Школа не может быть безразличной к социально-экономическим переменам в обществе. Образование стремится воспитать личность, способную адаптироваться в жизни, быть готовой активно действовать в меняющихся условиях. Ребенок, как и взрослый, живет в реальной жизни и поэтому он должен иметь право участвовать в ее преобразовании. Для того чтобы дети научились основам демократических отношений в обществе, научились управлять собой и своей жизнью в коллективе, у нас в гимназии создана детская организации самоуправления «Кедр» (Коллектив единомыслящих дружных ребят).
Ученическое самоуправление способствует:
▪ вовлечению всех гимназистов в управление делами гимназии;
▪ созданию работоспособных органов коллектива, наделенных правами и обязанностями;
▪ воспитанию личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения;
▪ личностному росту учащихся, развитию ответственности, самостоятельности, требовательности, формированию умения нестандартно мыслить.
Главным органом детской организации самоуправления в гимназии является Совет гимназистов, состоящий из 3 секторов: организационный, информационный, досуговой деятельности. В состав Совета гимназистов входят учащиеся 5-11 классов от параллели. Руководство Советом гимназистов осуществляет президент гимназии, который избирается на один год и организует свою деятельность в соответствии с проектом Устава детской организации самоуправления «Кедр».
Проект
Устава детской организации самоуправления «Кедр»
(Коллектив единомыслящих дружных ребят)
I. Общие положения
1. Детская организация самоуправления «Кедр» - самостоятельная, добровольная, независимая, самоуправляемая организация, действующая на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1» г. Минусинска.
2. В своей деятельности организация руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Федеральными законами «Об общественных объединениях», а также другими законами РФ и настоящим Уставом.
3. Членами детской организации могут быть учащиеся в возрасте от 11 до 17 лет.
II. Цели и задачи организации
1. Детская организация самоуправления преследует цель: объединение всех учащихся гимназии с целью обеспечения необходимыми условиями для развития личности и творческой самореализации.
2. Задачи:
▪ развивать организаторские способности, индивидуальные качества через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;
▪ развивать инициативу и творчество в процессе коллективных творческих дел;
▪ воспитывать самостоятельность, ответственность, предприимчивость;
▪ учить умению управлять, делать выбор, отстаивать свои права, права коллектива.
III. Принципы деятельности
Деятельность детской организации определяется принципами:
▪ взаимопомощь и доверие;
▪ стремление к развитию;
▪ равноправие всех учащихся;
▪ коллегиальность принятия решений;
▪ гуманность по отношению к каждой отдельной личности.
IV. Права и обязанности членов организации
1. Члены организации имеют право:
▪ вносить предложения по любому вопросу жизни и деятельности гимназии;
▪ подавать на обсуждение любые вопросы;
▪ избирать и быть избранным в руководящие органы организации;
▪ участвовать в проводимых организацией делах;
▪ получать текущую информацию о работе детской организации;
▪ открыто высказывать свое мнение и рассчитывать на уважение этого мнения другими;
▪ обращаться в детскую организацию за помощью в защите своих интересов.
2. Член организации обязан:
▪ соблюдать Устав детской организации и выполнять ее решения;
▪ активно участвовать в работе организации, уважать мнение коллектива и его традиции;
▪ уважать права и считаться с интересами других членов организации;
▪ своими делами способствовать повышению авторитета детской организации.
V. Законы детской организации
▪ Единства слова и дела.
▪ Дружбы и товарищества.
▪ Чести и совести.
▪ Заботы и милосердия.
VI. Структура и управление организации
1. Главным органом гимназического самоуправления является Совет гимназистов, руководство которым осуществляет президент гимназии.
2. В состав Совета гимназистов входят учащиеся 5-11 классов от параллели.
3. Совет гимназистов избирается на один год, издает и протоколирует законы, следит за их исполнением.
4. Совет гимназистов собирается еженедельно, каждую пятницу.
5. Структура Совета гимназистов:
6. Внутриклассное ученическое самоуправление строится по принципу гимназического самоуправления. В классах избираются: президент, руководители секторов.
7. Функции секторов:
Организационный сектор:
▪ контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся школы.
▪ организация дежурства по школе;
▪ контроль за соблюдением правил поведения учащимися в школе;
▪ организация трудовых десантов;
▪ оказание помощи в ремонте класса и школы силами учащихся;
▪ следит за сохранностью школьного имущества.
Информационный сектор:
▪ сбор информации для школьной газеты, оформление поздравлений, молний;
▪ проведение опросов общественного мнения по различным актуальным темам.
Сектор досуговой деятельности:
▪ организация школьных спортивных соревнований;
▪ организация и проведение коллективных творческих дел для учащихся разного возраста;
▪ организация встреч с интересными людьми.
VII. Направления деятельности:
▪ ЗДОРОВЬЕ
▪ УЧЕБА
▪ КУЛЬТУРА
▪ ТРУД
▪ ДОСУГ
▪ ЗАКОН
VIII. Символика
Детская организация имеет:
▪ флаг;
▪ эмблему;
▪ девиз;
▪ гимн.
IX. Внесение изменений в устав
Изменения могут вноситься один раз в год, после рассмотрения поступающих в течение года предложений от членов организации.
Структура самоуправления в гимназии трехуровневая:
1. Внутриклассное ученическое самоуправление.
2. Гимназическое самоуправление.
3. Общественное соуправление.
Как известно, развитие ребенка происходит в коллективе, через сотрудничество между взрослыми и детьми. Увидеть детское самоуправление в действии возможно при соблюдении основного принципа: ребенок и взрослый совместно обдумывают, планируют, оценивают дела.
Мы вовлекаем гимназистов в самоуправленческую деятельность через:
▪ привлечение к планированию и участию в гимназических коллективных творческих делах;
▪ проведение дней самоуправления «Даешь, власть!»
▪ участие в заседаниях Управляющего совета гимназии.
Сегодня мы можем отметить, что ученический коллектив сформирован, в гимназии много активистов, большинство учеников очень инициативны, заинтересованы в совместном управлении гимназией.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод: только тогда самоуправление в детском коллективе будет представлять собой динамичную систему, когда учащихся будут вовлекать в реальные проблемные ученические ситуации, интенсивную организаторскую деятельность, как в классе, так и в гимназии.