Пояснительная записка
Стратегическая цель дальнейшего развития системы образования ориентирована на воспитание и развитие, здоровой, свободной и жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению, что невозможно успешно реализовать без формирования у обучающихся культуры здорового образа жизни.
Здоровье является естественным состоянием и неотъемлемым правом человека. Быть здоровым – природное стремление каждого, а формирование, сохранение и укрепление здоровья детей было и остается актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Школа – идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени дети проводят в школе. На состояние здоровья детей оказывает существенное влияние неблагоприятные экологические и социальные условия. Сложившаяся экологическая ситуация в городе Новокузнецке влияет на рост заболеваемости подростков, тем самым снижая качественный уровень обученности.
Одним из неблагоприятных районов нашего города является Заводской район, в котором располагается МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 18”. В этом районе сосредоточены одно из крупнейших промышленных предприятий металлургии, ряд шахт, шлаковый отвал. Выбросы этих предприятий отрицательно воздействуют на здоровье детей, их физическое, психическое развитие, поэтому в педагогический коллектив образовательного учреждения принял решение выбрать основным направлением воспитательно-образовательного процесса сохранение и формирование культуры здоровья участников образовательного процесса.
Цель программы: формирование культуры здоровья участников образовательного процесса посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
Задачи программы:
- формирование у обучающихся через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни;
- создание и апробация здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе;
- пропаганда здорового образа жизни.
Основные направления программы:
1этап: Организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни нашей страны привели к смене ценностных ориентаций в воспитании и образовании. Ведущей целью становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и её главного потенциала - здоровья. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы укреплять и сохранять здоровье детей, но и учить их тому, как быть здоровыми используя потенциал каждого предмета и вовлекать самого ребенка в здравотворческую деятельность на любом уроке.
Работа ведется через:
- обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;
- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических при организации образовательного процесса, норм по охране труда и техники безопасности;
- организация рациональной системы питания обучающихся;
- обеспечение оптимального режима двигательной активности обучающихся;
- использование комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся;
- создание банка данных по заболеваемости обучающихся.
2 этап: Психолого-педагогическая поддержка воспитательно-образовательного процесса
В период обучения отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к трудовой разнообразной творческой деятельности, поэтому необходимы мероприятия по созданию условий для психолого-педагогической поддержки воспитательно-образовательного процесса, направленного на сохранение здоровья.
К ним относятся:
- организация работы с учащимися по формированию культуры здоровья;
- организация семинаров для учителей: “Здоровьесберегающая педагогика”, “Проблемы нравственного воспитания обучающихся”, “Особенности полового воспитания в школе”; “Предупреждение переутомления школьников”;
- организация родительского всеобуча: “Домашний режим школьника”, “Закаливание”, “Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у подростков”, “Трудности переходного периода”, “Безопасность при работе с компьютером”, “Лудомания - эпидемия XXI века”, “Компьютер против человечества”;
- разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
3 этап: Формирование культуры здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.
В современных условиях уровень культуры общества немыслим без культуры здоровья, так как она является частью культуры общества. В процессе деятельности культура рассматривается как формирование самого человека, а процесс становления личности есть процесс усвоения человеческой культуры. С первых дней нахождения в школе ребенка следует увлекать в деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья, результатом которой должна быть личная культура здоровья, которую следует понимать как часть культуры личности, опирающуюся на систему ценностных ориентаций.
Возможны следующие формы работы по этому направлению:
- использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
- разработка мероприятий, посвященных формированию культуры здоровья (Приложение 1, Приложение 2);
- организация работы спортивных секций;
- проведение спортивно-массовых мероприятий;
- проведение профилактических мероприятий в период каникул;
- проведение “Дней здоровья”(Приложение 3, Приложение 4);
- проведение в школе вечеров здоровья и отдыха (Приложение 5).
Ожидаемые результаты реализации программы:
- снижение заболеваемости участников образовательного процесса;
- сознательный выбор здорового образа жизни всеми участниками программы;
- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- повышение социально-психологической комфортности участников образовательного процесса.
План работы по реализации программы
“Счастье быть здоровым”
1 этап. Организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
1. |
Обновление банка данных о заболеваемости обучающихся. Анализ заболеваний и динамика. |
1 раз в год |
Мед. работник Классные руководители |
2. |
Составление социологических карт по классам, составление списков:
|
Сентябрь (ежегодно) |
Социальный педагог, классный руководитель |
3. |
Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических норм.
|
В течение года |
Директор, зам. директора по АХЧ, зам. директора по БЖ |
4. |
Организация дежурства по школе. |
Сентябрь (ежегодно) |
Зам. директора по ВР |
5. |
Диспансеризация обучающихся школы. |
В течение года |
Медицинский работник |
6. |
Контроль состояния здоровья обучающихся по итогам диспансеризации. |
Апрель |
Медицинский работник, классный руководитель |
7. |
Проведение рейдов
|
В течение года |
Зам. директора по ВР, социальный педагог, библиотекарь, Совет старшеклассников |
8. |
Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды |
Февраль-март |
Зам. директора по УВР, учителя начальных классов |
9. |
Оформление листков здоровья в классных журналах. |
Сентябрь |
Классный руководитель, мед. работник |
10. |
Проведение динамических пауз, физической зарядки до начало занятий. |
В течение года |
Учителя предметники |
11. |
Участие ОУ в реализации федеральной программ “Разговор о правильном питании” |
2004г. |
Учителя начальных классов |
2 этап. Психолого-педагогическая поддержка воспитательно-образовательного процесса
№п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
1. |
Организация работы с обучающимися, мотивированными на успешное обучение через участие в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах. |
В течение года |
Зам. директора по УВР, руководитель ШМО |
4. |
Проведение классных часов и бесед по предупреждению несчастных случаев и травматизма. |
В течение года |
Классные руководители |
5. |
Проведение обучающих семинаров по вопросам формирования культуры здоровья. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
6. |
Рассмотрение на педагогическом совете вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся. |
В течение года |
Администрация |
7. |
Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни. |
с 2005г |
Зам. директора по ВР, библиотекарь |
8. |
Проведение родительских лекториев по здоровьесбережению. |
В течение года |
Администрация, мед. работник, психолог, классные руководители |
9. |
Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, психолог, мед. работник |
10. |
Проведение научно-практической конференции “Школа-центр “Здоровье”. |
Ежегодно |
Администрация, классные руководители |
11. |
Проведение круглых столов для учителей по формированию культуры здоровья. |
2 раза в год |
Зам. директора по УВР, руководитель ШМО |
12. |
Проведение МО классных руководителей по вопросам организации работы по программе “Здоровье” |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
13. |
Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. |
В течение года |
Соц. педагог, психолог, классные руководитель |
14. |
Обучение подростков эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями. |
В течение года |
Психолог |
15. |
Проведение психолого-педагогического мониторинга |
1 раз в год |
Психолог |
3 этап. Формирование культуры здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.
№п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
1. |
Контроль соблюдения режима дня обучающихся. |
В течение года |
Классные руководители, соц. педагог |
2. |
Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся (лекции, беседы, вечера). |
В течение года |
Классные руководители, зам. директора по ВР |
3. |
Организация работы лагеря с дневным пребыванием |
Каникулы |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
4. |
Озеленение учебных кабинетов и территории школы. |
В течение года |
Зам. директора по ВР и АХЧ, учителя биологии |
5. |
Проведение дней здоровья. |
Ежемесячно |
Зам. директора по ВР, учитель физ. воспитания |
6. |
Проведение недели пропаганды здорового образа жизни. |
Май |
Зам. директора по ВР |
7. |
Взаимодействие школы с “Центром “Здоровье” психолого-педагогической реабилитации и коррекции” в вопросе формирования культуры здоровья. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, психолог |
8. |
Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики у обучающихся близорукости и сколиоза, режима проветривания классных комнат на перемене. |
В течение года |
Зам. директора по УВР, учителя-предметники. |
9. |
Проведение медицинского осмотра педагогов школы в рамках национального проекта “Образование”. |
Август |
Администрация школы |
10. |
Проведение подвижных школьных перемен. |
В течение года |
Классные руководители |
11. |
Витаминотерапия. |
Март-апрель |
Классные руководители |
12. |
Организация отдыха обучающихся школы в летний период. |
Июнь-август |
Зам. директора по ВР, соц. педагог |
13. |
Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, соц. педагог |
14. |
Организация и проведения походов выходного дня, экскурсии, эколого-оздоровительных выездов. |
В течение года |
Классные руководители |
15. |
Организация участия во Всероссийском дне здоровья |
Апрель |
Зам. директора по ВР, классные руководители. |
16. |
Выпуск санитарных бюллетеней и стенгазет. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, классные руководители. |
Список литературы
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом [Текст] / методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2007. – 189с.
- Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний [Текст]./ Методика работы с учащимся. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 124с.
- Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2-3-х классах [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д : “Феникс”, 2005. – 320с.
- Жизнь в свете, дома и при дворе. [Текст] - СП “Интербук”, “Экомак”, 1990, - 125с.
- Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст]. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006. – 400с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. [Текст] /Иванов И.П. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
- История Российского государства: сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе [Текст] / авт. – сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 157с.
- Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 68с.
- Кацюба Д.В. История Кузбасса [Текст]: краеведческое пособие для учащихся - Кемерово: Кн. Изд-во, 1983 – 153с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии [Текст]: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 304с.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. [Текст] /Козлов Н.И. – М.: Новая школа; АСТ-Пресс, 1996, – 320 с.
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников [Текст]: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007. – 208с.
- Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 87с.
- Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. – 121с.
- Правила светской жизни и этикета. Хороший тон [Текст]: Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни. - М.: Рипол, 1991, - 234с.
- Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества. – изд. 2-е, испр. [Текст] / авт. – сост. М.В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2006. – 280с.
- Сгибнева Е.П, Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11 классах. [Текст] -Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 306с.
- Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10-11-х классах. [Текст] – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003. – 384с.
- Харламов И.Ф., Горленко В.П. и др. Этические беседы с учащимися [Текст]./ 5 класс. Пособие для учителя. - Мн.: Нар. Асвета, 1985. – 135с.
- Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни. [Текст] - М.: ТЕР-РА; “Книжная лавка - РТР”, 1996. – 154с.
- Экология. 10 класс. [Текст] : Комплексные поурочные планы / Сост. М.Б. Брякина. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 128с.
- Эстетическое воспитание в школе [Текст]/ Под. редакцией Б.Т. Лихачева. – М.: Педагогика, 1995. – 136с.