Введение
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психоневрологов, логопедов, педагогов.
Актуальность вопросов диагностики, обучения и воспитания детей, имеющих проблемы в развитии, заметно возросла в последние годы не только в связи с повсеместным ухудшением экологической обстановки, но и в связи с известными последствиями социально-экономического кризиса, коснувшегося, прежде всего, семьи, дошкольного образования, школы.
За последние годы в г. Астрахани отмечен значительный рост ортопедической патологии среди детского населения. Особенно заметно больше стало детей с выраженными нарушениями опорно-двигательной системы, нуждающихся в постоянном наблюдении и длительном лечении.
Приоритетными направлениями нашего образования являются:
- комплексная реабилитация детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- оказание психолого-педагогической помощи;
- обучение и воспитание детей по специальным программам, предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи.
Успешной коррекционной работе способствует взаимодействие логопедов и дефектологов.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда и дефектолога.
Необходимо, чтобы логопед и дефектолог одновременно, каждый на своем занятии решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы. Важное средство оптимизации построения корректирующих воздействий – проведение комплексных занятий логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем.
Поэтому стало традицией проведение итоговых комплексных занятий, которые по своей сути являются занятиями-досугами. Целостность занятий обеспечивается сквозной сюжетно-игровой линией, тематической организацией речевого и познавательного материала.
Цель:
- Закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
- Закреплять навык произнесения слов сложной слоговой структуры.
- Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, используя упражнения дыхательной гимнастики.
- Формировать слуховое и зрительное внимание, память.
- Воспитывать интерес к природным явлениям, умение внимательно вслушиваться в стихотворный текст, слышать красоту художественного слова, отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
Оборудование: рисунок-схема “Времена года”, плоскостная фигура снеговика, муляжи фруктов и овощей, две игрушечные удочки с магнитом на удилище, картинки в названии которых есть звук (с), (ш), бумажные “бабочки”, “листочки” для дыхательной гимнастики, вырезанные из бумаги овалы с цифрами- “кочки”, гимнастические веревки плетеные “косой”.
Действующие лица:
Профессор: учитель-дефектолог
Иринцесса: учитель-дефектолог
1 ведущая: учитель-логопед
2 ведущая: учитель-логопед
Сказка С.Я Маршака “12 месяцев”
(Фрагмент)
Комната во дворе принцессы. Она сидит за столом, пишет большим гусиным "пером" в тетради. Профессор в очках с указкой в руках ходит по комнате, время от времени заглядывая в тетрадь.
Принцесса: | Травка зе-ле-не-ет, Сол-ныш-ко блес-тит, |
Профессор: | Ласточка с весною В сени к нам летит. |
Принцесса: | Ненавижу я писать! Разорву сейчас тетрадь. |
Профессор: | Потерпите же хоть малость, Строчка лишь одна осталась. |
Принцесса: | Думать, думать я должна, Можно так сойти с ума! Ваш урок мне надоел, Без того хватает дел. Вы меня развеселите, Что-нибудь мне расскажите. |
Профессор: | Если будет Вам угодно, Месяцев двенадцать ровно Составляют целый год. И у всех них свой черед. Только лишь один уходит, Сразу же другой приходит. |
Принцесса: | Фу, какая ерунда Надоел мне апрель, Я хочу, чтобы была метель. |
Профессор: | Вы не властны над природой, Занимайтесь лучше модой! |
Принцесса: | Я могу издать закон Ну а Вас я вышлю вон. |
Ведущая: | Подождите, подождите, Ваше величество.
Не обижайте уважаемого профессора. Даже дети
знают: |
Немецкая народная песня: "Времена года"
Профессор: | Ваше величество, а помните мы с вами учили загадки о ... и пишет на магнитной доске подсказку ЗИ |
Принцесса: | Ой, поняла, поняла о чем вы хотите мне
сказать. Дети, послушайте меня. "Ни ведерка, ни
кисти, ни рук, |
(Зима) | |
"Странная звездочка С неба упала, Мне на ладошку Легла и пропала" |
|
(Снежинка) | |
– Какие ребята умные, отгадали мои загадки. ( Прыгает и хлопает в ладоши) | |
Профессор: | Ваше величество, а вы позволите мне загадку загадать? |
Принцесса: | Загадывайте, мне не жалко, я теперь добрая. |
Профессор: | "Белое одеяло Землю одевало. Солнце напекло Одеяло потекло" |
(Снег) | |
– Какие замечательные дети, такие маленькие, а так много знают. |
Профессор обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА", которая висит на центральной стене зала (круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года): "Дети, посмотрите на этот круг. На схеме изображены все времена года. Принцесса не зря загадала нам загадки о зиме, потому что зима год начинает и год заканчивает”.
Принцесса: | Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "зиму" Обращается к детям: "Дети, мы побываем в гостях у зимы, может кто-нибудь из вас вспомнит стихотворения о зиме? (дети читают стихотворения) | |
Ведущая 1: | Ребята, мы сейчас с вами отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику | |
“СНЕЖИНКА” | ||
Мы ладошки раскрываем, И снежинки собираем. Раз, два, три, четыре, пять Нет снежинок и опять Раз, два, три, четыре, пять. Снег в ладошки набираем, И снежинки все считаем. Раз, два, три, четыре, пять. Каждая снежинка Четко мне видна, Словно балеринка Кружится она. |
(Сжимают и разжимают кулачки.) (Загибают пальчики по одному, начиная с большого) (Показывают ладошки) (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) (Загибают пальчики по одному) |
|
(Машкова Н.В., Которова А.М.)
Профессор: | А что можно вылепить из снега? Правильно, снеговика. Самый нижний ком будет каким по размеру? (самым большим). А самый верхний ком? (самым маленьким) |
Игра "Выложи снеговика" Кто быстрее соберет плоскостную фигуру снеговика.
Ведущая 1: | - В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы) Ведущая обращает внимание на магнитную доску на которой осталось недописанное слово и предлагает детям дописать: ЗИ-МА. |
Принцесса: | - ... А после зимы наступает лето, тепло и мне хорошо. |
Профессор: | - Ваше величество, вы немного ошиблись, я вам подскажу. Пишет на доске подсказку: ВЕС... |
Принцесса: | - Ой, как вы медленно пишете. Нужно все делать побыстрее. Я знаю, знаю какое это время года! Это весна! Бежит и переводит стрелку на схеме. |
Ведущая 1: | Уважаемый профессор, Ваше величество, а дети знают стихи о весне, вот послушайте. |
Реб.1: | "Снег теперь уже не тот - Потемнел он в поле, На озерах треснул лед, Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше" |
Реб. 2: | "Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи. Вылезайте, муравьи, После зимней стужи Пробирается медведь Сквозь лесной валежник Стали птицы песни петь И расцвел подснежник |
(С.Я. Маршак) |
Вальс цветов (муз. П. И. Чайковского)
Дети танцуют вальс.
Принцесса и Профессор хвалят детей
Принцесса: | Уважаемый профессор, вот только недавно
на уроке я писала: Травка зеленеет, |
Профессор: | Ваше величество, я не узнаю вас, как вы переменились, какая вы умная и воспитанная! |
Ведущая 1: | предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику. |
Пальчиковая гимнастика "Ласточка"
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? – За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу Весну-красну. |
(На каждую строку большой палец “здоровается” дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, – сначала на правой, потом на левой руке.) | |
Принцесса: | Обращается к ведущей: "А можно
мне поиграть с ребятами?" Предлагает игру-задание “ЛАСТОЧКИ” – Наши ласточки были береговушками. Где эти ласточки строят себе гнезда? Правильно, на высоких песчаных берегах рек. Сначала они делают норку – узкий лаз, в который не может пролезть ни кошка, ни хорек – ни один враг. Весь песчаный берег изрыт такими норками. Издали кажется, что это окошки в многоэтажном доме. Вот на этих карточках изображен такой ласточкин домик. Ваша задача – заселить пустые норки ласточками. Известно, что на каждом “этаже” живет по 9 ласточек |
6 | |
2 | |
5 | |
1 | |
7 | |
3 | |
8 | |
4 | |
9 |
Карточка-задание
Принцесса: | хвалит детей. |
Ведущая 1: | А теперь мы допишем слово на доске ВЕС-НА |
Ведущая 1: | Порядок свой имеет все на свете Недавно мы Весну встречали, дети, Была она хозяйкою на славу: Поля зазеленели и дубравы, Природа, словно к празднику одета. Теперь пришло Весне на смену ЛЕТО! |
Принцесса: | Опять смеется лето В открытое окно И солнышко, и света Опять полным-полно. Я переведу стрелку на ЛЕТО |
Профессор: | пишет на магнитной доске ЛЕ-... и предлагает детям дописать слово ЛЕ-ТО |
Ведущая 2: | -Назовите-ка мне, ребята, летние месяцы (дети называют). А какие стихотворения о лете вы знаете? |
Реб. 1: | Пришел июнь."Июнь. Июнь" В саду щебечут птицы На одуванчик только дунь- И весь он разлетится. |
Реб. 2: | Сенокос идет в июле, Где-то гром ворчит порой, И готов покинуть улей Молодой пчелиный рой. |
Реб. 3: | Собираем в августе Урожай плодов. Много людям радости После всех трудов. |
(С.Я. Маршак) | |
Ведущая 2: | А теперь пришла пора Поиграть нам детвора. |
Игра-аттракцион "Фрукты-овощи"
Игра проводится под музыкальное сопровождение. Два игрока подходят к столу, на котором лежат муляжи овощей и фруктов. Одному игроку нужно собрать в корзину только овощи, а другому – только фрукты и добежать до эстафетного флажка с полной корзиной.
Игру повторить 2-3 раза.
Ведущая 2: | В нашей речке Плавают рыбешки Быстро-быстро-быстро... Рыбки гуляют только в воде, И не гуляют больше нигде. И мы поиграем в игру "Рыболов" |
Логопедическая игра "Рыболов"
Ведущая кладет картинки-“рыбки” на шелковое полотно, изображающее речку. Играют два игрока. Каждому игроку дают удочку с магнитом и два ведерочка. В одно ведерочко надо положить картинки в названии которых есть звук(с), а во второе – со звуком (ш).
Ведущая 2: | Река ведь не просто течет и течет, она интересною жизнью живет! Это широкая и очень глубокая река. Нам предстоит перебраться по "узкому мостику" на цветущий луг (поперек зала проложено голубое шелковое полотно в виде реки, через полотно перекинуты “мостики”- гимнастические веревки плетеные “косой”). |
Дыхательная гимнастика "Подуй на бабочку"
Рядом с “речкой” располагается цветочный “луг” из больших картонных цветов.
Ведущая: | А теперь посадите бабочек на цветы. Как
много цветов на лугу! Придумайте, вспомните и
назовите родственные слова к слову "цветок" (Цвести,
цветочек, цветущий, расцветает, цветник,
цветик-семицветик.) – Мы благополучно перебрались через речку, а теперь нам предстоит переход через "болото". Чтобы не утонуть в болоте и добраться до твердой земли, нужно передвигаться по "кочкам", ловко и осторожно перепрыгивая с одной кочки на другую. (“Кочки” – это овалы из бумаги, на которых написаны цифры, “кочки” раскиданы по залу “змейкой”). Перепрыгивая, дети вслух называют номер "кочки". |
Ведущая 2: | Молодцы ребята! Вы справились с
заданием. Послушайте такую загадку |
(Осенью.) | |
– Но, как известно, у природы не может быть плохой погоды! И если тучка солнышко закрыла, тучку что-то рассердило. |
Пальчиковая гимнастика “Дождик”
Раз, два, три, четыре, пять. Дождик капает опять. Туча небо закрывает, Всех ребяток подгоняет. Раз, два, три, четыре Зонтики раскрыли, От дождя себя укрыли. |
(Загибают пальчики по одному,
начиная с большого) (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) (На каждую строку большой палец “здоровается” с одним пальцем, начиная с указательного) (Ладонями закрывают голову, имитируя зонт) |
|
Травку дождик намочил И ребят развеселил. |
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) | |
(Машкова Н.В., Которова А. М.) | ||
Ведущая 2: | Мы к лесной поляне вышли, Поднимая ноги выше. |
|
Ведущая предлагает детям встать в круг, обращает внимание детей на опавшую осеннюю листву (на ковре лежат разноцветные листочки для дыхательной гимнастики). |
Дыхательная гимнастика "Подуй на листочек"
Принцесса: | Пока вы занимались, я собрала под
деревьями целый букет из осенних листьев.
Посмотрите, здесь у меня есть лист с клена, с дуба,
с березы, с рябины. Как мы назовем лист с клена?
(кленовый лист), лист с дуба? (дубовый), лист с
березы? (березовый) и т.д. А кто может посчитать, сколько здесь листочков? Принцесса просит детей пересчитать листочки (предлагает детям варианты количественного и порядкового счета) |
Ведущие 1 и 2, Принцесса, Профессор подводят детей к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и спрашивают детей: "Какие четыре времени года подарила нам природа?" (дети отвечают)
Принцесса: | Мы играли, пели песни, Мне приятно видеть вас! Будет самый интересный В нашей встрече миг сейчас! Всем ребятам пожелаю От души здоровья я И подарок вам вручаю: Вот пирог вам от меня Угощенье получай, Всех зову к себе на чай! |
Принцесса и Профессор приглашают детей на чаепитие.