ПОСЛЕ УРОКА УЧЕНИКИ СМОГУТ:
- назвать признаки правового государства
- задуматься об идеальной модели правового государства и проблеме ее воплощения в жизнь;
- определить и аргументировать свое мнение по вопрос существования правового государства в современной России;
- продолжить накопление навыков работы в группах;
РЕСУРСЫ УРОКА:
- Раздаточный материал №1 (см. Приложение)
- Конституция РФ
- Раздаточный материал №2 (см. Приложение)
- Фломастеры, листы чистой бумаги, клей, ножницы.
ХОД УРОКА:
ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Сегодня наш урок посвящен одной из важнейших проблем философии и политологии – проблеме создания модели идеального государства.
АПД Как вы думаете, что объединяет эти
изображения? (см. Приложение).
А как сделать общество идеальным, каким образом
добиться того, чтобы каждый человек чувствовал
себя свободной личностью, частью государства, и,
просто, был счастлив? И.Кант писал: «Величайшая
задача человеческого рода – достижение
всеобщего правового государства».
АПД Исходя из сказанного выше, попробуйте обозначить проблему, о которой пойдет речь на уроке.
ТЕМА УРОКА: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА: Сегодня на уроке мы обсудим, какими признаками должно обладать правовое государство, сформулируем понятие правового государства, порассуждаем о реальности создания государства такого типа, и определим различные позиции в обществе по вопросу существования правового государства в современной России.
ПЛАН УРОКА:
1. Признаки правового государства.
2. Россия – правовое государство!?
1. Признаки правового государства
Сам термин «правовое государство» стали использовать сравнительно недавно, однако содержание этого понятия можно найти еще в трудах античных философов. Естественно, идея создания государства такого типа развивалась и в новое, и в новейшее время. Какими же признаками должно обладать правовое государство?
АПД Работая в группах с раздаточным
материалом №1, содержащим цитаты из трудов
известных философов различных исторических
эпох, группы 1-3 выделят важнейшие идеи
высказывания и на этой основе сформулируют
конкретный признак правового государства.
Группа на листе ватмана подготовит канву для
будущей схемы, которую продолжит заполнять после
отчетов о работе групп 1-3.
(Проверка результатов работы групп)
Итак, мы выслушали отчеты трех групп, слово 4
группе учеников с собранными и преобразованными
в схему данными.
АПД
1. Опираясь на схему, дайте собственное
определение понятию «правовое государство».
2. Как вы считаете, существует ли реально в мире
государство, которое бы однозначно подходило под
определение правового? Свой ответ обоснуйте.
ВЫВОД: Действительно, многие политики и
философы сегодня считают, что правовое
государство – просто идея, стимул, к которому
нужно стремиться. В этой связи слова И.Канта
воспринимаются в другом свете: нет идеального
общества, но любой человек стремится к
совершенству. Сегодня в мире более 200 государств
и далеко не каждое из них считает приоритетной
задачей создание государства нового типа –
правового, отвечающего всем из перечисленных
требований. А как же обстоят дела в России?
2. Россия – правовое государство!?
Второй пункт плана, на мой взгляд, нельзя просто выдавать за утверждение. По статистике на вопрос: «Есть ли в России правовое государство?» ответы распределились следующим образом:
- Да, скорее да 36%;
- Нет, скорее нет 62%;
- Затрудняюсь ответить 2%.
Опираясь на данные статистики, я считаю, что второй пункт плана не может быть утверждением однозначно. Поэтому здесь стоит сразу два знака препинания: вопрос и утверждение. Как вы думаете, какой знак сюда подходит больше?
РАБОТА В ГРУППАХ
АПД
Группа 1 – проанализирует главу 1 КРФ и определит, что говорит основной закон нашей страны, какие признаки правового государства в нем зафиксированы. Сопоставьте свои данные с данными схемы, полученной ранее.
Группа 2 – используя статьи периодической печати, подтвердит или опровергнет наличие ряда признаков правового государства в России. Для вас есть возможность творчески подойти к делу: в виде рисунка или схемы отобразите позицию участников обсуждения.
3-я и 4-я группы будут работать над составлением коллажа, используя рисунки и вырезки из СМИ. 3 группа докажет, что в России еще много проблем и до создания правового государства еще далеко. 4 группа, напротив, будет доказывать, что в России уже существует правовое государство. Для проверки каждой группе необходимо подготовить пояснения.
(Презентация работ).
Мы обсудили достоинства и недостатки ваших работ, однако вопрос остается открытым: Россия – правовое государство!? Одной из целей сегодняшнего занятия было обратить внимание на эту проблему, заставить задуматься, поразмышлять. Я думаю, что Россия уверенно идет по пути создания правового государства, но если перефразировать слова И. Канта, то для россиян эта задача остается пока величайшей. Я уверена, что вам, сегодняшним выпускникам, решение этой задачи будет как раз по плечу.
ВЫВОД УРОКА: Итак, сегодня мы рассмотрели признаки правового государства, рассуждали о реальности создании государства такого типа, и, наверное, многие из вас уже сегодня задумались о нелегком процессе создания правового государства в России.
ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Напишите эссе: «Россия – правовое государство», выбрав для себя это высказывание либо как утверждение, либо как сомнение.