Комплексное итоговое занятие в старшей и подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с ОНР по теме "Времена года"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психоневрологов, логопедов, педагогов.

Актуальность вопросов диагностики, обучения и воспитания детей, имеющих проблемы в развитии, заметно возросла в последние годы не только в связи с повсеместным ухудшением экологической обстановки, но и в связи с известными последствиями социально-экономического кризиса, коснувшегося, прежде всего, семьи, дошкольного образования, школы.

За последние годы в г. Астрахани отмечен значительный рост ортопедической патологии среди детского населения. Особенно заметно больше стало детей с выраженными нарушениями опорно-двигательной системы, нуждающихся в постоянном наблюдении и длительном лечении.

Приоритетными направлениями нашего образования являются:

  • комплексная реабилитация детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • оказание психолого-педагогической помощи;
  • обучение и воспитание детей по специальным программам, предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи.

Успешной коррекционной работе способствует взаимодействие логопедов и дефектологов.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда и дефектолога.

Необходимо, чтобы логопед и дефектолог одновременно, каждый на своем занятии решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы. Важное средство оптимизации построения корректирующих воздействий – проведение комплексных занятий логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем.

Поэтому стало традицией проведение итоговых комплексных занятий, которые по своей сути являются занятиями-досугами. Целостность занятий обеспечивается сквозной сюжетно-игровой линией, тематической организацией речевого и познавательного материала.

Цель:

  • Закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
  • Закреплять навык произнесения слов сложной слоговой структуры.
  • Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, используя упражнения дыхательной гимнастики.
  • Формировать слуховое и зрительное внимание, память.
  • Воспитывать интерес к природным явлениям, умение внимательно вслушиваться в стихотворный текст, слышать красоту художественного слова, отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

Оборудование: рисунок-схема “Времена года”, плоскостная фигура снеговика, муляжи фруктов и овощей, две игрушечные удочки с магнитом на удилище, картинки в названии которых есть звук (с), (ш), бумажные “бабочки”, “листочки” для дыхательной гимнастики, вырезанные из бумаги овалы с цифрами- “кочки”, гимнастические веревки плетеные “косой”.

Действующие лица:

Профессор: учитель-дефектолог

Иринцесса: учитель-дефектолог

1 ведущая: учитель-логопед

2 ведущая: учитель-логопед

Сказка С.Я Маршака “12 месяцев”
(Фрагмент)

Комната во дворе принцессы. Она сидит за столом, пишет большим гусиным "пером" в тетради. Профессор в очках с указкой в руках ходит по комнате, время от времени заглядывая в тетрадь.

Принцесса: Травка зе-ле-не-ет, Сол-ныш-ко блес-тит,
Профессор: Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Принцесса: Ненавижу я писать!
Разорву сейчас тетрадь.
Профессор: Потерпите же хоть малость,
Строчка лишь одна осталась.
Принцесса: Думать, думать я должна,
Можно так сойти с ума!
Ваш урок мне надоел,
Без того хватает дел.
Вы меня развеселите,
Что-нибудь мне расскажите.
Профессор: Если будет Вам угодно,
Месяцев двенадцать ровно
Составляют целый год.
И у всех них свой черед.
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
Принцесса: Фу, какая ерунда
Надоел мне апрель,
Я хочу, чтобы была метель.
Профессор: Вы не властны над природой,
Занимайтесь лучше модой!
Принцесса: Я могу издать закон
Ну а Вас я вышлю вон.
Ведущая: Подождите, подождите, Ваше величество. Не обижайте уважаемого профессора.

Даже дети знают:
Раньше месяца Января
Вы не ждите Февраля
Раньше Августа – Сентябрь
Раньше Октября – Ноябрь
Не приходят никогда.

Немецкая народная песня: "Времена года"

Профессор: Ваше величество, а помните мы с вами учили загадки о ... и пишет на магнитной доске подсказку ЗИ
Принцесса: Ой, поняла, поняла о чем вы хотите мне сказать. Дети, послушайте меня.

"Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг"

(Зима)
"Странная звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала"
(Снежинка)
– Какие ребята умные, отгадали мои загадки. ( Прыгает и хлопает в ладоши)
Профессор: Ваше величество, а вы позволите мне загадку загадать?
Принцесса: Загадывайте, мне не жалко, я теперь добрая.
Профессор: "Белое одеяло
Землю одевало.
Солнце напекло
Одеяло потекло"
(Снег)
– Какие замечательные дети, такие маленькие, а так много знают.

Профессор обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА", которая висит на центральной стене зала (круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года): "Дети, посмотрите на этот круг. На схеме изображены все времена года. Принцесса не зря загадала нам загадки о зиме, потому что зима год начинает и год заканчивает”.

Принцесса: Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "зиму" Обращается к детям: "Дети, мы побываем в гостях у зимы, может кто-нибудь из вас вспомнит стихотворения о зиме? (дети читают стихотворения)
Ведущая 1: Ребята, мы сейчас с вами отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику
“СНЕЖИНКА”
Мы ладошки раскрываем,
И снежинки собираем.
Раз, два, три, четыре, пять
Нет снежинок и опять
Раз, два, три, четыре, пять.
Снег в ладошки набираем,
И снежинки все считаем.
Раз, два, три, четыре, пять.
Каждая снежинка
Четко мне видна,
Словно балеринка
Кружится она.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

(Показывают ладошки)

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

(Загибают пальчики по одному)
(Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга.)

(Машкова Н.В., Которова А.М.)

Профессор: А что можно вылепить из снега? Правильно, снеговика. Самый нижний ком  будет каким по размеру? (самым большим). А самый верхний ком? (самым маленьким)

Игра "Выложи снеговика" Кто быстрее соберет плоскостную фигуру снеговика.

Ведущая 1: - В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы) Ведущая обращает внимание на магнитную доску на которой осталось недописанное слово и предлагает детям дописать: ЗИ-МА.
Принцесса: - ... А после зимы наступает лето, тепло и мне хорошо.
Профессор: - Ваше величество, вы немного ошиблись, я вам подскажу. Пишет на доске подсказку: ВЕС...
Принцесса: - Ой, как вы медленно пишете. Нужно все делать побыстрее. Я знаю, знаю какое это время года! Это весна! Бежит и переводит стрелку на схеме.
Ведущая 1: Уважаемый профессор, Ваше величество, а дети знают стихи о весне, вот послушайте.
Реб.1: "Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше"
Реб. 2: "Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник
(С.Я. Маршак)

Вальс цветов (муз. П. И. Чайковского)

Дети танцуют вальс.

Принцесса и Профессор хвалят детей

Принцесса: Уважаемый профессор, вот только недавно на уроке я писала:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит
Ласточка с весною
В сени к нам летит!
Это ведь мы о весне говорили.

Профессор: Ваше величество, я не узнаю вас, как вы переменились, какая вы умная и воспитанная!
Ведущая 1: предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику.

 Пальчиковая гимнастика "Ласточка"

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была, Ты с чем пришла?
– За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну.
(На каждую строку большой палец “здоровается” дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, – сначала на правой, потом на левой руке.)
Принцесса: Обращается к ведущей: "А можно мне поиграть с ребятами?"

Предлагает игру-задание “ЛАСТОЧКИ”

– Наши ласточки были береговушками. Где эти ласточки строят себе гнезда? Правильно, на высоких песчаных берегах рек. Сначала они делают норку – узкий лаз, в который не может пролезть ни кошка, ни хорек – ни один враг. Весь песчаный берег изрыт такими норками. Издали кажется, что это окошки в многоэтажном доме. Вот на этих карточках изображен такой ласточкин домик. Ваша задача – заселить пустые норки ласточками. Известно, что на каждом “этаже” живет по 9 ласточек

6  
  2
5  
  1
7  
  3
8  
  4
9  

 Карточка-задание

Принцесса: хвалит детей.
Ведущая 1: А теперь мы допишем слово на доске ВЕС-НА
Ведущая 1: Порядок свой имеет все на свете
Недавно мы Весну встречали, дети,
Была она хозяйкою на славу:
Поля зазеленели и дубравы,
Природа, словно к празднику одета.
Теперь пришло Весне на смену ЛЕТО!
Принцесса: Опять смеется лето
В открытое окно
И солнышко, и света
Опять полным-полно.
Я переведу стрелку на ЛЕТО
Профессор: пишет на магнитной доске ЛЕ-... и предлагает детям дописать слово ЛЕ-ТО
Ведущая 2: -Назовите-ка мне, ребята, летние месяцы (дети называют). А какие стихотворения о лете вы знаете?
Реб. 1: Пришел июнь."Июнь. Июнь"
В саду щебечут птицы
На одуванчик только дунь-
И весь он разлетится.
Реб. 2: Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой,
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
Реб. 3: Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
(С.Я. Маршак)
Ведущая 2: А теперь пришла пора
Поиграть нам детвора.

 Игра-аттракцион "Фрукты-овощи"

Игра проводится под музыкальное сопровождение. Два игрока подходят к столу, на котором лежат муляжи овощей и фруктов. Одному игроку нужно собрать в корзину только овощи, а другому – только фрукты и добежать до эстафетного флажка с полной корзиной.

Игру повторить 2-3 раза.

Ведущая 2: В нашей речке
Плавают рыбешки
Быстро-быстро-быстро...
Рыбки гуляют только в воде,
И не гуляют больше нигде.
И мы поиграем в игру "Рыболов"

Логопедическая игра "Рыболов"

Ведущая кладет картинки-“рыбки” на шелковое полотно, изображающее речку. Играют два игрока. Каждому игроку дают удочку с магнитом и два ведерочка. В одно ведерочко надо положить картинки в названии которых есть звук(с), а во второе – со звуком (ш).

Ведущая 2: Река ведь не просто течет и течет, она интересною жизнью живет! Это широкая и очень глубокая река. Нам предстоит перебраться по "узкому мостику" на цветущий луг (поперек зала проложено голубое шелковое полотно в виде реки, через полотно перекинуты “мостики”- гимнастические веревки плетеные “косой”).

Дыхательная гимнастика "Подуй на бабочку"

Рядом с “речкой” располагается цветочный “луг” из больших картонных цветов.

Ведущая: А теперь посадите бабочек на цветы. Как много цветов на лугу! Придумайте, вспомните и назовите родственные слова к слову "цветок" (Цвести, цветочек, цветущий, расцветает, цветник, цветик-семицветик.)

Мы благополучно перебрались через речку, а теперь нам предстоит переход через "болото".

Чтобы не утонуть в болоте и добраться до твердой земли, нужно передвигаться по "кочкам", ловко и осторожно перепрыгивая с одной кочки на другую. (“Кочки” – это овалы из бумаги, на которых написаны цифры, “кочки” раскиданы по залу “змейкой”).

Перепрыгивая, дети вслух называют номер "кочки".

Ведущая 2: Молодцы ребята! Вы справились с заданием.

Послушайте такую загадку
"Пусты поля, мокнет земля,
Лес облетает, когда это бывает"

(Осенью.)
– Но, как известно, у природы не может быть плохой погоды! И если тучка солнышко закрыла, тучку что-то рассердило.

Пальчиковая гимнастика “Дождик”

Раз, два, три, четыре, пять.
Дождик капает опять.
Туча небо закрывает,
Всех ребяток подгоняет.
Раз, два, три, четыре
Зонтики раскрыли,
От дождя себя укрыли.
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
(На каждую строку большой палец “здоровается” с одним пальцем, начиная с указательного)
(Ладонями закрывают голову, имитируя зонт)
Травку дождик намочил
И ребят развеселил.
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
(Машкова Н.В., Которова А. М.)
Ведущая 2: Мы к лесной поляне вышли,
Поднимая ноги выше.
Ведущая предлагает детям встать в круг, обращает внимание детей на опавшую осеннюю листву (на ковре лежат разноцветные листочки для дыхательной гимнастики).

 Дыхательная гимнастика "Подуй на листочек"

Принцесса: Пока вы занимались, я собрала под деревьями целый букет из осенних листьев. Посмотрите, здесь у меня есть лист с клена, с дуба, с березы, с рябины. Как мы назовем лист с клена? (кленовый лист), лист с дуба? (дубовый), лист с березы? (березовый) и т.д.

А кто может посчитать, сколько здесь листочков?

Принцесса просит детей пересчитать листочки (предлагает детям варианты количественного и порядкового счета)

Ведущие 1 и 2, Принцесса, Профессор подводят детей к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и спрашивают детей: "Какие четыре времени года подарила нам природа?" (дети отвечают)

Принцесса: Мы играли, пели песни,
Мне приятно видеть вас!
Будет самый интересный
В нашей встрече миг сейчас!
Всем ребятам пожелаю
От души здоровья я
И подарок вам вручаю:
Вот пирог вам от меня
Угощенье получай,
Всех зову к себе на чай!

Принцесса и Профессор приглашают детей на чаепитие.

Конец.