Детей, как и людей вообще лечит эмоциональное благополучие. Если ребенку улыбаются, заботятся о нём, ему хочется жить и постигать жизнь в самых разных её проявлениях. Успех в работе невозможен без веры в положительный результат. В последнее десятилетие Отечественная система дошкольного образования была вынуждена решать принципиально новые задачи, связанные с появлением большого количества новых программ и методик, также с ростом интереса родителей к содержанию образования в детском образовательном учреждении и с их возросшими требованиями. В то же время наше общество вынуждено констатировать увеличение и угрожающий рост количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, соматически ослабленных детей, с нарушениями речи и т.д.
Экономический кризис, распад духовных и нравственных ценностей привели к тому, что на детей с проблемами в развитии обрушилась масса отрицательной информации, которую поставляет сама жизнь, пресса и телевидение.
Поэтому воспитание, обучение и развитие детей с проблемами в развитии является в настоящее время важнейшей социально-педагогической проблемой и заставляет искать новые пути решения задач, поставленных самой жизнью
Помочь проблемному ребенку адаптироваться в окружающем мире, преодолеть психологические трудности в общении, предупреждение трудностей в обучении целесообразно начинать в условиях специализированной группы в дошкольном образовательном учреждении.
Доказано, что чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается результат. Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким дошкольникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в дальнейшем.
Помощь нужна не только детям, но и родителям.
В среде родителей существует устойчивое предубеждение против посещения специализированных групп. Очень трудно бывает им объяснить преимущество системной работы в этом направлении. Эффективность заключается в том, что в группах осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку, первым делом, за счет небольшой наполняемости групп – 12–14 человек. Подбираются задания разной сложности для отдельных детей, исходя из их возможностей. Есть время каждого выслушать, каждому уделить внимание. Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференциации образования, эффективна при создании специализированного сада коррекционного развивающего обучения и воспитания. Именно в таком детском образовательном учреждении возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, и социального направлений деятельности. Первые шаги в этом направлении сделаны в Муниципальном дошкольном учреждении № 31 «Тополёк», где на сегодняшний день функционирует 5 коррекционных групп.
В этих группах коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и формирование личности ребенка в целом. Обучение строится по специальным учебным планам и программам. Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга задач, решение которых осуществляется специалистами: логопедами, дефектологами, психологами, воспитателями в тесном контакте с родителями и медработниками. А также созданием единого речевого режима в детском дошкольном учреждении (контроль в течение всего дня) и психолого-эмоционального климата. Весь процесс коррекционно-развивающего обучения имеет коммуникативную направленность. Основной формой обучения является игровая деятельность, занятие в форме дидактических игр, занятий-путешествий с музыкальным сопровождением. Укрепление здоровья, совершенствование физических, интеллектуальных способностей ведется в тесной взаимосвязи с педагогом-психологом, музыкальным руководителем (логоритмика), с инструктором ФИЗО (коррегирующая, дыхательная гимнастика), с воспитателем ИЗО (коррекционные творческие занятия). В каждой группе оформлен уголок коррекции речи (Рис. 1).
Рисунок 1
Специалистами Ассоциации осуществлен Проект внедрения технологии Биологически обратной связи в практику работы детских дошкольных учреждений г. Большой Камень.
Первые два логотерапевтические кабинеты открыты в нашем детском саду. В настоящее время в детском саду работают 5 учителей логопедов – специалистов БОС, прошедших специализацию в Санкт-Петербурге. Индивидуальные занятия в приятной комфортной обстановке с использованием игровой мультимедийной компьютерной программы помогает в коррекции таких нарушений речи, как: дизартрия, нарушение темпа речи и других нарушений голоса и речи. Учат справляться с психоэмоциональными нагрузками, стрессами, улучшает память и внимание, укрепляет здоровье.
По окончании дошкольного образовательного учреждения у детей развито слуховое внимание (умение слушать и слышать), восприятие, память, мышление, ребенок как цельная личность, готов к усвоению школьной программы.
Приоритетное направление ДОУ – коррекционно-оздоровительное.
При планировании педагогического процесса основополагающими документами являются: общеобразовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой; парциальная программа «Подготовка детей с ОНР к школе» Г.Б.Чиркина, Т.В.Филичева; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева; «Наш дом природа» Н.А.Рыжова.
В саду созданы все условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Осуществляется комплексный подход к проблеме здоровья детей: совместная слаженная работа педагогов, медика, психолога.
В ходе работы решаются следующие задачи:
- определение уровня физического здоровья детей;
- обучение педагогического коллектива принципам оздоровления;
- снижение заболеваемости детей;
- обучение детей психофизическим умениям и навыкам, необходимым для дальнейшего гармоничного развития.
Познакомили родителей с целями и задачами по физическому воспитанию, разъяснили необходимость их конкретной помощи в осуществлении оздоровительных мероприятий. Ежегодно совместно с родителями проводим спортивные праздники «Вечер с папами», «Мама, папа, я – спортивная семья».
Главными задачами речевого развития детей в ДОУ «Тополек» является овладение ими навыками речевого общения. Развивая общение на основе речи, одновременно решаем две задачи:
- развивать у них понимание речи и формировать навыки активного использования в коммуникативных целях.
- совершенствовать коррекционную педагогическую и психологическую помощь нуждающимся детям – логопатам, путем привлечения эффективных форм организации и педагогических технологий;
- внедрять эффективные педагогические технологии, методы и приемы обучения и воспитания, стимулирующие творческую активность детей, их эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе). (Приложение 1). Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях. Вводим элементы соревнования, драматизации, музыкальное сопровождение, что делает занятие живым, интересным, результативным. В каждой группе создан коррекционный уголок. Используем наблюдения, тестирование, углубленное обследование по всем видам учебной и не учебной деятельности.
В ДОУ «Тополек» созданы все условия для планомерной, четко организованной методической работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Одним из условий является оформление в группах уголка природы с растительным миром и его обитателями (рыбки, хомяки).
Обеспечиваем условия для развития у детей эмоционально-положительного отношения к живой природе, общение с нею на прогулках, экскурсиях, в играх, походах. Сообщая детям о животном, растительном мире, одновременно знакомим с правилами поведения в природной среде. Формируем у детей такие качества личности, как сострадание, ответственность.
Систематически объясняли детям взаимосвязь природы и человека.
Представляем возможность осваивать предлагаемую информацию в доступной форме (художественная литература, наглядные пособия, иллюстрации). Особое место в работе отводилось играм экологического содержания, речевым логическим задачам. Используем различные формы занятий в виде: путешествий, бесед, занятий–викторин, целевых прогулок.
Экологическое воспитание детей начали одновременно с родителями (на родительских собраниях, вечерах «За круглым столом»). Совместно с родителями организовывали выставки поделок из природного материала, «Осеннюю ярмарку» – с приготовлением блюд из овощей и фруктов.
В саду ведется кружок «Юный эколог» – руководитель Лушникова О.Д. (Приложение 2).
Большое внимание уделяем взаимодействию с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь ДОУ и группы. Оказываем консультативную помощь, формируем у родителей представление об основных целях и задачах коррекции речи, развивающего обучения.
В детском саду существуют все условия для успешной работы с родителями:
- целенаправленность;
- систематичность;
- плановость;
- дифференцированный подход;
- доброжелательность, открытость.
Содержание и формы работы с семьей отмечаются разнообразием и не может быть единого стандарта. Используем все существующие формы. Задача нашего коллектива – уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентным в решении совместных задач воспитания и образования.
По итогам анкетирования следующие результаты:
- родители воспитанников отмечают, что дети с удовольствием посещают детский сад, приходят домой в хорошем настроении;
- родителям нравятся педагоги и их отношения к детям;
- родители положительно оценивают условия, созданные для пребывания детей.
Педагоги ДОУ активно участвуют в городских и краевых педагогических мероприятиях:
- «Исследование регионального компонента в экологическом образовании дошкольников», создание в группах минимузеев региональных представителей живой и неживой природы. (Приложение 3, Приложение 4, Рис. 2).
- «Светофор» – безопасность на улицах 2008 г. – получено благодарственное письмо от представителей ГИБДД города.
- «Художественная литература – неотъемлемая часть общего развития ребенка», конкурс книжных уголков в группах.
- «Авторская игра» – создание настольных и дидактических игр различных тематик.
- «Смотр-конкурс уголков сюжетно-ролевых игр».
- Готовимся к конкурсу «Создание развивающей среды в группе».
- В 2003 г. был создан проект «Мир образования» и успешно защищен на городском конкурсе «Лидер образования».
- В 2004 г. проект «Безопасность дорожного движения» разработан и защищен в совместной работе с сотрудниками ГИБДД г. Большой Камень.
Рисунок 2
Осознав актуальность работы проектного метода, его закрепляющее значение в получении знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста, систематичность, интегрированный метод обучения со всеми разделами программы, воспитатели разрабатывают проекты различных направлений.
Лушникова Ольга Дмитриевна разработала проект «Знакомство с растениями» (2005 г.). (Приложение 5).
Сновидовой Валентиной Андреевной были составлены проекты по разделу «Экология окружающего мира» «Необитаемый остров» в 2006 г. Тип проекта – исследовательско-творческий-игровой. Длительность – один учебный год. (Приложение 6, Рис. 3).
Рисунок 3
Накопленный материал, собранный в процессе работы, предопределил другую проблему: классификация предметов и их коллекционирование. Таким образом возник проект «Роль коллекционирования в развитии творческого потенциала детей». Проект разработан на год: с 2007 по 2008. (Рис. 4).
Рисунок 4
2007 г. – работает проект «Формирование интереса к математике в нетрадиционных формах у детей старшего дошкольного возраста (на 2 года)», автор – заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе МДОУ №31 «Тополек» Л.В.Шарабурова. (Приложение 7).
2007 г. – проект для логопедических групп «Комплексная система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с особыми нуждами».
Создание комплексной системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания, все дела и мероприятия в детском саду помогают детям полноценно начать школьное обучение и направлены на гармоничное развитие личности каждого ребенка.