Цель: формирование представлений о транспорте, как составляющей части инфраструктурного комплекса России.
Задачи:
1. Дать представление о роли железнодорожного транспорта в развитии и размещении хозяйства страны.
2. Закрепить умение делать обобщённые выводы, развить картографические навыки и интерес к профессиям железнодорожного транспорта.
3. Воспитать чувство ответственности за выбор будущей жизненной перспективы.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Формы и методы учебной деятельности: лекция с элементами беседы, фронтальная работа, групповая, индивидуальная, дифференцированная. Проблемно – поисковый, репродуктивный, вербальный, объяснительный, практический.
Оборудование: мультимедиа, « Физическая карта России», « Социально – экономическая карта России», задания-матрицы.
Структура урока:
Логика урока | Структура урока |
1. Организационный этап | |
1-2. Мотивация и актуализация ведущих знаний и способов деятельности | 2. Подготовительный этап |
3. Конструирование образца применения знаний в стандартной и несколько измененной ситуации | 3. Закрепление знаний и способов действий |
4. Самостоятельное применение знаний (группы) | 4. Этап применения знаний и способов действия |
5. Контроль и самоконтроль | 5. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий |
6. Коррекция | 6. Этап коррекции знаний и способов знаний |
7. Рефлексия | 7. Этап подведения итогов и этап рефлексии |
Ход урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе, формирует группы. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. |
Мотивация и целеполагание | 1. Настраивает учащихся на формулирование темы урока: "На прошлом уроке мы вели разговор о транспорте 18 века, сегодня мы поговорим о…(современном транспортном комплексе.) 2. Обращает внимание учащихся на схему, изображенную на экране «Элементы инфраструктуры». (См. Рисунок № 1) Дает задание: используя схему, дайте определение понятия «инфраструктура». 3. Предлагает, опираясь на схему, сформулировать тему урока и определить цели урока как конечный результат: что нужно знать и уметь. |
1. Слушают учителя.
2. Выполняют задание. Вариант ответа: инфраструктура включает отрасли, которые ничего материального не производят, а лишь оказывают разнообразные услуги предприятиям, населению, обществу в целом. 3. Формулируют тему урока – "Транспорт - важнейшая отрасль хозяйства страны» |
Актуализация | Предлагает ученикам, используя ранее накопленные знания, ответить на вопрос: «Какие виды транспорта вам известны?» (Промышленный, городской, магистральный - иллюстрации на экране ) Что из перечисленного можно отнести к транспортной системе области? |
Учащиеся называют возможные варианты.
Отвечают на поставленный вопрос, делают вывод о наличии большого и сложного комплекса путей сообщения в Новосибирской области. |
Осознание, осмысление и применение знаний
Обобщение и систематизация знаний. Контроль, самоконтроль.
Подведение итогов. Рефлексия |
Информирует учащихся о том, что к нам делегированы будущие железнодорожники, слушатели довузовских курсов СГУПСа и ОМГУПСа - Кичигина Анастасия, Портнягина Мария, Базарнов Дмитрий, которые расскажут о видах транспорта.
Проанализируйте данные, которые вы получили в ходе работы делегации будущих железнодорожников. Когда учащиеся заканчивают работу в группах, учитель просит гостей вслух проанализировать полученные данные и подвести итоги работы в группах, пользуясь матрицей, проецируемой на экран. Предлагает ответить на вопрос: “Каким вы видите собственное участие в решении сложившейся проблемы?” |
Слушают выступления учащихся (опережающее индивидуальное задание).
Учащиеся на специальных матрицах (см. Рисунок №2) отмечают данные, полученные в ходе занятия.
Отвечают на вопрос.
Через высказывание своих суждений по решению проблемы, подходят к определению формы собственного участия в нем и осознанию важности решения транспортной проблемы. |