Урок географии в 9-м классе по теме "Транспорт – важнейшая отрасль хозяйства страны"

Разделы: География


Цель: формирование представлений о транспорте, как составляющей части инфраструктурного комплекса России.

Задачи:
1.         Дать представление о роли железнодорожного транспорта в развитии и размещении хозяйства страны.
2.         Закрепить умение делать обобщённые выводы, развить картографические навыки и интерес к профессиям железнодорожного транспорта.
3.         Воспитать чувство ответственности за выбор будущей жизненной перспективы.

Тип урока:  урок усвоения нового материала.

Формы и методы учебной деятельности: лекция с элементами беседы, фронтальная работа, групповая, индивидуальная, дифференцированная. Проблемно – поисковый, репродуктивный, вербальный, объяснительный, практический.

Оборудование: мультимедиа, « Физическая карта России», « Социально – экономическая карта России», задания-матрицы.  

Структура урока:

Логика урока Структура урока
  1. Организационный этап
1-2. Мотивация и актуализация ведущих знаний и способов деятельности 2. Подготовительный этап
3. Конструирование образца применения знаний в стандартной и несколько измененной ситуации 3. Закрепление знаний и способов действий
4. Самостоятельное применение знаний (группы) 4. Этап применения знаний и способов действия
5. Контроль и самоконтроль 5. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
6. Коррекция 6. Этап коррекции знаний и способов знаний
7. Рефлексия 7. Этап подведения итогов и этап рефлексии

Ход урока

Структура урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе, формирует группы. Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.
Мотивация и целеполагание 1. Настраивает учащихся на формулирование темы урока: "На прошлом уроке мы вели разговор о транспорте 18 века, сегодня мы поговорим о…(современном транспортном комплексе.)
2. Обращает внимание учащихся на схему, изображенную на экране «Элементы инфраструктуры». (См. Рисунок № 1)
Дает задание: используя схему, дайте определение понятия «инфраструктура».
3. Предлагает, опираясь на схему, сформулировать тему урока и определить цели урока как конечный результат: что нужно знать и уметь.
1. Слушают учителя.

2. Выполняют задание. Вариант ответа: инфраструктура включает отрасли, которые ничего материального не производят, а лишь оказывают разнообразные услуги предприятиям, населению, обществу в целом.

 3. Формулируют тему урока – "Транспорт - важнейшая отрасль хозяйства страны»

Актуализация Предлагает ученикам, используя ранее накопленные знания, ответить на вопрос: «Какие виды транспорта вам известны?» (Промышленный, городской, магистральный - иллюстрации на экране )
Что из перечисленного можно отнести к транспортной системе области?
Учащиеся называют возможные варианты.

Отвечают на поставленный вопрос, делают вывод о наличии большого и сложного комплекса путей сообщения в Новосибирской области.

Осознание, осмысление и применение знаний

 

Обобщение и систематизация знаний. Контроль, самоконтроль.      
Коррекция знаний.

 

 

 

Подведение итогов. Рефлексия

Информирует учащихся о том, что к нам делегированы будущие железнодорожники, слушатели довузовских курсов СГУПСа и ОМГУПСа - Кичигина Анастасия, Портнягина Мария, Базарнов Дмитрий, которые расскажут о видах транспорта.

Проанализируйте данные, которые вы получили в ходе работы делегации будущих железнодорожников.

Когда учащиеся заканчивают работу в группах, учитель просит гостей вслух проанализировать полученные данные и подвести итоги работы в группах, пользуясь матрицей, проецируемой на экран. 
 Предлагает: выявить преимущества каждого вида транспорта.

Предлагает ответить на вопрос: “Каким вы видите собственное участие в решении сложившейся проблемы?”
Высказывает собственное суждение об уровне достижений школьников.

Слушают выступления учащихся (опережающее индивидуальное задание).

 

Учащиеся на специальных матрицах (см. Рисунок №2) отмечают данные, полученные в ходе занятия.

 

 

Отвечают на вопрос.

 

Через высказывание своих суждений по решению проблемы, подходят к определению формы собственного участия в нем и осознанию важности решения транспортной проблемы.