Цели урока:
- Познакомить детей со стихотворением И.С.Никитина «Воспоминание о детстве».
- Формировать навык словесного рисования, образного мышления, умения выражать свои чувства.
- Развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к описываемым событиям.
ХОД УРОКА
1. Исполнение колыбельной песни
2. Рассказ учителя
– Мы продолжаем наш разговор о замечательной,
счастливой, невозвратимой поре детства. Вы,
наверное, не удивились, что в начале урока
прозвучала «Колыбельная». Она нас вернула к тому
прекрасному времени, когда вы были совсем
маленькими и засыпали под мамину колыбельную.
Эта песня пронизана нежностью и любовью, которые
хранятся в мамином сердце.
Воспоминание о детства – одна из самых любимых
тем писателей и поэтов. Ваше домашнее задание –
найти строчки о детстве знакомых нам писателей,
доказать текстом.
3. Ответы детей
1. Самым близким и дорогим человеком для Александра Сергеевича Пушкина была няня Арина Родионовна. Именно она открыла поэту мир сказки, пела ему народные песни, объясняла поговорки и пословицы ...»
«Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куда разумны шутки,
Приговоры, прибаутки».
2. Лев Николаевич Толстой очень любил свою маменьку. В повести «Детство» писал: «Как не любить, не лелеять воспоминания о детстве, которые освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Звуки голоса ее так сладки, так приветливы, так много говорили его сердцу. Когда он повторял молитву, то любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.
3. Детство Ивана Алексеевича Бунина прошло в доме, где царил дух Пушкина. Мать читала детям его стихи и сказки. Воспоминания о детстве поэт называл «сладчайшими» Помните строчки стихотворения «Детство»:
«Чем жарче день, тем радостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам»;
4. Г.Тукай очень рано лишился родителей, жил у разных людей. С малых лет испытывал голод и нужду. О детстве он писал так:
«Терзаем стужей и жарой, я в муках жил, я всё
видал!
Бродил по миру сиротой, среди могил, я всё видал!»
– Только на прошлом уроке мы читали стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Былое». Зачитайте фрагменты воспоминаний. О чём они? Стр.241. («Родная речь» 4 класс 1-я часть, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин)
4. Изучение нового материала
– Сегодня мы будем говорить о детстве Никитина Ивана Саввича. Прежде объясним некоторые непонятные слова, использую словарь С. И. Ожегова.
5. Словарная работа
Причудливый – замысловатый, странный.
Оригинальный – своеобразный, необычный.
Курганы – небольшие возвышенности.
Досуг – свободное от работы время.
Лампада – небольшой сосуд с фитилем. Он
наполняется маслом, зажигается перед иконой.
Дым свинцовый – синевато-серый цвет воздуха.
6. Чтение стихотворения учителем
Стр. 246. («Родная речь» 4 класс 1-я часть, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин)
– Поделитесь своими впечатлениями об этом стихотворении.
Ответы детей: Поэт с грустью вспоминает о детстве. Характер стихотворения – печальный, задумчивый.
7. Чтение стихотворения детьми про себя
8. Физкультминутка
Мы осанку исправляем
Спины дружно прогибаем,
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
9. Анализ стихотворения
– Какими словами характеризует свое детство
поэт в начале стихотворения? (Однообразно и
тоскливо)
– Зачитайте строчки, в которых описывается дом
Никитина.
– Что же радовало ребенка? Что вызывало у него
восторг? Перечислите. (Летнее утро, облака,
небесная лазурь, лес, т.е. язык природы одной был
радостью святой.)
– Какое время года поэт не любил? Почему? (Осень.
Туман закрывал поля и леса и лил дождь по целым
дням. Поэту приходилось сидеть дома и слушать
соседей. Никитину не в радость скучная и унылая
осень, которую он рисует мрачными красками.)
– Насколько частей можно разделить
стихотворение? (На три)
- Описание дома.
- Летняя природа.
- Дождливая осень.
– Вы обратили внимание, что первые строки
каждой части уже настраивают нас на определенную
интонацию, темп чтения?
– Как будем читать:
– 1-я часть? (Мелодично, задумчиво)
– 2-я часть? (С восторгом, торжественно, радостно, темп быстрее.)
– 3-я часть? (Печально, тоскливо.)
– Читая, помните о тех чувствах автора, которые вы должны передать.
10. Чтение стихотворения детьми вслух по цепочке
– Кому из читающих детей удалось передать
настроение поэта? А кому из товарищей вы бы дали
советы.
– Встречается ли в стихотворении олицетворение? (Да.)
– Найдите и зачитайте. (Восторг пылал, паров
вставали облака, тихо спящие заливы, на поля и на
заливы дым свинцовый одевал, деревья обнажались,
самовар слушал споры молчаливо или музыкою
странной отвечал).
– Почему так много олицетворений именно во 2
части? (Для поэта все в природе живое, так как
очень ее любил.)
– Да, ребята, Никитин в своих стихах, создал образ
живой природы. Он любил изображать ее в движении:
рассвет, наступление вечера, смена времен года.
Во многих стихах – любование природой, которая
радует и лечит уставшую душу.
– Как он называл себя?
Дитя степей, дитя свободы,
В пустыне рос я сиротой,
И для меня язык природы
Одной был радостью святой...
– Почему поэт пишет, что рос сиротой в пустыне. (Хотя людей было рядом очень много, он был одинок.)
11. Биография поэта
Действительно. Хотя И.Никитин родился в
обеспеченной семье, но не получал должного
воспитания и любви. Отец его владел свечным
заводом и лавкой для продажи свеч. У него был
суровый властный характер, часто выпивал. Мать
поэта – кроткая, жалостливая, богомольная
женщина не имела права голоса.
Летними ночами убегал Никитин к
старику-караульщику слушать сказки, любоваться
природой. В его стихах часто повторяется о
целительном общении с природой. В 6 лет научился
читать и уже больше не расставался с книгой. За
свою недолгую жизнь (37 лет) написал очень много
печальных стихов о тяжёлой доле бедных людей.
12. Домашнее задание
– Уметь выразительно читать стихотворение и нарисовать словесную картину. Какие бы вы использовали краски, чтобы нарисовать картину к этому стихотворению. Что изобразили? Где бы находился мальчик И. Никитин: в центре картины или на заднем плане?
13. Итог
– Оцените работу ваших товарищей. Чьи ответы были наиболее интересны? Что понравилось в уроке больше всего?
14. Заключение
– С каждым годом всё дальше отодвигается человек от детства, но зато всё явственнее становится память об этой поре. Воздух детства, воздух отчего дома во многом определяют нашу жизнь и наше отношение к людям. Я включу музыку композитора Шарля Гуно «Аве Мария», а вы послушайте, вспомните лучшие моменты жизни.