).
- Прочитайте 2 задание. (Работа в тетради)
Равнобедренные треугольники: 1,2,5,6,7.
Равносторонние треугольники: 3,4.
- Прочитайте 3 задание. (У 3 и 4 треугольника равны все три стороны).
- А как называются такие треугольники? (Равносторонний треугольник).
- Прочитайте 4 задание. Правильно ли мы дали определение равностороннему треугольнику? (Да). Прочитаем хором.
- Прочитайте 5 задание. Назовите номера равнобедренных треугольников и запишите.
1,2,5,6,7.
в) Построение равностороннего треугольника.
- Сегодня на уроке мы научимся чертить равносторонний треугольник с тремя заданными сторонами. Для этого нужно иметь циркуль и линейку. При работе будем пользоваться алгоритмом построения равностороннего треугольника. Сначала я вам покажу на доске, а вы внимательно слушайте, следите и запоминайте. (Работа учителя у доски. Вывешивается алгоритм)
- Итак, послушайте задание.
- Начертите равносторонний треугольник со сторонами 4см.
Алгоритм (порядок действий)
построения равностороннего треугольника
- Начерти отрезок равной данной стороне.
- Отмерь циркулем длину полученного отрезка.
- Начерти дугу из одного конца отрезка.
- Начерти дугу из другого конца отрезка так, чтобы обе дуги пересеклись.
- Точку пересечения дуг и концы отрезка соединить.
- Какой получился треугольник? (Равносторонний). А можно ли проверить, правильно ли мы начертили равносторонний треугольник? (Да). А как? (Стороны треугольника измерить линейкой). Давайте попробуем.
Все правильно.
4. ФИЗМИНУТКА.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
По сторонам веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води.
И на бочок ее клади
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец,
Зарядка окончилась.
Ты молодец!
5. РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ.
а) Самостоятельная работа.
- Вот и отдохнули, а теперь попробуем самостоятельно начертить равносторонний треугольник. Помощником вам будет алгоритм. Еще раз прочитаем алгоритм хором. Не забываем о технике безопасности при работе с циркулем. Итак, приступаем к работе. (Работа в тетради)
- Молодцы! Были ли у вас затруднения при построении равностороннего треугольника? Надеюсь, на следующем уроке у нас сразу все получится.
б) Творческая работа учащихся на листах.
-Ну, а теперь я надеюсь, что все знания о треугольниках нам помогут при построении веселого человечка для пустого домика. Попробуйте в вашей работе использовать все виды треугольников. А в конце мы посмотрим, какой человечек достоин этого домика.
- Мне кажется, все ваши человечки достойны этого домика. Молодцы!
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
№ 143, с.58.
7. ИТОГ УРОКА.
- С каким новым видом треугольников вы познакомились на уроке? Какой треугольник называется равносторонним?