Тема: «Эволюционная роль и значение естественного отбора» (11-й класс).
Тема урока: Эволюционная роль и значение естественного отбора.
Тип урока: обобщающий.
Время: 2 часа.
Форма проведения: защита творческих проектов.
Форма работы: творческие группы создают и защищают компьютерные презентации, работа по проблемным вопросам и тесту.
Цель урока: раскрыть и обобщить эволюционную роль естественного отбора через творческие проекты и решение проблемных задач.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя, объявление темы и цели урока.
II. Вступительное слово учителя
Под музыку читается эпиграф урока.
Природа!
Она создает вечно новые образы;
То, что есть – того не было,
Что было – уже не повторится,
все ново, хоть – всё и старо!
(И.В. Гёте)
Учитель: Мы изучили тему, и сегодня в ходе урока, обобщая и закрепляя пройденный материал, мы постараемся подтвердить высказывание Ч. Дарвина, основоположника эволюционного учения, которое звучит так:
«Я нимало не сомневаюсь, что воззрение, до недавнего времени разделявшееся большинством натуралистов и бывшее также и моим, а именно, что каждый вид был создан независимо от остальных, ошибочно» (Ч. Дарвин)
- В ходе подготовки к сегодняшнему занятию вы, разбившись на творческие группы, изучив несколько источников литературы, попытались создать свой проект по одному из вопросов эволюционного учения. Групп получилось у нас пять, следовательно, и проектов тоже будет пять. Хочется вам пожелать успешной защиты своих проектов. По завершению защиты пройдет работа над проблемными вопросами и в конце урока - работа с тестом.
Очередность выступления и темы проектов:
- Роль изменчивости в эволюционном процессе. (Хасанов М., Герасимова А., Налетова К.)
- Формы борьбы за существование. (Убугунов А., Азабина А.)
- Формы естественного отбора. (Борхоев Е, Вантеева Т.)
- Приспособленность организмов к условиям внешней среды. (Болотов И., Рахматуллина А.)
- Забота о потомстве и физиологические адаптации. (Алсанов М., Налетова Е.)
III. Учащиеся выступают с мультимедийными проектами. По ходу защиты учитель и учащиеся задают интересующие вопросы выступающим.
IV. Учитель:
И меж растений царствует война –
Деревья, травы – вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно,
А корни их, в земле неся свой труд,
За почву и за влажность спор ведут.
(Э. Дарвин)
V. Заслушав сообщения, вы без труда сможете решить проблемные ситуации.
Работа по вопросам. Учитель зачитывает задания, учащиеся дают полный, развернутый ответ.
Проблемные вопросы:
1) Многие насекомые приносят вред. Между насекомыми, растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование. Объясните:
- Почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются эффективные средства?
- К каким последствиям в живой природе приведет уничтожение насекомых?
- Почему автор книги «В мире насекомых» Д.В. Панфилов заявляет: «Без насекомых континенты мертвы»?
2) В теплице для выращивания растений созданы оптимальные условия жизни. Объясните, будет ли в этом случае происходить борьба за существование.
3) В трудное путешествие отправили через горы и пустыни караван из лошадей, ослов и мулов. Все животные были навьючены до предела возможностей. До цели дошли лишь мулы. Можно ли в этом случае говорить о том, что произошел естественный отбор? Ответ обоснуйте.
4) Форма рогов у самцов оленей такова, что сталкиваясь ими, они не могут поранить друг друга. Гибель самцов во время боев за самку – несчастный случай: олени либо не могут расцепить их из-за неправильного развития отростков, либо из-за недоразвития отростков рога становятся уже не «турнирным», а боевым оружием. Объясните нецелесообразность гибели самцов во время боев за самку. В каком направлении действует отбор по признаку «формы рогов»?
5) Какие изменения в популяции растений с красивыми цветками могут возникнуть в результате интенсивного сбора цветущих экземпляров на букет?
6) Приведите примеры адаптаций к недостатку влаги у растений.
7) Плодовитость вида тем выше, чем выше вероятность истребления потомства. Несколько примеров большой плодовитости видов:
- Холерная бацилла за сутки может дать потомство массой 100 т.
- Потомство пары птиц величиной с воробья при продолжительности жизни в 4 года может покрыть весь земной шар за 35 лет.
- Потомство пары мух съест мертвую лошадь так же скоро, как лев.
Потенциал размножения велик, но численность взрослых особей вида постоянна. Почему?
VI. Следующий этап нашего урока – физминутка.
Работа была напряженной, мы сидим уже второй урок, и нам надо немного отдохнуть.
Так как у нас урок биологии, то и разминка у нас будет необычная. Мы долго сидим и устали. Представьте, вы тигр, который высматривает свою добычу, вправо-влево, вправо-влево, еще раз. А теперь возникла опасность – тигр рычит, вытягивает вперед голову и прогибает спину, ещё раз, ещё сильней. Встаньте. Теперь вы лошадь, которая долгое время стоит на одном месте. Давайте потопчемся на месте, как лошадка, и стряхнем с себя всю усталость. Хорошо, присаживайтесь.
VII. Следующий этап нашего урока – это выполнение теста.
Вопросы данного теста взяты из репетиционных вариантов для подготовки к ЕГЭ. (Приложение 3)
По окончании работы с тестом учащиеся проверяют друг у друга работы.
VIII. Итог
Учитель подводит итоги урока. Выставляет оценки в оценочный лист.
Учитель:
В борьбе стихий, в развитье постепенном
Все существа, все формы создались
И жизнею могучею зажглись!
(Э. Дарвин)
Всем спасибо за урок!