Развивающие занятия с элементами сказкотерапии

Разделы: Работа с дошкольниками


В результате поиска технологии, позволяющей решать спектр психологических проблем детей дошкольного возраста, использую элементы метода сказкотерапиии. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает многообразный окружающий мир, готовится к взрослой жизни.

В дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте.

Слушая сказку, ребенок сопереживает происходящему, анализирует события и поступки героев, самостоятельно решает этические задачи, усваивает нравственные нормы. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Она дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Ребенок, услышав и представив различные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе. С помощью сказочного путешествия дошкольник может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью), учится общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства, также совершенствуются процессы внимания, памяти, мышления, самоконтроля, связной речи, умения сравнивать, анализировать.

Деятельность с использованием элементов сказкотерапии очень увлекает малышей, развивает творчество, фантазию.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и коррекции психических процессов.

ПРИДУМАЙ И РАССКАЖИ, ПРИДУМАЙ И ДОРИСУЙ

Цель: Развивать воссоздающее и творческое воображение; связную речь; внимание; самоконтроль.

Руководство: Прочитайте медленно и выразительно стихотворение или приведенный отрывок. Если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, помогите ему наводящими вопросами, например: “Какого цвета платье? Из какого материала сшито платье?” Если ребенок вновь затрудняется, прочитайте отрывок еще раз. Спросите, какими цветами он будет раскрашивать картинку.

Оцените степень соответствия рисунка тексту, а также меру выхода за его рамки. Привлекайте ребенка к самостоятельной оценке рисунка и рассказа. Для этого предложите ему вспомнить текст и сравнить его с рисунком. Если возникнут затруднения, прочитайте отрывок еще раз и по ходу чтения предложите ребенку проводить сравнение. Оцените связность, логичность, выразительность, эмоциональность, развернутость речи; обратите внимание на наличие в речи прилагательных и наречий, употребление сложных предложений, предложений с однородными членами, использование слов автора.

"...Коса черная... ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь... А одежа... такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить..." (П.Бажов. Медной горы Хозяйка)

  • Угадай, из какой сказки этот отрывок. Расскажи, как одета Хозяйка Медной горы.

<Рисунок 1>

"....На месте костерка одни угольки остались. Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя..." (П.Бажов. Огневушка-Поскакушка).

  • Угадай, из какой сказки этот отрывок. Расскажи, как выглядит Огневушка – Поскакушка.
  • Раскрась картинку.

<Рисунок 2>

У зимы в лесу изба —
На все стороны резьба!
Два столба хрустальных врыты,
Сторожить приставлены.
Ледяные окна скрыты
Ледяными ставнями.
На шесте на ледяном
Ворон ходит ходуном.
А.Прокофьев. У Зимы в лесу

  • Опиши дом Зимы. Нарисуй его.

"...Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали на темных ветках, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было!.. Мари увидела нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду, но больше всего обрадовало ее шелковое платьице, искусно отделанное цветными лентами и висевшее так, что Мари могла любоваться им со всех сторон..." (Э. Т.А. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король)

  • Опиши, как была украшена елка, и какие подарки получила Мари. Раскрась картинку.

<Рисунок 3>

"...За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая! Глаза ее сверкали, как звезды..." (X-К. Андерсен. Снежная королева)

  • Угадай, из какой сказки этот отрывок. Опиши Снежную королеву. Раскрась картинку.

<Рисунок 4>

"...Стенами чертогам были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметила их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых ярко освещенных чертогах!.." (X.-К. Андерсен. Снежная королева)

  • Угадай, из какой сказки этот отрывок. Опиши дворец Снежной королевы, нарисуй его.

"...От усталости Буратино едва перебирал ногами, как муха осенью на подоконнике. Вдруг сквозь ветки орешника он увидел красивую лужайку и посреди ее — маленький, освещенный луной домик в четыре окошка. На ставнях нарисованы солнце, луна и звезды. Вокруг росли большие лазоревые цветы. Дорожки посыпаны чистым песочком. Из фонтана била тоненькая струя воды, в ней подплясывал полосатый мячик..." (А.Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино)

  • Угадай, из какой сказки этот отрывок. Опиши полянку и домик. Раскрась картинку.

<Рисунок 5>

Я вылепил Снегурку,
Поставил на виду
Снегурушку-девчурку
Под яблоней в саду.
Стоит моя царевна
Под круглым деревцом —
Царевна-королевна,
Пригожая лицом.
В парчовой душегрейке
Стоит светлей зари,
И крупные на шейке
Играют янтари...
Е.Благинина. Снегурка

<Рисунок 6>

  • Опиши Снегурку. Раскрась картинку