«Дней Александровых прекрасное
начало»
(А. С. Пушкин)
Цели урока:
- познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям, объяснить сущность преобразований Александра I, их цели и последствия; охарактеризовать главные направления внутренней политики, сформировать представление о реформах Сперанского и «Негласного комитета»;
- развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем, обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся, развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости, учить учащихся формировать свои высказывания, развивать навыки выделять главное и систематизировать материал через метод кластера;
- воспитать чувство гордости и любви к историческому прошлому России, вызвать у учащихся чувство сочувствия к тяжелому положению крестьян, воспитать чувство коллективизма, способствовать проявлению сотрудничества, активности каждого ученика, вызвать интерес учащихся к историческому прошлому.
Новые понятия и даты:
«Негласный комитет»; Вольные хлебопашцы; Государственный Совет – 1810; Комитет министров; План государственного преобразования России М. М. Сперанского; 1801–1825 – правление Александра I; 1803 – указ о вольных хлебопашцах; 1801–1811– преобразование органов центрального управления.
Оборудование: портреты Александра I, М. М.Сперанского, карта «Россия в начале XIX века», компьютер, презентации, раздаточные материалы: документы № 1, 2, схемы государственного управления.
Предварительная подготовка: сообщение учащегося на тему: «Светило российской бюрократии – М. М.Сперанский», презентации учащихся: «Сельское хозяйство и крестьянство» «Промышленность», «Российская империя в начале XIX в.».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие
II. Проверка домашнего задания. Выступления учащихся с презентациями:
1. «Российская империя в начале XIX в.».
- «Сельское хозяйство и крестьянство».
- «Промышленность».
Слово учителя:
Обобщение по выступлениям, совместно выполняем таблицу на доске:
– Назовите положительные и отрицательные черты развития?
Плюсы | Минусы |
– районная специализация – отходничество – появление капиталистых крестьян – развитие товарно-денежных отношений |
– крепостное право – экстенсивное землевладение – медленное развитие промышленности – натуральное хозяйство |
– Как вы думаете от кого зависит дальнейшее развитие страны?
Ответ: Император. Поэтому и темой урока будет «Внутренняя политика Александра I». Записываем тему в тетрадях.
III. Объяснение нового материала
План урока:
- Император Александр I.
- «Негласный комитет».
- Начало царствования.
- Реформы М. М.Сперанского.
На экране портреты: Александр I, Екатерины II, Павла I.
1. Император Александр I.
Слово учителя: Александр был любимым внуком Екатерины II .Давайте немного окунемся в ту эпоху, в этом нам помогут сами исторические личности: входят учащиеся и показывают сцену наставления бабушки – внуку.
Продолжает рассказ о наследнике престола
учитель.
– А какие высказывания о нем вы знаете?
Учащиеся читают записанные заранее высказывания
об Александре I. (Приложение 3)
– Как вы думаете, почему такие противоречивые
взгляды о нем? На этот вопрос мы сможем ответить
когда изучим период правления императора.
Если бы вы правили страной в нач. XIX в. то какие
мероприятия провели?
Высказываются мнения.
2. Учитель обобщает, знакомит с деятельностью «Негласного комитета»
На доске портреты его членов.
3. Начало царствования
На доске записи:
1) Восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству.
2) Восстановление Жалованной грамоты городам. Смотрим на экран, и учащиеся вспоминают содержание этих грамот. (Приложения 1, 2)
Меры по крестьянскому вопросу:
3) 1801 г .– право покупки земли получают купцы,
мещане, государственные и удельные крестьяне.
– О чем свидетельствует эта мера? (Указ не
посягал на основы дворянского землевладения,
сохраняя их монопольное право на владение
населенными землями. Землю, по указу, можно было
получить только без крестьян. Но теперь
собственниками земли могли стать купцы, мещане,
государственные крестьяне, крестьяне,
отпущенные помещиком на волю, все, кроме
помещичьих крестьян.)
4) Запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.
Работа с документом № 1. Работа в группах.
Обобщение: Запрет не менял сущности дела, а лишь создавал иллюзию отсутствия в стране торговли людьми. Сама же практика продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях сообщалось, что такой-то не продается, а «отдается в наймы».
5) Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках «в розницу», т. е. с разделением семьи.
6) Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.
- Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы.
- Указ о вольных хлебопашцах. Работа в группах. Ответы на вопросы к документу.
Обобщение учителя
По первому вопросу: Желание помещика, наделение
освобождаемых крестьян землей.
По второму вопросу: Освобожденные по указу
крестьяне могли перейти, например в сословие
государственных крестьян, купцов или составить
особое сословие свободных хлебопашцев.
По третьему вопросу: Свободные хлебопашцы
должны были платить подушную подать и отбывать
рекрутскую повинность.
По четвертому вопросу: Реальные результаты
издания указа 1803 г были незначительны: за время
царствования Александра I было заключено 160
сделок, по которым выкупилось на волю 47 тыс. душ
мужского пола крестьян (менее0,5%). Всего же за
время действия указа (до 1885 г.) выкупилось около
1,5%. Причина этого заключалась не только в
нежелании многих помещиков предоставить
крестьянам свободу даже за выкуп, но и из-за
тяжелых финансовых условий выкупа: цена выкупа
одной души мужского пола тогда составляла около
400 рублей ассигнациями (100 руб. серебром), т. е.
15–20 годовых оброков.)
Физкультминутка
Взялись за руки, сжали кулачки, подняли, опустили вместе 2 раза, сделали волны, положили на середину стола руки, закрыли глаза, задумались о прекрасном – релаксация
4. Реформы М. М. Сперанского
Вопрос классу: (опережающее задание)
– Какие вы знаете высказывания исторических
личностей об этом государственном деятеле? (Приложение 4)
Разработкой проекта реформы органов власти
занялся М. М. Сперанский.
Сообщение ученика. «Светило российской бюрократии М. М. Сперанский».
Обобщение учителя. По проекту:
население делилось на 3 сословия – дворянство,
среднее состояние (купцы, мещане,
государственные крестьяне), «народ рабочий»
(помещичьи крестьяне, домашние слуги и т. д.)
Все сословия наделялись гражданскими правами
(личная свобода, право занятий, передвижений,
участие в суде от своего имени, заключение
имущественных сделок).
Политическими правами (участие в управлении
государством) наделялись только сословия,
обладавшие достаточным количеством недвижимой
собственности.
Представители сословия «народ рабочий» были
ограничены в правах, но у них была возможность
перейти в среднее состояние, приобретая
собственность.) Недовольство со стороны
дворянства этот проект вызвал потому, что
наделение крепостных крестьян гражданскими
правами – личная свобода, право занятий,
передвижений, заключение имущественных сделок и
т. д. – означало отмену крепостного права.
Обсуждение реформы высших органов власти.
Раздаточный материал «Схемы государственной власти»: до Александра I, проект М. М. Сперанского, принятая Александром I. (Приложения 5 – 7)
Вопросы:
- Вспомните идеи Просвещения VIII в. Какие из этих идей нашли свое отражение в проекте Сперанского? (Разделение властей на законодательную, судебную, исполнительную; выборность законодательных ветвей власти)
- Сравните структуру власти в России до и после реформ Александра I. Назовите ликвидированные и новые учреждения. Изменились ли функции оставшихся учреждений?
- Чем министерства отличались от коллегий? (Были ликвидированы коллегии, вместо них появилось 8 министерств. В отличие от коллегий, в которых решения принимались коллегиально (т. е. совместно), министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным. Для совместного обсуждения дел был образован Комитет министерств.)
- Какие положения из проекта Сперанского были претворены в жизнь Александром I, а какие нет? (Появился Государственный Совет, не появилась – Государственная Дума)
5. Закрепление материала
Составление кластера. (Образец – Приложение 8)
6. Итоги урока
7. Домашнее задание: составить синквейн, работа по вопросам, опережающее задание: сообщения о Кутузове, « Подвиги героев Отечественной войны», полководец М. И. Кутузов.