"Родители не только не мешают и не
препятствуют работе, а наоборот, могут
способствовать быстрым успехам".
Д. Лешли.
До начала систематического посещения детского дошкольного учреждения ребенок большую часть времени проводит вместе с родителями. Поэтому мама и папа ребенка - порой единственные взрослые люди, которые обладают полной информацией о его развитии и поведении. В связи с этим в нашем ДОУ заранее, еще до начала посещения ребенком группы детского сада, проводится анкетирование родителей с целью узнать о привычках малыша, особенностях его поведения, развития. С февраля по май работают адаптационные группы с 18 до 19 ч., куда дети приходят 1-2 раза в неделю. В первые дни и недели посещения ребенком ДОУ взаимодействие родителей и сотрудников детского сада просто необходимо. Мамы и папы имеют возможность посещать группу вместе с ребенком, и сами могут увидеть и узнать, как живут, чем занимаются их дети. Все это способствует развитию малыша, быстрой адаптации к условиям ДОУ, созданию единого пространства "семья- ребенок- детский сад" и единой системы общения в этом пространстве вплоть до поступления ребенка в общеобразовательную школу. Для детей и родителей, испытывающих трудности в установлении контактов с педагогами и детьми психолог проводит тренинг общения с ребенком раннего возраста.
Совместная работа педагогов и психолога с родителями не ограничивается первыми днями и неделями посещения ребенком ДОУ. Работа проводится систематически сначала с целью установления доверительных отношений, затем - для повышения мотивации к совместной деятельности. Как правило, родители охотнее подключаются к участию в жизни группы и ДОУ. Для этого используются различные формы работы с родителями:
- психологические тренинги для детей, родителей, детей и родителей ("Если ребенок сводит Вас с ума", "Общаться с ребенком. Как?");
- общие родительские собрания ("Игра-дело серьезное", "Секреты воспитания");
- семинары-практикумы для родителей;
- дни открытых дверей;
- консультации для родителей всеми специалистами ДОУ;
- буклеты, раскрывающие психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения детей ("На пороге школы", "Характер ребенка зависит от Вас", "Не хочу! Не буду! Не надо! Кризис трех лет" и др.);
- различные конкурсы предполагающие участие родителей ("Мисс Мама", "Птица семейного счастья" и др.);
- спортивные праздники ("Мама и я - спортивная семья", "Мама, папа, я на улицах города" и пр.)
Эти формы работы позволяют нам привлечь внимание родителей к проблемам детей, ознакомить родителей с особенностями психофизиологического развития детей каждого возраста, получить рекомендации об особенностях поведения детей в кризисные периоды, в период адаптации, и в процессе подготовки детей к обучению в школе.
Много лет реализуя программу воспитания и обучения в детском саду мы придерживались рекомендованных принципов организации деятельности. Всегда выпускники детского сада были на хорошем счету в школах города. Но мы- практики, и хотим что-то улучшить, преобразовать. А когда свои дети пошли в школу, мы поняли, что наряду с физической готовностью, объемом знаний, есть важные показатели, о которых чаще всего не спрашивают во время собеседования, и уж совсем не беспокоятся родители.
"Главная трудность, с которой ребенок сталкивается в стенах школы, коренится не в содержании учебных знаний, а в особенностях новой "социальной ситуации развития" (Л.С.Выготский). Не только на первых порах, но и позже он часто не способен сориентироваться в этой ситуации, найти себя в ней, сделать ее "подконтрольной" себе. Он не может осмыслить необходимости следовать правилам школьной жизни, построить свое общение со взрослым как с учителем и со сверстниками как с учащимися, включиться в учебную ситуацию..." [1].
Мы считаем, что призваны именно создать предпосылки для этого. Прежде всего мы ориентируемся на "развитие у детей психологической, более конкретно- личностной готовности к школьному образованию. Эта готовность- интегральная характеристика, в которой выражен спектр основных достижений психического развития на протяжении всего дошкольного детства.
В "создании новых форм поведения", их освоении и развитии Л.С.Выготский видел психологическую сущность творчества. И именно в этой своей форме творчество является наиболее "востребованным" в старшем дошкольном возрасте.
Цель образования детей старшего дошкольного возраста состоит в создании условий для их общего психического развития и формирования психологической готовности к современному - развивающему школьному обучению.
Цель достигается посредством решения следующих задач:
- психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов деятельности, субъектом построения которых становится ребенок;
- развитие творческого воображения;
- формирование произвольности как способности быть источником и автором своей активности, самостоятельно управлять ее течением;
- развитие и поддержание у детей познавательной активности;
- включение дошкольников в особые формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом, специфичные для ситуации учения, и формирования на этой основе базиса социальной компетентности;
- содействие ребенку в его становлении субъектов собственного физического и духовного здоровья;
- развитие у ребенка начал будущего умения учиться."[2].
В нашем ДОУ реализуется программа "Детство". Как и ряд действующих в России образовательных программ, она содержит подходы к комплексному обеспечению преемственности.
Основными видами деятельности детей является игра и различные виды художественного творчества.
Формирование воображения, благодаря которому у ребенка возникает способность осмысленно ориентироваться прежде всего в социальном, человеческом мире и самом себе как его части, является, по нашему мнению, приоритетом в образовании детей старшего дошкольного возраста.
Для развития воображения и игры, выступающих одновременно инструментом и результатом образования детей старшего дошкольного возраста, в ДОУ мы создали особые условия для целостной жизнедеятельности дошкольников и их родителей:
- организация предметно-развивающей среды;
- организация особого общения, в котором наряду с педагогами ДОУ существенную роль играют родители и учителя;
- организация педпроцесса, который, с одной стороны, оставляет детям достаточно времени для игры и разнообразной деятельности, а с другой- наполнен разного рода яркими эмоциональными событиями (учебные занятия с использованием развивающих игр, проведение совместных мероприятий с родителями, с привлечением педагогов СОШ № 4).
- психологические тренинги для детей, родителей, детей и родителей.
- общие родительские собрания
- семинары-практикумы для родителей. (Приложение 1)
- дни открытых дверей.
- консультации для родителей всеми специалистами ДОУ.
- буклеты, раскрывающие психолого-педагогические проблемы ("На пороге школы", "Рекомендации в выборе школы для ребенка", "Что важно знать родителям будущего первоклассника")
В этот ответственный период, как впрочем, и на всем протяжении дошкольного детства мы привлекаем к сотрудничеству и опираемся на родителей и особенности семейного воспитания.
С целью повышения компетенции родителей воспитанников мы проводим родительские собрания "Что такое готовность к школе?", практикумы для родителей "Семья на пороге школьной жизни". Для активизации родителей мы используем тесты и анкеты (Н. Н. Серовой, Е. С. Ковалевой, Е. И. Синициной) на определение готовности детей и родителей к школьному обучению. Старшим воспитателем разработана система работы с родителями будущих первоклассников, рассчитанная на 1,5 года работы перед поступлением детей в общеобразовательную школу. В основе теоретического подхода лежит концепция образования детей старшего дошкольного возраста Владимира Кудрявцева.
Семья является одним из главных институтов воспитания. Ребенок находится в семье значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один фактор не может с ней сравниться.
- Владимир Кудрявцев "К концепции образования детей старшего дошкольного возраста". стр 7. "Детский сад от А до Я" № 5, 2007г.
- Владимир Кудрявцев "К концепции образования детей старшего дошкольного возраста". стр 7-8. "Детский сад от А до Я" № 5, 2007г.
План работы с семьями будущих первоклассников
срок реализации /период работы/: 1,5 года перед поступлением в школу
№ | Названия мероприятий | Сроки | Ответственные |
Родительское собрание | |||
1. | "Подготовка к школе" | сентябрь | Заведующий МДОУ № 18, старший воспитатель, педагог-психолог, завуч СОШ № 4 по начальному образованию, воспитатели подготовительных к школе групп |
Практикумы | |||
1. | "Семья на пороге школьной жизни" Приложение 1. | ноябрь | старший воспитатель, педагог-психолог, завуч СОШ № 4 по начальному образованию |
2. | "У школьного порога" | март | старший воспитатель, педагог-психолог, завуч СОШ № 4 по начальному образованию |
Консультации | |||
"От игры к учебе, или кризис 6-7 лет" | Октябрь | Педагог-психолог | |
Информационные буклеты | |||
1. | "На пороге школы" | Ноябрь | Старший воспитатель МДОУ № 18 |
2. | "На пороге школы. Вот они какие?!" | Январь | Старший воспитатель МДОУ № 18 |
3. | "На пороге школы. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?" | Май | Старший воспитатель МДОУ № 18 |
4. | "Что важно знать родителям будущего первоклассника?" | Апрель 1 | Старший воспитатель МДОУ № 18 |
5. | "Рекомендации в выборе школы для ребенка" | Апрель 2 | Старший воспитатель МДОУ № 18 |
6. | "На пороге школы. Мудрые советы" | Май | Старший воспитатель МДОУ № 18 |
Тесты | |||
1. | Для детей "Хочу ля я в школу" | Перед практикумом | Педагог-психолог ДОУ № 18 |
2. | Для родителей "Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?" | В ходе практикума | Педагог-психолог ДОУ № 18 |