Задачи:
- Образовательные задачи: Актуализировать, систематизировать знания учащихся по данной теме;
- Воспитательные задачи:
- воспитание положительного отношения к предмету, умение работать в коллективе;
- воспитание трудолюбия, усердия, веру в себя и в собственные силы;
- воспитание взаимовыручки и товарищества
- Развивающие задачи: Дальнейшее развитие внимания, памяти
Оборудование: Проектор, карточки с изображением знаков химических элементов
Правила игры:
Игра проходит в пять туров. Участвуют 2 команды по пять человек, жюри 2 человека (помощники учителя из класса, которые помогают считать баллы), если на вопросы не могут ответить команды, то зрители могут заработать балл.
I тур
Переведите с химического языка на общепринятый прочитанные фразы. 1 балл правильный ответ
- Не все то аурум, что блестит
- Белый, как карбонат кальция
- Слово – аргентум, а молчание аурум
- Уходит как аш – два – о в оксид кремния
- Аллотропная модификация углерода чистой аш – два – о
- Прозрачен как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия
- Много оксида водорода утекло с тех пор
II тур “Химический пентагон”
Задания большие, если угадывают с первого предложения – 5 баллов, с прочтением последующих предложений баллы уменьшаются.
- В 1890г он явился причиной гибели экипажа океанского парусника “Мальборо”. Корабль не получил никаких повреждений, но потеряв управление блуждал в океане.
- Он явился причиной массового самоубийства китов (киты выбрасывались на берег)
- Он встречался в составе вулканических газов
- Его содержание в окружающей среде – своеобразный эталон для сравнения загрязненности атмосферы различных городов, а также для установления степени ядовитости выхлопных газов автомашин.
- При отравлении им наступает кислородное голодание тканей, а в особенности клеток центральной нервной системы.
- Агат, оникс, халцедон, опал, кристобалит – все это его аллотропные формы
- Первым оружием и одновременно орудием труда доисторического человека был материал, состоящий главным образом из него
- Он оказывает вредного биологическое действие на человека: вызывает такие заболевания, как силикоз и образование камней в почках
- В земной каре W = 90%
- В наши дни из него изготавливают цемент, стекло, хрусталь, тонкую керамику
III тур. “Викторина” (1 вопрос – 1 балл)
- Назовите элементы неметалла, которые образуют различные аллотропные модификации
- Какие два неметалла образуют вещество – тефлон, характеризующиеся необычайной химической стойкостью?
- Какие два неметалла образуют вместе очень большое количество веществ?
- Какой элемент считают вторым по распространенности на Земле?
- Какой неметалл ценится дороже золота и когда платят деньги за то, чтобы от него избавится?
- Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов?
- Реакция, при которой выделяется теплота?
- Тип кристаллической решетки в алмазе?
- Существование химических элементов в виде двух или нескольких простых веществ
- Получение из относительно простых веществ более сложных
- Быстропротекающее химическое превращение сопровождающиеся выделением теплоты и света
- Формула известняка
- Термостойкое стекло
- Составные части цемента
- Составные части белой глины
- Какой оксид обуславливает синий цвет стекла
- Какое вещество называют угарным газом
- Формула горного хрусталя
- Название солей кремниевой кислоты
- Формула силикатного клея (составная часть)
- Процесс поглощения жидкости или газа твердым веществом
- Порошкообразное вещество используется для придания окраски лакам и краскам
- Способы разделения смеси
- Положительно или отрицательно заряженная частица
IV тур “Химическая угадайка”
Каждое задание оценивается в 5 баллов, правила те же, что на втором туре
- Русский ученый
- Академик петербургской академии наук с 1745г
- Основал первую химическую лабораторию
- Автор атомно-корпускулярного учения
- Разработал технологию и рецептуру цветных стекол
- Его именем назван Московский университет
- Бесцветный газ, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении превращается в твердую массу, похожую на снег. Применяется в пищевой промышленности при производстве сахара, пива, газированной воды, в химической промышленности – для получения соды, мочевины и др.
- Итальянский физик и химик
- Создал метод определения молекулярной массы
- Вычислил атомные массы кислорода, водорода
- Открыл закон, относящейся к объемам газов
- Его именем названа универсальная постоянная – число молекул в 1 моль идеального газа
- Установил точный количественный атомный состав многих молекул (воды, водорода, азота).
- Очень слабая, малорастворимая в воде кислота, в воде образует коллоидный раствор. Гели этой кислоты используют как адсорбенты и как отбеливатели. Ее соли широко распространены в природе.
- Газ без цвета, запаха и вкуса, продукт неполного окисления углерода, плохо растворим в воде, очень ядовит. Имеет промышленное значение как горючее (генераторный, светильный газ) и восстановитель, в смеси с водородом – сырье для синтеза метилового спирта.
V тур “Химический марафон”.
Каждой команде выдаются карточки с изображением знаков химических элементов. Каждый участник команды выполняет свою работу:
- – составляет формулу соединения
- – записывает уравнение реакции с участием этого соединения
- – расставляет коэффициенты
- – называет тип реакции
- – называет все вещества
Максимально – 5 баллов.
Итог игры. Ответы
I тур
- Не все то золото, что блестит
- Белый как мел
- Слово – серебро, а молчание золото
- Уходит как вода в песок
- Алмаз чистой воды
- Прозрачен как хрусталь
- Много воды утекло с тех пор
II тур
- CO
- Кремнезем
III тур
- Кислород, углерод, сера, кремний, фосфор, селен, мышьяк
- Углерод и фтор
- Углерод и водород
- Кремний
- Углерод ввиде алмаза. Деньги платят трубочисту, чтобы избавиться от сажи
- Оксиды
- Экзотермическая
- Атомная
- Аллотропия
- Синтез
- Горение
- CaCO3
- Калийное
- Известняк, глина, песок
- Al 2O 3 * 6SiO 2 * H 2O
- Оксид кобальта
- Оксид углерода (II)
- SiO2
- Силикаты
- Na 2 SiO 3
- Адсорбция
- Пигмент
- Флотация, декантация, дистилляция, фильтрование
- Ион
IV тур
- М.В. Ломоносов
- CO2
- Амедео Авогадро
- Кремниевая кислота
- CO