Символика России. Флаг

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Ознакомить учеников с Государственным флагом РФ, дать представление о понятии «флаг».
  2. Познакомить учеников с основными моментами развития культуры знамен в истории, с их ролью и функциями в древности.
  3. Воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам; воспитание любви к Родине.

Оборудование: государственные символы – герб, флаг; фотографии Кремля, презентация флага.

Ход урока

I. Организационный момент.

На прошлом уроке мы разговаривали о гербе. А сегодня на уроке мы будем знакомиться со следующим символом государства – флагом.

Проверка домашнего задания.

  • Каждое государство имеет три символа, назовите их.
  • Герб, флаг, гимн.
  • Что изображено на гербе нашего государства?
  • Двуглавый орел.
  • Что он символизирует?
  • Единство страны.
  • Крылья орла подняты вверх – почему?
  • Орел показывает силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.
  • Как называется наука изучающая гербы?
  • Геральдика.

II. Формирование новых умений, знаний, навыков.

1. История Знамени.

Наряду с гербом важным символом является флаг. Изучением знамен, их историей и разновидностей занимается наука вексиллология. В переводе с латинского языка означает военное знамя.

В русском языке существует два слова для обозначения одного понятия: «флаг» и «знамя».

Слово «флаг» голландского происхождения, означает «корабельное знамя».

Слово «знамя» происходит от слов значение, знак, т.е. оно указывает на того, кому принадлежит, является его символом.

Ученик читает определение слова «Флаг» в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова. Там слово «флаг» определяется так: «прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов с эмблемой».

Нам мало известно о самых древних знаменах славян. Возможно, это были примитивные пучки травы или конские хвосты, закрепленные на концах шестов. С течением времени на Руси появилось знамя в виде полотна, крепившегося к древку. Его стали называть стягом. Возможно, что это слово произошло от слова «стягивать», т. е. собирать вокруг себя воинов. Это становиться особенно ясно, если представить роль знамени в битвах, когда с помощью знамен велось управление боем, войны по знамени узнавали о расположении своего командира и отряда. Соответственно, поднять знамя означало объявить о готовности к бою, опустить его признать поражение.

Уже с самого раннего времени знамя не только служило в бою, но выполняло еще одну, не менее важную роль: оно было символом власти.

2. Виды знамен.

Знамена бывают различных видов. (Слайд, приложение).

Кроме обычных, знамен известны также штандарты. Ранее так называли полковые кавалерийские знамена, ныне это особый флаг главы государства. (Слайд, приложение). Он был введен в 1701 году Петром I. Обычно его размер меньше размера знамени и имеет квадратную форму.

Посмотрите, как выглядит штандарт президента России. Он поднимается там, где в это время находится президент.

Хоругвь – это изначально церковное знамя: фактически это икона, изображенная на полотне. Они были очень распространены на Руси.

Вымпел – знамя особой формы, имеющее узкое полотнище.

Бунчук – означает древко с привязанным к нему конским хвостом.

Итак, флаги бывают разные, но все они играют одну и туже роль – собирают вокруг себя людей.

Ныне флаг – это один из важнейших символов государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность.

3. Современный флаг России.

Сейчас мы поговорим о современном флаге России. Посмотрите, как он выглядит. (Флаг, приложение).

Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

  • Какие цвета вы видите на флаге?
  • Белый, синий, красный.
  • Эти цвета не случайно появились на флаге Российского государства.

Белый цвет означает мир, чистоту.
Синий цвет – небо, верность и правоту.
Красный – огонь, храбрость, честность, красоту.

Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего шили рубахи. Женщины носили сарафаны синего и красного цвета.

Бело-сине-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петер I. Расположение полос отражало древне русское понимание мира: внизу – мир физический (природа) – красный; выше – небесный, голубой; еще выше – мир божественный, белый. И так, мы видим, что выбор цветов совсем не случаен, а имеет частичку культуры данного государства.

– Ребята, как вы думаете, когда поднимают и опускают государственный флаг? (ответы детей).

– Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину и в трудный час битвы и в час победы они высоко поднимается знамя. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случаи победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников. В час всеобщей скорби государственный флаг приспускается.

22 августа считается Днем государственного флага Российской федерации.

Флаг национальная святыня. Мы должны относиться к нему с уважением, гордиться им, помните – ему уже более трехсот лет!

4. Флаг Забайкалья.

  • Наша, Читинская область, тоже имеет свой флаг. Посмотрите на него и опишите.
  • Флаг имеет три цвета. Желтый - образует треугольник по левой стороне, получившейся пятиугольник, разделен горизонтальной линией пополам, зеленого и красного цвета.
  • Мы уже говорили о цветах, вспомните, что они обозначают?
    1. Красный – огонь, храбрость, честность.
    2. Зеленый – надежда, изобилие.
    3. Желтый цвет – честь.

5. Практическая работа.

Детям выдаются заготовки знамен, они должны дорисовать линии и соответственно раскрасить, чтобы получить флаги Российского государства и Читинской области.

III. Итог урока.

  • О чем мы говорили на уроке?
  • Что интересного вы узнали?
  • Что обозначают цвета на государственном флаге? На флаге Читинской области? Что этим мы хотим сказать?

Домашнее задание: придумайте и нарисуйте флаг своей семьи.

Запись в тетрадях:

Вексиллология – наука о знаменах.

Составные части флага – древко, к которому крепится полотнище.

Древнерусские знамена: стяги и хоругви.

Виды знамен.