Цель: сформировать первоначальное представление о рельефе и ландшафте.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать знания на уровне:
- понятий (рельеф, ландшафт, горы, равнины);
- представлений (моделирование рельефа и ландшафта);
- причинно-следственных связей (от ландшафта зависит жизнь и деятельность человека).
- Сформировать умения (работы с картой, видеть причины явлений, проводить практическую работу).
- Сформировать навыки наблюдений.
Развивающие:
- развивать природное понятие “Ландшафт местности”
- развивать личность ребёнка: умение сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата, работать в коллективе, речь, память, наблюдательность, любознательность, интерес к предмету, самостоятельность.
Воспитательные:
Способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Термины и понятия: рельеф, ландшафт, горы, равнины.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, экран, компьютер.
- физическая карта России.
- глобус.
- пластилин.
- подкладка для пластилина.
- основа для макета.
Дидактические материалы:
- презентация учителя;
- атлас;
- кроссворд;
- иллюстрации с изображением животных и растений;
- таблички “Формы рельефа”, “Горы”, “Равнина”, “Ландшафт”.
Ход урока
1-й этап.
Организационный моментУчитель:
Приветствовать рада я вас,
Как в классе светло от сияющих глаз!
Давайте урок поскорее начнём,
Чтобы исследовать мир, в котором живём!
2-й этап.
Актуализация опорных знанийНи начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица
Знают все и млад и стар,
Что она большущий шар.
(Планета Земля)
(Видео. См. Приложение 1)
– Посмотрите, как красива наша планета! Вы знаете, сколько разных знаний надо было накопить человеку, чтобы он мог увидеть всю планету целиком со стороны. Послушайте, как описывал нашу планету первый космонавт:
“Отчётливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая крошка морей”.
– Скажите, какие изобретения человека помогают нам увидеть нашу планету? (глобус и карта)
– Для чего нужны глобус и карта?
– Сегодня мы будем с вами готовиться к путешествию. Удобно ли путешествовать с глобусом? А с картой?
– О чём они нам, как путешественникам, смогут рассказать?
– Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны узнать главное слово урока. Помогут нам в этом наши знания.
– Нужно разгадать кроссворд, выполнить задания на листочках, поработать со мной.
– Перед вами карточки. С их помощью вы подтверждаете утверждение –красная карточка или не соглашаетесь с ним– синяя карточка.
- Глобус – это модель Земли. (да)
- Горизонтальная линия, которая пересекает глобус посередине – это южный полюс (экватор)
- У Земли два полюса: северный и южный. (да)
- Земля имеет форму овала. (да)
- Я в Земле, а невидима, вы кружитесь вокруг меня, но не чувствуете, я смотрю в космос на Полярную звезду – это земная ось. (да)
- Две пунктирные жирные линии, которые находятся ближе к полюсам, называются Северным и Южным тропиками (полярными кругами)
- Если вы встанете точно на Северный полюс, то по всем сторонам направление будет юг. (да)
- Земную ось можно пощупать (нет)
- Экватор есть на Земле, но его на поверхности земли не найти. (да)
- К северу и югу от экватора проходят две ближайшие пары пунктирных жирных линий – это полярные круги (Северный и Южный тропик)
– Закончили? Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Результаты на доску.)
– Какое же слово для нас сегодня на уроке главное?
– Почему вам как будущим путешественникам важно знать значение этого слова? (ответы детей)
– Выяснить значение этого слова нам поможет исследование (взять глобус)
3-й этап
. Моделирование рельефа– Что такое глобус? (модель Земли) Другими словами точная копия.
– Что изображено на глобусе?
– Собираясь в путь, мы смоделируем поверхность земли.
– В чём разница между поверхностью земли и поверхностью глобуса?
– Изобразите поверхность Земли с помощью пластилина и картона.
Возьмите подложку и не забывайте о технике безопасности.
(Творческая работа детей.)
– Опишите поверхность модели.
– Как вы думаете, как, одним словом называется неровная поверхность?
– Почему вы решили, что это рельеф?
– Вы слышали это слово раньше?
– Зачем нам как будущим путешественникам важно его знать?
(Мы должны знать, по какой местности нам идти.)
Соедините свои модели на кусочках пенопласта. Вытрите руки и наведите порядок на рабочем месте.
Вывод – Вы сказали, что рельеф-это неровная поверхность. Откройте учебник на странице 80, прочтите о рельефе.
– Что вы ещё о нём узнали?
(существует две главные формы рельефа гора и равнина) показ слайда.
– Что такое гора? (дети предлагают своё определение и зачитывают со слайда)
– Что такое равнина?( дети предлагают своё определение и зачитывают со слайда)
4. Физкультминутка
Немножко отдохнём. Поднимите глазки, найдите на стене картинку № 1
( поворачиваются к ней), 2, 3, 4.
– Что вы увидели? (формы рельефа)
– Под каким номером картинка лишняя? Почему? (город не форма рельефа)
5. Исследование карты
– Продолжаем готовиться к путешествию.
– Что такое рельеф?
– Можем ли мы взять с собой в путешествие наш макет?
– А что мы должны взять?
– Возьмите, пожалуйста, карту, исследуйте её.
(Самостоятельная работа детей.)
– Что вы узнали?
– Что нам помогает изучить карту?
– Почему на карте цвет разный? (равнины, горы, водные пространства)
– Как узнать высоту горы, глубину моря? (шкала высот и глубин)
– Почему каждый цвет имеет несколько оттенков?
( чем выше горы, глубже море, цвет темнее)
– Посмотрите на свои макеты, сравните их с физической картой и скажите, рельеф какой поверхности вы изобразили?
(суша: горы и равнина, водные пространства)
– А рельеф дна водных пространств синий? (нет, он просто заполнен водой)
– Посмотрите на карту и, используя шкалу высот и глубин найдите самые высокие горы (Кавказские), большие равнины (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская), самые глубокие моря (Японское, Берингово)
– Покажите на карте. Молодцы!
6. Продолжение изучения темы. Формирование понятия ландшафт
– Вернёмся к нашим макетам. Посмотрите на макет рельефа, который вы создали.
– Вам не кажется, что он какой-то безжизненный?
– Что мы можем сделать, чтобы его оживить?
– На столах конверты с изображением разных растений и животных.
Заселите ими свой макет.
– Выйдите и покажите, что у вас получилось.
– Давайте, соединим ваши макеты.
7. Физкультминутка “Солнышко”
- Спит солнышко, видит во сне чудесные сны, оно улыбается. (лежат на парте, улыбаются)
- Наступает утро. Солнышко просыпается и дарит людям свет и тепло (потянуться, пошевелить пальчиками)
- По солнышку, по солнышку, дорожкой луговой (шагают)
- Идём по мягкой травушке мы летнею порой (идут, на месте присев)
- Щебечут птички звонкие (руки вверх)
- Порхают мотыльки (махи руками)
- Желтеют одуванчики (наклоны)
- Синеют васильки (руки в боки и покрутиться)
– Вспомните, каким был макет вначале (безжизненным)
– Что вы видите сейчас? (заселили на него растения и животных)
– Если на равнинном рельефе раскинуться поля, леса и озёра, в горном рельефе по ущелью течёт река с водопадом, все склоны покрыты растительностью, то рельеф уже называется ландшафтом. ( показ слайда)
– Кого не хватает на ландшафте?
– Как вы думаете, почему мы не поместили на ландшафт человека?
(Он не является частью ландшафта. Он смотрит на ландшафт и решает, где ему поселиться).
– Подумайте! Может ли измениться ландшафт?
– Кто его изменяет?
– Послушайте стихотворение и скажите, за что человек придёт просить прощенье у природы? ( видео сюжет)
Кромсая лёд, меняем рек теченье
Твердим о том, что дел невпроворот
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать не охота
Сейчас нам не до этого пока….
– За что мы будем просить прощенье у природы?
– Вы – будущие путешественники. Как должны вести себя в природе, чтобы не изменить ландшафт?
– Ребята, вы правильно сказали, что в результате деятельности человека исчезают некоторые растения и животные. Чтобы сберечь их, люди создали Красную книгу, куда заносят все редкие и исчезающие виды животных и растений.
– На уроке “Омское Прииртышье” вы рисовали растения и животные, которые находятся под охраной в нашей Омской области. Давайте посмотрим. (Приложение 2)
8
. Рефлексия– Наша подготовка к путешествию подходит к концу. И мне очень хочется знать, готовы ли вы к путешествию? Показать, насколько вы готовы, вы можете с помощью флажков, которые нужно разместить на этой горе. Это очень важно. Если вы считаете, что готовы к путешествию, знаете, зачем человеку нужна карта, то разместите свой флажок на вершине горы. Если вам что-то было не понятно – поместите свой флажок на склоне горы. А если вы, по – вашему мнению, совсем не готовы к путешествию, то прикрепите флажок у подножия горы.
– Какие молодцы! Я вижу, с вами можно смело идти в путь. Вы разобрались со всеми вопросами. Я вручаю вам значки “Юный путешественник”. Мне очень хочется отметить... За отличную работу и поставить “5”
9. Домашнее задание
Дома предлагаю выполнить творческое задание, которое вы найдёте в тетради на странице 15, в учебнике стр. 80–83.