Внеклассное занятие по математике в 4-м классе на тему "Математику учить - ум точить"

Разделы: Внеклассная работа


Тема: «Математику учить - ум точить».

Цель: закрепить знания решения нестандартных задач, алгоритма умножения на 11 любого многозначного числа и вида 66·64.

Задачи:

1) учить логически и нестандартно мыслить;
2) углубить знания по школьной программе;
3) развивать глазомер, пространственные представления;
4) развивать умение анализировать, синтезировать и делать соответствующие выводы;
5) развивать наблюдательность, интуицию, интерес к умственному труду;
6) развивать интерес к предмету, способность к правильному мышлению;
7) показать роль математики в окружающем мире;
8) воспитывать интеллектуальные чувства;
9) воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Материалы к уроку:

1. для учителя:

1) таблички со словами: внимание, умение, память, логика, смекалка (на цветных листах);
2) ответы- карточки (42, 500, 200, 90, 480);
3) задания для детей:

а) задачи в стихах; (Приложение 1)
б) «Расставь цифры» (зеленые карточки); (Приложение 2)
в) ребусы (желтые карточки); (Приложение 3)
г) карточки с примерами на умножение (12 шт.); (Приложение 10)
д) «узор» (голубого цвета) (12 шт.); (Приложение 5)
е) задачи для устной работы; (Приложение 4)
ж) задачи на смекалку (12 шт.); (Приложение 6)
з) контрольные листы (12 шт). (Приложение 8)

4) «детали корабля» (из цветного картона); (Приложение 9)
5) памятка для учителя; (Приложение 11);
6) методические рекомендации к словесно-дидактической игре «Пентагон»; (Приложение 7)
7) спички (12 кор.);
8) скотч (узкий);
9) «пропуск» (карточки золотого и серебряного цвета).

2. для учащихся:

- тетради;
- ручки;
- линейка, карандаш.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

- На наших занятиях мы с вами узнали много интересного, познавательного и занимательного. Решали разного вида задачи, тренировали мышление, играли, отгадывали, развивали математическую память, наблюдательность, творческие способности.

III. Определение цели и задач занятия

- Сегодня наша цель - построить необыкновенный корабль для дальнейшего путешествия по «морям занимательных задач», «заливам загадок и головоломок», к «островам арифметических действий», по «проливам с удивительными геометрическими заданиями» в загадочной и великой Стране Математики.

- Чтобы построить корабль, вам необходимо справиться с определенными заданиями.

- Что вам понадобится для выполнения заданий?

Для этого необходимо открыть карточки, а чтобы открыть их, нужно вычислить следующие выражения. (На доске карточки, которые перевернуты внимание, умение, память, логика, смекалка. Под ними соответственно записаны примеры, под которыми закрыты ответы.)

Дети вычисляют, открывают ответ, открывают таблицу со словом, прочитывают.

IV. Переход к «сборке корабля»

- В добрый путь, пусть вам сопутствует успех. Свои успехи за правильные и удачные ответы вы будете заносить (проставлять баллы) в контрольные листы. (Дети находят на столах таблицу - Приложение 8.) В конце занятия мы подведем итоги участия каждого в проделанной работе по постройке нашего корабля (контур корабля нарисован на доске).

V. Выполнение заданий

1. «Сборка корпуса корабля»

- Построение корабля начнем с «корпуса». (Детали «корпуса», которые нужно найти. Они размещены по классной комнате.)

Первая деталь - днище (зеленого цвета).

- Эта деталь цвета молодости, обновления, свежести, спокойствия. (Находится на двери – справа.)

Ученик подходит, берет, читает задание №1. (Дети смотрят вокруг.)

Задачи в стихах (Приложение 1) по 1б.=3б. (Учитель читает - дети устно считают. Затем, прикрепляется деталь по контуру на доске.)

- Готово ли днище корабля? (Нет.)

- Нужна еще деталь! Вторая деталь днища (зеленого цвета).

- Эта деталь расположена напротив первой. (Если повернуться на 180°, у окна слева.)

Задание №2 (на столе на зеленых листах). (Приложение 2)

а) Расставь цифры (условие: стрелка направлена от большего числа к меньшему).
б) Упражнение «Зоркий глаз» (ответ: 17 квадратов). Ученик выполняет на доске.

Третья и четвертая детали корпуса (прямоугольники)

- Если хорошо приглядеться, то увидишь сразу… (Впереди находятся - их 4 штуки.) Стоп! Их брать нельзя. Надо определить, какие нам подходят. Для этого - на столе задание №3 желтого цвета. (Приложение 3)

Ребус

Головоломка

Ответы: 1. 3690 : 4 = 922 (ост.2); 2. ∆→220; □ →40; ○-660 (Ответы правильные только на 2х из 4х прям – в.)

Выбрали деталь → прикрепили → баллы записали.

Пятая деталь - «нос» корабля

- Вот вам загадка: назовите орган обоняния (или «Есть у тебя, и у меня, и у корабля»).

- Конечно, это «нос» корабля.

- Может быть, на потолке? (Нет.)

- Слева от меня? (Нет.)

- Справа от меня? (Нет.)

- Не видно? (Эта деталь сзади учителя.)

Задание №4 (устная работа). (Приложение 4)

Интересные случаи умножения (примеры на карточках. Приложение 10)

- Вспомните, как можно, не записывая в столбик, вычислить представленные случаи умножения. (Карточки с примерами на доске, а под ними - ответы. Правильно ответил - заработал 1 балл за каждый пример.)

(Дети подходят, говорят ответ, снимают пример, берут себе. Не забывают записывать баллы в контрольные листы.)

VI. Итог занятия

- Корабль построен. Он готов к дальнейшему плаванию по Стране Занимательной Математики.

- Подсчитайте заработанные вами баллы в контрольных листах. (Приложение 8)

От 15-ти до 25-ти б. - вручается пропуск I степени на этот корабль. До 15-ти б. - пропуск II степени.

VII. Домашнее задание

Составить два ребуса на деление и умножение на двузначное число.