Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка.
А. И. Буренина
Необходимым условием развития детского творчества является обогащение ребенка впечатлениями, знакомство его с различными видами искусства.
В работе кружка «Веснушки» МДОУ д/с №34 «Солнышко» Амурской области рабочего поселка пгт. Прогресс акцент делался на развитие танцевальных способностей детей при постановке детских танцев на музыку современных композиторов.
Началом работы кружка была беседа с детьми. Желающих заниматься было много. Но при отборе детей в первую очередь учитывались музыкально-ритмические способности (ведь их развитие – главное в работе кружка), желание, интерес, настойчивость и терпеливость в подобных занятиях. Это было важно, потому что немалое внимание уделялось индивидуальной работе с каждым ребенком и чтобы развивать музыкальные способности детей, одного моего стремления недостаточно, нужно стремление и детей.
Организуя работу кружка, я предполагала основывать его деятельность на тесном контакте детей и педагога, чего, надеюсь, и добилась в будущем.
Первые занятия с детьми были нелегкими. Приходилось тщательно подбирать репертуар, составлять композицию танцев, придумывать костюмы. Старалась всячески разнообразить занятия детей, закрепить их интерес к работе.
Цель, преследуемая на занятиях кружка – овладение детьми разнообразием отдельных движений, комбинации и танца в целом. Это стало возможным благодаря правильной методике обучения и правильно сформулированным задачам обучения и воспитания детей.
- Развитие музыкальности.
- Развитие двигательных качеств и умений.
- Развитие творческих способностей, потребности самовыражения движения под музыку.
- Развитие и тренировка психических процессов.
- Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:
- начальный этап – обучение отдельному движению;
- этап углубленного разучивания танцевальных движений;
- этап закрепления совершенствования танцев.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления о танце. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует танец, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают танец.
Название танца, которое дается танцу на начальном этапе, создает условие для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы.
Показ танца или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном отражении. Показ танца является наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно дошкольников, где восприятие движений в большей степени связано со зрительным анализатором. Правильный показ создает образ – модель будущего танца, формирует представление о нем и о способе его выполнения.
Объяснение техники выполнения танца дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть образным и кратким.
Первые попытки опробования танцевальных движений имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Дети впервые выполняют движения на основе тех представлений, которые они получили. Важно, чтобы между ощущениями первой попытки и уже создавшимися представлениями о танце ( на основе его названия, показа, объяснения ) не было больших расхождений.
По первым попыткам выполнения упражнений педагог может судить, как обучаемый понял свою задачу и в зависимости от этого планировать дальнейший путь обучения. При обучении несложным упражнениям начальный этап обучения может уже закончиться на первых попытках. При обучении сложным движениям педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если танец можно разделить на основные части, целесообразно применять расчлененные методы.
Если танец нельзя разделить на составные части, применяется целостный метод обучения.
Педагог, проводя занятие, должен использовать разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям. Так, образные сравнения, приводимые педагогом в объяснении того или иного танца, помогают детям правильно его осваивать, так как создают у детей особое настроение, что вызывает желание активно действовать, сопереживать. Положительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Нельзя вести обучение на фоне отрицательных эмоций. Необходимо увлекать, заинтересовывать ребят – только тогда обучение движениям будет эффективно.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей, технике его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерности движения, усовершенствованию ритма, свободного слитного выполнения танца. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение танца. Расчленение движения происходит только в случае уточнения его деталей. Количество повторений в одном занятии увеличивается по сравнению с предыдущим этапом.
Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить занимающихся срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести: выполнение танца перед зеркалом, использование звуковых ориентиров ( хлопков, отражающих ритмическую характеристику танца или специально подобранной музыки, музыкальный размер которой способствует лучшему исполнению танца).
Успех на этапе углубленного разучивания танца зависел и от активности детей. Повышению активности детей способствуют изменение условий выполнения танца, постановка определенных двигательных задач.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа.
По мере многократного повторения танца двигательный навык формируется в основном варианте. Моя задача заключалась не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движения более высокого уровня. Здесь необходимо, совершенствуя качество исполнения танца, формировать индивидуальный стиль.
Этап совершенствования танца можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
За четыре года работы дети достигли значительных результатов. Они стали более пластичны, музыкальны, ритмичны в движениях, раскрепощены и в то же время собранны. А самое главное, что детям эти занятия доставляют огромнейшее удовольствие разнообразием подбора упражнений игропластики, игроритмики, упражнениями пальчиковой гимнастики, игрового самомассажа в сопровождении современной музыки.
В аудио, фоно и видеотеке детского сада имеются такие танцы как: «Диско», «Красная шапочка», «Танец с зонтиком», «Кадриль», «Цыганский танец», «Танец ковбоев», «Восточный танец», «Твист», «Слоны», «Лягушачий джаз» и др. Не менее интересны в исполнении детей танцы под хорошо знакомые мелодии детских и современных композиторов: «Маленькая страна», «Старый жук», «Буратино», «Макарена». Через танцы дети не только укрепляют свое здоровье, но и узнают культуру народов, их темперамент и образ жизни, историю костюмов. Особое волнение вызывает у детей необычность и нарядность костюмов. При исполнении танцев дети переживают душевный подъем и получают положительную энергетику, стремятся выразить эмоциональную окраску сюжета.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся впечатления, без которых жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Годовой план работы кружка «Веснушки» на учебный год
Цели:
- Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на третьем году обучения. Знакомство с простейшими понятиями о народном танце. Ознакомление с характером и манерой исполнения танцев разных народов, а также с культурой и элементами бытовых танцев XVIII, XIX веков.
- Дальнейшее развитие музыкальных и художественно-эстетических способностей.
Сентябрь
№ занятия |
Тема занятия |
1. |
1. Познакомить детей с элементами музыкальной грамоты. Определение и передача в движении:
2. Знакомство с новой песней «Лето» в исполнении ЧИЛИ. Ознакомление с танцевальными движениями вступления и I куплета. |
2. |
1. Элементы музыкальной грамоты. Определение и передача в движении:
2. Закрепление танцевальных движений вступления и I куплета. |
3. |
1. Упражнение на развитие ориентации в пространстве. Построение в колонну по одному, по два в движении и на месте. |
4. |
1. Упражнение на развитие ориентации в пространстве. Построение из круга в одну |
Октябрь
№ занятия |
Тема занятия |
1. |
1. Упражнение на развитие ориентации в пространстве. Движение в колонну по одному из углов по диагонали с переходом в центре через одного. |
2. |
1. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях. |
3. |
1. Упражнения на середине зала. Дальнейшее совершенствование упражнений для головы, плеч, рук, корпуса. Включение элементов ритмической гимнастики. |
4. |
1. Упражнения на середине зала. Дальнейшее совершенствование упражнений для головы, плеч, рук, корпуса. Включение элементов ритмической гимнастики. |
5. |
1. Изучение первой и второй позиций ног (выворотной и параллельной, приседание на первой, второй параллельной позиции ног). |
Ноябрь
№ занятия |
Тема занятия |
1. |
1. Изучение первой и второй позиций ног (выворотной и параллельной, приседание на первой, второй параллельной позиции ног). |
2. |
1. Упражнения для ног и стоп. Обособление головы, плеч, бедер. Изоляция живота. |
3. |
1. Повороты. Прыжки. |
4. |
1.Упражнения, игры на развитие художественно-творческих способностей детей. |
Декабрь
№занятия |
Тема занятия |
1. |
1. Упражнения, игры на развитие художественно-творческих способностей детей. Двигательная импровизация на музыку. |
2. |
1. Знакомство с культурой и элементами бытовых танцев XVIII, XIX веков: полонез (положение в паре, поклон, па полонеза). 2. Примерка костюмов. Работа над четкостью, яркостью, выразительностью исполнения танца «Лягушачий джаз» от начала до конца. |
3. |
1. Знакомство с культурой и элементами бытовых танцев XVIII, XIX веков: вальс (па вальса). 2. Знакомство с оперой Бизе «Кармен». Слушание отдельных музыкальных фрагментов. |
4. |
1. Знакомство с культурой и элементами бытовых танцев XVIII, XIX веков: полька (па галопа, па польки). 2. Знакомство с оперой Бизе «Кармен». Слушание отдельных музыкальных фрагментов. |
5. |
1. Закрепление танцевальных элементов полонеза, вальса, польки. |
Январь
№ занятия |
Тема занятия |
1. |
1. Элементы русского народного танца: гармошка, присядка. |
2. |
1. Элементы русского народного танца: ковырялочка, мячик, хлопушки. |
3. |
1. Элементы русского народного танца: моталочка, качалочка. |
4. |
1. Закрепление танцевальных элементов русского народного танца. |
Февраль
№ занятия |
Тема занятия |
1. |
1. Элементы украинского народного танца: положение рук у девочек, у мальчиков. |
2. |
1. Элементы украинского народного танца: положение рук в парном танце. |
3. |
1. Элементы украинского народного танца: притопы. |
4. |
1. Закрепление танцевальных элементов украинского народного танца. |
Март
№ занятия |
Тема занятия |
1. |
1. Дополнительные элементы украинского народного танца: «Бигунец», припадание. |
2. |
1. Закрепление дополнительных элементов украинского народного танца. |
3. |
1. Элементы латышского танца: положение рук у девочек, у мальчиков. |
4. |
1. Элементы латышского танца: положение рук в парном танце, легкий бег. |
Апрель
№ занятия |
Тема занятия |
1. |
1. Элементы латышского танца: подскоки на двух ногах, галоп, три притопа. |
2. |
1. Дополнительные элементы латышского танца: шаг с подскоком, галоп с остановкой. |
3. |
1. Закрепление танцевальных элементов латышского танца. |
4. |
1. Элементы партерной гимнастики. Поднятие натянутой ноги вперед, назад, в сторону. |
Май
№ занятия |
Тема занятия |
1. |
1. Элементы партерной гимнастики. Упражнение «Качели», «Велосипед», «Ножницы», «Лягушка» и др. |
2. |
1. Упражнения-игры на развитие творческих способностей детей. |
3. |
1. Упражнения-игры на развитие творческих способностей детей. |
4. |
1. Прослушивание музыкального произведения и создание яркого пластического образа. Передача в движении настроения, чувства, которое содержится в музыке. Сочинение различных ритмических рисунков. |
5. |
1. Примерка костюмов. |
«Слоны» муз. И. Челнокова
(танцевально-ритмическая гимнастика)
И.п – ноги вместе, руки на поясе
Вступление:
1 – пружинка, правая рука выносится вперед
2 – И. П.
3- 4 – то же с левой руки
5- правая рука вверх
6 – левая рука вверх
7 – руки поставить на бедра
8 – движение бедрами вправо, влево
I Куплет:
1 фраза 1-4 – круг руками 2 раза, имитируя «уши слонов»
5-8 – наклон вперед, руки вперед, ладони «смотрят» друг на друга 2 раза
2 ф. Сгибаем поочередно правую и левую ногу в колене, касаясь коленом ладони.
3 ф. – переступание с ноги на ногу не отрывая носки от пола, сгибая ноги в коленях. Руки сгибаются в локтях поочередно.
4 ф. – наклон вправо- влево, приставляя руки ко лбу.
5ф. – движения плечами вверх вниз 4 раза, руки внизу ладонями вперед
6ф. – повороты в правую и левую сторону с выносом ноги на пятку, руки разводим в сторону. 4 раза
7ф. – ноги вместе, наклоняясь вперед «грозим пальцем» поочередно правой и левой рукой.
8ф. переступание с ноги на ногу не отрывая носки от пола, сгибая ноги в коленях. Руки сгибаются в локтях поочередно.
Припев:
1-2- выпад в правую сторону, руки согнутые в локтях, поднять к голове, пальцы растопырены
3-4 – ноги вместе, руки на поясе
5-6- то же в другую сторону
7-8 И. П.
9-16 повтор движения 1-8
На последнюю фразу припева ходьба на месте вокруг себя.
II Куплет:
1 ф. – шаг правой ногой вправо, левая выносится скрестно на пятку, руки на поясе. То же с левой ноги
По два раза в каждую сторону
2ф. То же самое, но руки выносятся вверх в одну и другую сторону
3 ф. Ноги вместе, пружинка наклон туловища вправо, руки согнуты в локтях на уровне головы, пальцы соединяются между собой.
4ф. – «и знаю бивни у них остры» - полный присед, руки подносятся к голове, покачивание головы.
Припев.
III Куплет:
1 фраза 1-4 – круг руками 2 раза, имитируя «уши слонов»
5-8 – наклон вперед, руки вперед 2 раза
2 фраза повороты в правую и левую сторону с выносом ноги на пятку, руки разводим в сторону. 4 раза
3 фраза грозим поочередно указательным пальцем правой и левой руки.
4 фраза повороты в правую и левую сторону с выносом ноги на пятку, руки разводим в сторону. 4 раза
Припев.
«Лягушачий джаз» муз. А. Варламова
(танцевально-ритмическая гимнастика)
Вступление:
И. П. – Руки перед собой согнуты в локтях, ладони на уровне груди, пальцы растопырены ( «лапки лягушек»), ноги на ширине плеч, носки в разные стороны, согнуты в коленях.
1-8 – дети выполняют круг в правую сторону.
9-16 – тоже в левую сторону.
I куплет:
И. П. тоже
1 - правая нога выставляется на пятку
2 - встать в И. П, руки на пояс
3 - левая нога выставляется ан пятку
4 - встать в И. П., руки на пояс.
5-8 – сесть на корточки, руки на пояс, наклоны головы в правую и левую сторону.
1-4 – движения повторяются
Припев:
1 – прыжок вперед, руки согнуты в локтях , ладони перед собой, пальцы растопырены;
2 – прыжок назад, руки на пояс;
3-4 – руки на поясе, грозят пальчиком правой руки;
5- прыжок назад, руки согнуты в локтях, пальцы растопырены;
6 – прыжок вперед, руки на пояс;
7-8 - руки на поясе, грозят пальчиком правой руки;
9 - прыжок в правую сторону, руки согнуты в локтях, пальцы растопырены;
10 – вернуться на место, руки на пояс;
11-12 - руки на поясе, грозят пальчиком правой руки;
13 - прыжок в левую сторону, руки согнуты в локтях, пальцы растопырены;
14 – вернуться на место, руки на пояс;
15 - 16 - руки на поясе, грозят пальчиком правой руки;
Проигрыш: повторить движения вступления.
II куплет:
И. П. – Руки перед собой согнуты в локтях, пальцы растопырены ( «лапки лягушек»), ноги на ширине плеч, носки в разные стороны, согнуты в коленях.
1 - присесть, запястья рук опустить вниз, пальцы растопырены;
2 - вернуться и И. П.
3-4 – повторить движения 1-2;
5 – шаг в правую сторону правой ногой, руки перед собой, пальцы растопырены;
6 -
приставить левую ногу;
7-8 – повторить движения 5 – 6 в левую сторону;
9-12 – повторить движения 5 – 8.
Припев.
Заключение: повторить движения вступления.
Использованная литература
1. Программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика».
2. Программа Ж. Е. Фирилеевой и Е. Г. Сайкиной «Са – фи – дансе».