Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
А.С. Грибоедов
В наших семьях часто бывает так, что после рождения ребенка главными лицами в семье становятся младенец и его мать. А отец отодвигается "на вторые роли". Один мужчина, оказавшийся в подобной ситуации, говорил: "Я чувствую себя в роли быка-производителя. Зачатие произошло, потомство появилось - все, отец больше не нужен!" А на самом деле, какова же роль отца в семье, и в частности, в воспитании собственного ребенка?
Традиционные роли отца, остававшиеся неизменными на протяжении многих поколений, в настоящее время претерпевают серьезные изменения. Если раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.
Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.
Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны теплые отношения с отцом. "Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт".
Психологические исследования показывают, что при сравнении детей выросших с отцами и без них обнаружено, что дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети "холодных" отцов чаще бывают, застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с остальными.
Таким образом, личные качества отца, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ощущение особого эмоционально-психологического благополучия. Она учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.
Именно в семье ребенок учиться осваивает родительские роли и функции. Для более успешного осуществления этого процесса должна произойти переориентация в общественном сознании, в воспитательных приоритетах в семье. Необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Справедливо утверждение, что счастливое детство скорее будет у ребенка из полной семьи, где мать и отец выполняют свои родительские функции.
Цель: создание условий для осознания родителями наличия проблемы роли отца в воспитании ребенка ее актуальности и значимости.
Задачи:
- познакомить с результатами исследований о роли отца в современном мире;
- выявить сущность отцовского влияния на формирование индивидуально-типологических качеств сына/дочери;
- познакомить родителей с результатами анкетирования детей, мнением учащихся о роли отца в семье;
- развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании детей.
Подготовительный этап:
- Приглашение пап и мам на деловую игру (Приложение 1).
- Проведения анкетирования учащихся по теме "Мой папа" (Приложение 2), опрос по теме "Дети дают советы"
- Анализ анкет и результатов опроса, диаграмма по результатам анкетирования (Приложение 2).
- Оформление выставки рисунков ребят на тему "Моя семья".
План игры:
- Оргмомент.
- Приветствие.
- Упражнение "Ладошки".
- Разминка.
- Упражнение: "Общение детей и родителей в лицах".
- Основная часть.
- Проблема глазами родителей.
- Упражнение: "Роль отца в семье"
- Упражнение:"Правила плохих отцов"
- Упражнение: "Роль отца в воспитании сына/дочери"
- Проблема глазами детей.
- Анализ рисунка семьи, анализ анкет учащихся.
- Упражнение: "Дети дают советы"
- Проблема глазами родителей.
- Подведение итогов.
- Упражнение: "Коробочка-пожеланий".
- Обратная связь.
Оформление кабинета:
1. На доске - тема игры, лист ватмана, эпиграфы:
- "Без хороших отцов нет хорошего воспитания". (М. Карамзин)
- "Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца". (А.С. Грибоедов)
2. Выставка рисунков учащихся.
3. Магнитофон с аудиозаписью песни "Папа может все, что угодно".
4. Индивидуальные тесты "Отец семейства" (Приложение 3).
5. Стихи про пап.
Оборудование: презентация "Роль отца в формировании личности ребенка", двухцветные "ладошки" из картона, листочки для упражнения - "Общение детей и родителей в лицах"; стикеры и листы бумаги формата А-3 с надписью "Роль отца в семье", оформленные советы детей папам, рисунки детей, диаграмма - анализ анкетирования, подготовленные листы для упражнения "Роль отца в воспитании сына/дочери"; коробочка-пожеланий, листочки и ручки для пожеланий.
ХОД ИГРЫ
На начало игры звучит песня "Папа может все, что угодно".
I. Оргмомент.
Встреча родителей. Деление их на две группы отдельно мамы и папы. Выдача необходимого материала для участия в игре.
II. Приветствие.
Здравствуйте. Сегодня мы с вами поговорим об отцах, о тех, кого с гордостью мы можем назвать воспитателями детских душ, обсудим проблему роли отца в воспитании современной семьи (Приложение 4).
Аплодисменты всем отцам в мире: вашим нынешним и будущим; особо бурные аплодисменты нашим пришедшим папам, героям сегодняшнего дня. Мы ценим вас, восхищаемся вами. Мне хочется подарить вам как введение в тему нашего общения очень оптимистический отрывок из статьи Ричи Уоррена "Одинокий мужчина": Вы только вспомните, сколько раз мужчины спасали мир от краха, компании - от банкротства по долгу своей службы. Неужели вы в самом деле думаете, что они не способны на подобные подвиги ради собственного семейства? Только посмотрите, какое количество отцов каждые выходные, отказывая себе в заслуженном отдыхе на диване, ходят с детьми на футбол, в кафе-мороженое, зоопарк, музей. И по утрам провожают детей в школу, между прочим, не только мамы. Я вообще считаю, что каждый мужчина, если ему не мешать с самого начала и дать привыкнуть, способен сделать все для семьи и детей. Конечно, не сразу, не так умело, как это делают женщины и матери, но со временем ничуть не хуже. И вряд ли кто-то имеет право мешать им заботиться о собственных детях. В них чувство отцовства тоже заложено природой. Только мало кто об этом помнит и говорит.
Для начала давайте, используем вернейшее средство, которое сближает людей. Что это? (Улыбка.) Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки.
Упражнение "Ладошки"
Каждый родитель получил "ладошки" из картона.
Теперь давайте проголосуем с помощью ладошек: красный - да, синий - нет:
- Любите ли своих детей?
- Родительский труд - очень тяжелый труд?
- 23 февраля - это праздник защитника отечества?
- Готовы ли вы работать в форме игры?
- Готовы ли вы сотрудничать во время игры?
III. Разминка.
Упражнение: "Общение детей и родителей в лицах"
Каждому родителю предлагается на своем листочке, отвечая на вопрос ведущего нарисовать одну из предложенных на доске пиктограмм.
- С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
- Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?
Обсуждение: У родителей спрашивается: Каких пиктограмм больше? Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов? Есть ли разница в ответах на второй и третий вопрос?
Вывод: ребенок любит своих родителей и нуждается в их ласке и любви, и если мамы и папы хотят видеть своих детей счастливыми и часто улыбающимися, то они в сою очередь, несмотря ни на проблемы на работе, ни на неудачи в личной жизни должны привносить в жизнь своих детей положительные эмоции.
IV. Основная часть.
1. Проблема глазами родителей.
а. Издавна повелось, что отец - это добытчик, а мать - хранительница очага и воспитатель детей. Однако в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Нередко мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность, и, соответственно, быть образцом для подражания.
В настоящее время традиционные роли отца и мужчины, остававшиеся неизменными на протяжении многих поколений, претерпевают серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.
Упражнение: "Роль отца в семье"
А как, уважаемые родители, вы смотрите на роль отца в семье в современном обществе? Родители записывают ответы на стикеры и вывешиваются на доску.
б. Отцовское влияние - это огромная и благородная сила в воспитании детей. Беда сегодняшнего общества, что эта сила часто не ощущается.
Когда говорят о влиянии семьи на ребенка, то обычно имеют в виду влияние матери. В школу, на родительские собрания приходят в основном женщины - матери и бабушки, больничные листы в поликлинике выдают также чаще матерям - такова укоренившаяся практика.
Различия в мужской и женской воспитательной стратегиях, безусловно, существуют. Знаменитый психолог и философ Эрик Фромм выделяет два типа любви: отцовский и материнский. Отцовская любовь более взыскательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги. Материнской любви чужда объективность: ребенка любят за то, что он есть.
По мнению Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в материнской, и в отцовской любви, любой крен в одну сторону ведет к искажению мироощущения и нарушению поведения. Фромм считал, что западное общество становится все более "безотцовским". Сетования феминисток на инфантильность современных мужчин во многом не лишены оснований. Поколение современных детей формируется в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Отсутствие отца, даже при его формальном наличии, - огромная беда.
Отец, не способный свести концы с концами, не может дать ребенку положительного примера, у него нет материальных оснований для подлинного авторитета. Однако отец, слишком занятый зарабатыванием денег, вообще забывает о существовании семьи и детей. Это, конечно, крайности, но к этим крайностям тяготеет поведение современных отцов. Матери не могут заменить отца, им не по силам эта роль.
Упражнение: "ПРАВИЛА ПЛОХИХ ОТЦОВ"
А сейчас я хочу попросить вас составить правила "плохих пап" сначала индивидуально на листочке, затем составить общий свод и зачитать. (Примеры: "Никогда не играй со своим ребенком", "Не спрашивай его об увлечениях, интересах", "Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж".)
Обсуждение: Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? (Чтобы никогда не следовать им.)
в. Александр Сергеевич Грибоедов почти двести лет назад написал:
Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца.
Актуальны ли они в наши дни?
Упражнение: "Роль отца в воспитании сына/дочери".
Я предлагаю вам в течение 3 минут составить таблицу:
- 1-я группа - "Какие качества прививает отец сыну";
- 2-я группа - "Какие качества прививает отец дочери".
(Таблицы обсуждаются в группах, затем результаты с помощью мозгового штурма представляются всем.)
Непросто быть отцом, трудна, сложна, ответственна эта миссия. Сыновья подрастают, чем-то радуя вас, а чем-то разочаровывая. Мальчишки - особый народ, беспокойный и непоседливый, и чтобы ваш сын вырос настоящим мужчиной, нужен огромный труд вашей души, ум, такт, мужская строгость, твердость, терпение и взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское влияние, воспитание мужских качеств, таких, как мужское достоинство, рыцарское отношение к женщине, умение брать на себя ответственность, способность к труду, и множество других качеств, присущих настоящему мужчине.
Для полноценного воспитания девочек, для формирования гармоничного женского характера, им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами. С момента рождения именно от отца дочери необходима похвала, например, такая: "Принцесса, красавица ты моя"; это воспитывает гармоничность, само принятие, уверенность в себе, женское достоинство. Воспитание дочери - дело особое, чрезвычайно тонкое, крайне ответственное. Отец присутствует во всей будущей жизни женщины: интуитивно она выбирает себе партнера такого же, как отец; папа является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами.
Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах, о разумных способах их разрешения.
2. Проблема глазами детей.
Данные по опросу анкетированию детей представлены на доске, также оформлена выставка рисунков детей на тему "Моя семья".
А теперь давайте обратимся к выставке рисунков ваших детей по теме: "Моя семья" и посмотрим какую роль отводят дети отцам.
Анализ рисунка семьи.
- Есть ли отец на рисунке?
- Чем чаще занят отец в рисунках детей?
- Каково место отца на рисунке? (Размеры, прорисовка деталей.)
- Какие детали вас тревожат, когда вы смотрите на рисунок? Часто ли видно на рисунках у детей, что отец занят совместной с ними деятельностью или игрой?
Анализ опроса детей.
Детям были заданы пять вопросов относительно отцов. Получены не очень утешительные результаты. Всего опрошено 29 детей.
- Играет ли с вами папа по вечерам? (Да - 14 человек.)
- Учит ли папа с вами уроки? (Да - 19 человек.)
- Катается на лыжах и коньках? (Да - 14 человек.)
- Читает на ночь книжки? (Да - 8 человек.)
- Берет с собой на прогулку? (Да - 17 человек.)
Ведущий. Мы просили детей дать свои советы папам, давайте проанализируем их.
Упражнение: "Дети дают советы" (приложение 5)
Обсуждение:
- Какие эмоции вызывают у вас советы?
- Как хочется их прокомментировать?
- Что вы заметили, анализируя советы?
Вывод: Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребенка и получением выгод, и лишь изредка можно заметить проявление искренней заботы об отце.
V. Подведение итогов.
Ведущий: Говоря о роли отца в воспитании ребенка, нельзя не заметить, что, по мнению ученых, даже некомпетентный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.
А вот дети, чьи отцы активно участвовали в воспитании, показывают высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития.
В заключение я хотела бы попросить Вас выполнить следующее упражнение.
Упражнение: "Коробочка пожеланий"
Ведущий: Всем участникам заранее раздаются подготовленные листочки и предлагает написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим на занятии, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в коробочку-пожеланий.
Затем ведущий перемешивает в коробке все пожелания и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.
А теперь, уважаемые папы и мамы, вам небольшое домашнее задание каждому из вас предоставляется тест "Отец семейства", ответив на который, вы сможете узнать какой вы отец семейства, а если на вопросы этого теста ответит ваша супруга. Польза - обоюдная... Есть ли в ваших ответах большая разница? Если есть, то вместе обсудите вопросы, ответы на которые особенно отличаются.
VI. Обратная связь.
Ведущий: Я благодарю всех за участие и откровенность. Всем желающим предоставляется возможность высказать свое мнение об игре, сказать какие-то пожелания, замечания, напутственные слова.
Спасибо за внимание.
До свидания!
Список литературы.
- Бабина Ю. Роль отца в воспитании ребенка. // Школьный психолог. - №8. - 2007. - с.12-15.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
- Кон И.С. Этнография родительства. - М., 2000.
- Курпякова Г.Н. Родительское собрание "Быть хорошим отцом - подлинный талант" //Классный руководитель. - №3. - 2005. - с.62-65.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.:ЗАО "Институт психотерапии", 2003. - 295 с.
- Семенюк Н. И. Сценарий родительского собрания для пап. //Классный руководитель. - №3. - 2005. - с.50-57.
- Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. - 512 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юцтискис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - с. 6-7, 20-21.