Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Пунктуация в предложениях с однородными членами”
- Совершенствовать умения и навыки учащихся в правильной постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, обобщающими словами при однородных членах.
- Расширение представлений о природе России.
- Воспитание любви к своей стране, гордости за её достижения.
- Пропаганда проведения Олимпиады – 2014 в г. Сочи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Сопутствующее повторение:
- Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных и причастий.
- Тире между подлежащим и сказуемым.
- Умение строить текст по опорным схемам.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- ИКТ
- Личностно-ориентированные технологии.
Оборудование:
- Раздаточный материал (опорные таблицы по изучаемой теме)
- Карточки для индивидуальной работы с учащимися.
- Мультимедиаоборудование.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы и цели урока
- Повторить, какие члены предложения называются однородными.
- Средства связи однородных членов предложения.
- Особенности пунктуации в предложениях с однородными членами.
Все словосочетания и предложения будут сегодня посвящены одной теме. Попытайтесь догадаться, какой.
4 июля 2007 года 119 сессия Международного Олимпийского комитета в Гватемале приняла судьбоносное для нашей страны решение. Какое?
Сегодняшнее повторение будет осуществляться на материале “Сочи – столица зимней Олимпиады в 2014 году”
– Когда и где состоится это важное мероприятие? (Февраль 2014 года, Сочи, посёлок Красная Поляна.)
Мы сегодня заочно побываем в уникальном курортном месте нашей страны– г. Сочи, втором городе мира по протяжённости.
III. Словарно-орфографическая работа.
– Однородными или неоднородными определениями могут являться сочетания слов, вошедшие в словарную работу?
– Как можно различить однородные и неоднородные определения?
Величественный кавказский пейзаж, многочисленные горные кручи; необыкновенная, уникальная природа; заснеженный экскурсионный маршрут; торжественная утренняя панорама; первозданный горный ландшафт; долгожданный благоприятный сезон.
IV. Пунктуационный разбор предложений
1-й ученик: Сочи – самый крупный курорт в России, второй по протяжённости город в мире. Он включает не только центральную часть курорта, но и другие районы: Лазаревское, Хосту, Адлер.
2-й ученик: Две стихии: горы и море – создали этот город. Горы удерживают умеренные воздушные массы и являются естественной преградой для морского ветра. У подножия гор и в приморской долине круглый год зеленеют сады и парки, настоящие плантации чая и апельсиновые рощи.
V. Графический диктант
(Одновременно 1 ученик работает у доски, выполняя аналогичную работу; 2 ученика работают по индивидуальным заданиям.)
– Составьте схемы к данным предложениям:
- Тёплые снежные зимы и горный рельеф благоприятны для занятий горными лыжами.
- В Сочи, к удивлению, можно выбрать прогулку на лыжах или купание в море.
- Ни свет ни заря спортсмены устремляются на неизведанные горные маршруты.
- Сочетание гор и ледников, рек и озёр, спускающихся к Чёрному морю, придают необыкновенную красоту этому месту.
- Красная Поляна привлекает туристов и необыкновенно красивой природой, и чистейшим горным воздухом, и продолжительным сезоном катания.
- Неповторима красота его горных ущелий, и бурных рек, и высокогорных озёр, и ниспадающих с большой высоты водопадов.
- Олимпиада в Сочи 2014 года открывает новые горизонты не только для Краснодарского края, но и для всей России, для всего спортивного мира нашей страны.
- Как летний, так и зимний отдых на Красной Поляне оставят неизгладимое впечатление.
- В настоящее время федеральным курортом Сочи разрабатываются новые проекты, программы и планы развития горнолыжного курорта.
– Назовите условия, при которых однородные члены предложения не разделяются запятой.
– При каких условиях однородные члены предложения разделяются запятой?
VI. Творческая работа
Составьте предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения, используя опорные слова:
- альпийские луга, высокогорные озёра, скалы, снег (отовсюду)
- биатлон, бобслей, конькобежный спорт, лыжный спорт, санный спорт, хоккей (разные виды спорта)
VI. Цифровой диктант
Распределите номера предложений на нужную строчку в зависимости от выбранных вами знаков препинания:
- На юге России будет осуществлено строительство мостов и дорог, тоннелей и гостиниц, водоснабжения и канализации – всего того, что делает жизнь людей достойной.
- Многочисленные природные условия: чистый воздух, солнце, солёное море, минеральные источники, целебные грязи – помогают человеку поправить своё здоровье.
- В городе Сочи не только тёмные ночи, но и много солнечных дней.
- Сочи не похож на привычный город с бесконечной чередой каменных зданий и площадей, мостовых и улиц.
- Сочи – это двести тысяч гектаров земли с лесами и домами, дендропарками и ботаническими садами.
- Всемирно известные Мария Шарапова и Евгений Кафельников начали свою спортивную карьеру в Сочинской школе тенниса.
- Необычайную красоту столицы зимней Олимпиады создаёт всё: и вечнозелёные леса, и высокогорные реки, и озёра с радужной форелью, и водопады.
- Весной распускаются многочисленные первоцветы: сиреневые зубатки и хохлатки, голубенькие пролески и белоснежные подснежники, зеленоватые морозники и разноцветные бокальчики медуницы.
- Волки и зайцы, ежи и белки, куницы и ласки, медведи и шакалы – все эти животные населяют уникальные места нашей страны.
VII. Домашнее задание
Стр. 132 – вопросы для повторения, упр. 289
VIII Итог урока
– Как однородные члены предложения соединяются между собой?
– Когда они разделяются запятой?
– Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.