Задачи урока:
- познакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
- выяснить, что Олимпийские игры были связывающей нитью для всех эллинов;
- формировать умение выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью;
- развивать умение логически мыслить, навыки коллективной работы и чувство товарищества;
- активировать деятельность ребят, предлагая интересные и познавательные задания;
- воспитывать смелость, взаимопомощь, коллективизм и самодисциплину.
Оборудование: выставка книг, посвященных олимпийским играм, пол. карта мира, атласы с конт. картами, рисунки, презентация.
Эпиграф на доске: "Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм". Е. Озерецкая
Тип урока: комбинированный.
Технология сотрудничества с применением информационной технологии.
- Организационный момент.
Класс делится на три группы
- Проверка знаний. Что мы знаем о Греции. (Соревнование между группами)
- 1 группа. “Слово в слове” (составить термины и их объяснить)
1 ряд
|
2 ряд
|
З ряд
|
- 2 группа. Из перечня слов подчеркнуть те, которые относятся к Греции.
Полис, клинопись, Солон, илот, демократия, колония, Нил, пирамида, Эллада, шадуф, иероглифы, демос.
- 3 группа. Тетрис-игра (Сложить из букв термины и их объяснить три человека на местах)
Полис, илоты, пираты, , архонты, демократия.
Работа с картой
- Давайте на карте найдем государство, о котором мы уже много знаем.
- Где расположена?
- Как разделяется?
- Хорошие ли условия там были для занятий земледелием, хватало ли всем земли?
- Как греки выходили из положения (образовывали колонии)?
- Сохранялась ли связь между греками, проживающими в колониях и в самой Греции? Как?
- Как называли греки себя и свою страну?
Физкультминутка
Человек (руки вверх)
|
Область (в сторону)
|
Город (руки вниз)
|
- Изучение нового материала
Вы затрудняетесь потому, что это слово мы узнаем сегодня. Тема нашего урока "Олимпийские игры". Цель нашего урока - познакомиться с -Олимпийскими играми и выяснить какую роль они играли в жизни греков.
Олимпийские игры – грандиозный праздник на который съезжаются спортсмены из разных стран и континентов. Он символизирует мир и взаимопонимание людей. В олимпийской символике разноцветные кольца олицетворяют континенты. Цвет континентов
- синий – Европа
- красный – Америка
- черный – Африка
- желтый – Азия
- зеленый - Австралия
Наверное, очень символично, что именно сейчас идет подготовка спортсменов к Олимпийским играм. В каком городе, в какой стране будут проходить игры?
А теперь обратимся к истории Олимпийских игр. Мы узнаем, почему их стали проводить, и какая страна является их родиной. Может вы сразу ответите?
Миф об основании олимпийских игр.
Олимпийским играм более 2-х тысяч лет. Всемирные Олимпийские игры проводятся с 1896 г. (Афины)
Перед Олимпийскими играми проводится огромная работа. Готовятся и спортсмены, и организаторы Олимпийских игр.
Традиционным атрибутом Олимпийских игр с 1928 года является Олимпийский огонь. Он доставляется эстафетой: едет на поезде, плывет на пароходе, летит на самолете - на торжественное открытие игр и горит до "закрытия в специальной чаше. Зажигают его от лучей солнца в Олимпии (контурная карта). Когда Олимпийский огонь доставлен, взвивается Олимпийский флаг, и на стадион вступают делегации разных стран.
Спортсмены какой страны идут первыми. Греции, потому что именно в этой стране много веков назад десятки тысяч зрителей, затаив дыхание, следили за ходом игр.
Игры проходили на стадионах, от которых остались одни развалины, они поросли кустарником и занесены песком. (Уч. Рис. с. 151(Н)). Но традиция проводить Олимпийские игры осталась. Проводятся они раз в 4 года.
Но мы возвращаемся в Древнюю Грецию. Глашатай разносит радостную весть по городам Эллады - прекращение войны. В Олимпию съезжались зрители не только Греции,(Карта Флажок) но и с далеких колоний.
Первые игры состоялись в 776 г. до н.э. От этой даты греки вели свое летоисчисление. (Стенд). (Запись в тетрадь)
Чему игры посвящались? (Работа в группах)
1 группа. Подготовка к играм
а) Кто мог участвовать?
- Чисто мужской праздник
- Бедные и богатые, знатные и незнатные Свободные греки
2 группа.
б) Условия:
10 месяцев до Олимпийских игр тренировались дома и за 1 месяц приезжали в Олимпию и продолжали тренировки ? Разрешалось участвовать всем свободным грекам, но участвовали в основном богатые. Почему?
- Пять незабываемых дней (летом)
- Лето - 5 дней 1
- 1 день - 2-3-4- 5-
3 группа. Виды состязаний
- Пятиборье – главное
- Бег (интересный случай)
- Прыжки в длину (гири)
- Метание копья
- Метание диска (слайд 8)
- Борьба
- Кулачный бой, бег с оружием
- Гонки колесниц - захватывающее зрелище Рис. кн. 153 Ипподром на магните
- Награды - венок из ветвей Оливы. Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости.
- Возвращение домой и почести в родном городе
- Статуя Обеды до конца дней
Легендарные рассказы о знаменитых атлетах (опережающее задание)
- Милон
- Полидам
- Феаген
- Закрепление. Работа в парах.
Для закрепления изученного материала учащимся предлагаются задания на выбор:
Задание 1. Вставить пропущенные слова в тексте “Олимпийские игры”.
Первые Олимпийские игры состоялись в …году до н.э. Они посвящались богу … Со всех концов Греции спешили люди на великолепное зрелище, которое проводилось только раз в … года. Проводились Олимпийские игры в … Греции.
Во время игр запрещалось … Виновные в нарушении правил платили большой штраф. Атлеты должны были предварительно записаться в списки участников и тренироваться около года у себя на родине и еще месяц в … Рабов, чужеземцев и … на игры не допускали. Празднества продолжались … дней. На стадионе состязались в пятиборье, на ипподроме – в …
Победителей Олимпийских игр в разных видах спорта называли … В качестве награды они получали … Награждение проходило перед храмом Зевса, где находилась знаменитая статуя работы Фидия, признанная одним из … чудес света. Самым прославленным борцом древности был …, а про силу…Полидама слагали легенды.
Образец выполненного задания.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Они посвящались богу Зевсу. Со всех концов Греции спешили люди на великолепное зрелище, которое проводилось только раз в четыре года. Проводились Олимпийские игры в Южной Греции.
Во время игр запрещалось воевать. Виновные в нарушении правил платили большой штраф. Атлеты должны были предварительно записаться в списки участников и тренироваться около года у себя на родине и еще месяц в Олимпии. Рабов, чужеземцев и женщин на игры не допускали. Празднества продолжались пять дней. На стадионе состязались в пятиборье, на ипподроме – в гонках на колесницах.
Победителей Олимпийских игр в разных видах спорта называли олимпиониками. В качестве награды они получали оливковую ветвь. Награждение проходило перед храмом Зевса, где находилась знаменитая статуя работы Фидия, признанная одним из семи чудес света. Самым прославленным борцом древности был Милон, а про силу возничего Полидама слагали легенды.
Задание 2. Найти ошибки в тексте “Олимпийские игры” и подчеркнуть их.
Прошло четыре года, и у меня появилась возможность увидеть Олимпийские игры. Как всегда, они проходили на высокой горе Олимп.
В течение недели я наслаждался захватывающими состязаниями пятиборцев. В метании ядра и диска отличился атлет из Финикии, а в прыжках в длину – венок из ветвей оливы достался юной участнице из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах. Первой, обогнув десять раз ипподром, пришла колесница, управляемая знаменитым атлетом Милоном. В заключительный день мы восторженно приветствовали олимпийцев. “Слава победителям!” - кричали все, в том числе и я с внучкой, которая приехала вместе со мной, чтобы увидеть честные и мирные состязания между атлетами многих стран мира.
Образец выполненного задания.
Прошло четыре года, и у меня появилась возможность увидеть Олимпийские игры. Как всегда, они проходили на высокой горе Олимп.
В течение недели я наслаждался захватывающими состязаниями пятиборцев. В метании ядра и диска отличился атлет из Финикии, а в прыжках в длину – венок из ветвей оливы достался юной участнице из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах. Первой, обогнув десять раз ипподром, пришла колесница, управляемая знаменитым атлетом Милоном. В заключительный день мы восторженно приветствовали олимпийцев. “Слава победителям!” - кричали все, в том числе и я с внучкой, которая приехала вместе со мной, чтобы увидеть честные и мирные состязания между атлетами многих стран мира.
- Рефлексия.
Что узнали? Что еще хотели бы узнать?
Итак, мы познакомились с историей Олимпийских игр. Давайте посмотрим, решим ли мы задачу, которую поставили в начале урока.
Д/з: § 33, § 39. Составить рассказ от имени участника или зрителя Олимпийских игр. В библиотеке в справочной литературе найти девиз, флаг и эмблему Олимпийских игр. Описание записать в тетрадь.