Урок окружающего мира "Природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Тема: Природное сообщество.

Цель: формирование представлений целостности экосистемы на основе изучения природных сообществ.

Задачи:

  • Обобщить знания, полученные в результате подготовительной работы.
  • Развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, умение работать в группах.

Оборудование:

  • Слайды, иллюстрации растений и животных разных природных сообществ.
  • Эмблемы групп каждого природного сообщества.
  • Рефераты учащихся.

Форма урока: Конференция.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

 На доске:

Наша планета Земля очень щедра и богата.
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

- Как вы понимаете высказывание? (Свободные рассуждения детей)
- Сегодня наш урок пройдёт в форме конференции. Вы все представляете комитеты по защите природных сообществ.

 Девиз конференции – «Сохраним родную природу!»

III. Знакомство с комитетами

Каждому комитету предоставляется слово для представления своего сообщества.

 I группа «Сообщество лес. Тайга».

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
(Лес)

  • Лес – наше богатство!
  • Лес – это зелёный наряд планеты!
  • Лес – это дом зверей и птиц!
  • Лес – это наш друг: задерживает влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай!
  • Лес – это кладовая, щедро отдающая свои орехи, ягоды и грибы!

II группа «Сообщество луг».

Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разрастался сам собой,
Лежит у речки голубой,
И жёлт, и синь, и ал!
(Луг)

  • Луг – это пёстрая одежда Земли!
  • Луг – это стол и дом для насекомых, птиц, грызунов!
  • Луг – это аромат Земли!

III группа «Сообщество поле».

Какое море за селом
Колышет ветерок?
В нем волны можно собирать,
Укладывать в мешок.
(Поле)

  • Поле нас и кормит, и одевает!
  • Поле – это кормушка для многих животных!
  • Многие животные считают поле своим домом!

IV группа  Сообщество озеро».

Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная.
(Озеро)

  • Озёра занимают ~ 2% поверхности планеты!
  • Озёра  разнообразны и уникальны  в своей природе!
  •  Озёра – любимое место отдыха людей!

V группа  «Сообщество болото».

Все обходят это место.
Здесь земля –
Как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
(Болото)

  • Болота – хранилище пресной воды!
  • Многие реки берут начало из болот!
  • Болота ещё называют «кладовой солнца».

- Я вижу, вы хорошо подготовились по своим сообществам. Но чтобы сравнить сообщества вам необходимо составить защиту по следующему плану:

  1. Условия образования сообщества.
  2. Растительность.
  3. Животный мир.
  4. Использование человеком.
  5. Экология.

IV. Составление сообщения по плану. Работа в группах

V. Выступление групп

(Примерные сообщения см. Приложение)

 VI. Подведение итога

- Какой же можно сделать вывод из того,  о чём мы говорили?

Вывод

Между живой и неживой природой существует тесная связь. Растения и животные получают из неживой природы всё необходимое для жизни ( солнечный свет, воду, воздух). Солнце для всех живых существ   служит источником тепла, света, энергии. В то же время неживая природа сама постоянно меняется под воздействием живых организмов. Вмешиваясь в окружающую среду, человек уничтожает многие живые организмы, тем самым меняет облик Земли.

Главное мы не должны забывать, что люди в ответе за всё, что нас окружает!

Заранее подготовленные дети читают стихи.

Плач Земли

О люди! О люди! Как вы допустили?
Вы самое главное в жизни забыли!
Забыли о том, что природа - ваш дом,
А в доме неубрано, грязно жить в нём.

Текли, извиваясь, речушки-сестрицы.
А вы посмотрите, что с ними творится:
Завалены мусором, нефтью залиты…
О люди! О люди! Ну что вы творите?

Зачем обижаете маленьких птичек?
Зачем пёстрых бабочек ловите в поле?
Все звери и птицы хотят жить на воле!
Но скоро вы их не увидите боле!

Деревья редеют. А что за причина?..
Ребята гурьбой отдыхали в лесу.
Костёр разожгли, пили. ели, смеялись,
Собрали вещички, домой разбежались.
Костёр не потушен. Зачем суетиться?
Скорее домой. А пожар приключился!

Не мучьте меня, задыхаюсь от боли,
Что делать не знаю,
И жить-то мне как?
О, люди, зачем поступаете так?