Тема урока: Профориентация и профессиональное самоопределение учащихся.
Цель урока: Сформировать представление о профессиональном самоопределение учащихся, её основных культурных компонентах.
Задачи урока:
Обучающие. Ознакомить учащихся с процессом самопознания, самоопределения.
Развивающие. Развивать интерес к профессиям и особенностям профессионального самоопределения учащихся. Воспитательные. Воспитывать уважение к труду.План урока на доске:
1.
2.
3.
Организационный момент:
- отсутствующие;
- готовность к уроку.
Педагог приветствует учащихся и отмечает отсутствующих.
Ход занятия
Педагог начинает занятие с цитаты:
«Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы». (Л. Фейербах)
Ученик в роли ведущего.
Ведущий: Тема сегодняшнего урока «Профориентация и профессиональное самоопределение учащихся».
Что необходимо учитывать при выборе профессии? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать способности и склонности человека.
Я хочу и Я могу
Вопрос: Достаточно ли этих знаний, чтобы правильно выбрать профессию?
Приведу шуточный пример: Представим себе, что некий молодой человек хочет быть сборщиком кокосовых орехов. Он действительно хочет этого, и к тому же, обладает известной ловкостью и силой, чтобы лазать по пальмам. Но пальмы не растут в России и, следовательно, наш молодой человек не найдет себе применения в качестве сборщика кокосов.
Таким образом, помимо Хочу и Могу есть еще и третья составляющая, которую мы называем словом Надо – это потребности рынка труда. Если мы действительно хотим найти себе интересную, посильную, да и просто выгодную профессию, мы должны искать ее там, где сходятся 3 кита – Хочу, Могу и Надо.
Педагог (текст):
Трудовые ресурсы
Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. В рыночной экономике является объектом купли-продажи, т. е. товаром.
Рабочая сила - физические и умственные возможности и навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ с необходимым уровнем производительности труда и качества изготавливаемой продукции (услуг).
К особенностям рабочей силы относятся:
1. Неотделимость от своего непосредственного носителя - работника.
2. Высокая маневренность. Это означает, что носитель рабочей силы (работник) может уйти от одного работодателя к другому; предлагающему более высокую цену или лучшие условия труда.
3. Универсальность. Это означает, что человек, способный к работе, может заниматься различными видами деятельности, т. е. его способность к труду универсальна.
4. Стремление владельцев рабочей силы к социальной справедливости. Это означает, что человеку, как существу разумному, присущи чувства справедливости, равенства и гуманности и потому он стремится отстаивать их и своей трудовой деятельности.
Трудовые ресурсы - трудоспособная часть населения, обладающая физическими и психическими способностями к трудовой деятельности и способная производить материальные блага и оказывать услуги.
Экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.
Экономически неактивное население - население, которое не входит в состав рабочей силы и включает следующие категории; учащиеся дневных учебных заведений всех типов (включая аспирантуры и докторантуры); лица, получающие пенсии всех типов, лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.; отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности её получения, но которые могут и готовы работать, другие лица, которым нет необходимости работать.
Рынок труда
Рынок - сфера, система отношений и форма обмена товарами и услугами посредством их купли-продажи.
Рыночная экономика - система свободного предпринимательства, основанная на частной собственности (на условия и результаты производства) и прибыльности как ведущем мотиве деятельности в условиях абсолютной мобильности всех видов ресурсов. Существует две модели рыночной экономики - "либерально-рыночная" и "социально регулируемая".
Либерально-рыночная модель предполагает всемерное поощрение предпринимательства при минимальном вмешательстве государства в регулирование бизнеса и социальной сферы.
Социально регулируемая модель предполагает активное регулирование государством экономических и социальных процессов, а также ориентацию рынка на удовлетворение социальных потребностей населения.
Основные секторы рыночной экономики. Рыночная экономика предполагает разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Отсюда возникает ее многосекторность. Основными секторами рыночной экономики являются:
- государственный сектор - часть национальной экономики, полностью контролируемая правительством. К числу объектов государственного сектора обычно относятся объекты социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство), стратегические объекты (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, которые производят продукт совместного общественного потребления (дороги, экология, уличное освещение и т.п.);
- сектор акционерного предпринимательства, который представлен акционерными обществами. Акционерные общества - это особый тип предприятий, собственность которых поделена на части между владельцами. Документ на владение соответствующей частью предприятия называется "акция", а совладельцы акционерного предприятия называются акционерами;
- сектор кооперативных предприятий, который обычно представлен "товариществом" (кооперативом) - коллективом совладельцев факторов производства. Управление в товариществах - совместное, распределение прибыли - но заранее оговоренным долям;
- индивидуальный сектор - это такая форма организации, когда фирма принадлежит одному владельцу, который единолично управляет ею, получает всю прибыль и лично отвечает по ее обязательствам.
Кроме того, существует смешанный сектор (напр., государственно-кооперативный и т.п.)
Рынок труда - система общественных отношений, служащая для согласования интересов работодателей и наёмной рабочей силы (наёмных работников).
К числу особенностей рынка труда относятся:
- Неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. В этом смысле, труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя в процессе купли – продажи.
- Большая продолжительность контракта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем.
- Наличие и действие не денежных аспектов сделки, к которым относятся условия труда, перспективы профессионального и карьерного роста. Климат в коллективе и проч.
- Наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся: система законодательства в области труда и занятости, учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д.
- Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной степени отличается от другого и предъявляет к претендентам специфические требования.
Субъекты рынка труда. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Работодатель - наниматель (покупатель труда), который может быть представлен разными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности (гос. предприятия, акционерные общества, общественные организации и проч.)
Наемные работники - свободные трудоспособные граждане (продавцы труда), для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства.
Профессиональные союзы - добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными или профессиональными интересами по роду своей деятельности; создается в целях представительства и защиты их социальных прав и интересов.
Система отношений на рынке труда складывается из трёх основных компонентов:
- отношения между наемными работниками и работодателями;
- отношения между субъектами рынка труда и их представителями (профсоюзы и ассоциации работодателей);
- отношения между субъектами рынка труда и государством.
Функции рынка труда. К числу функций рынка труда относятся:
- организация встречи работодателей и наемных работников;
- обеспечение конкуренции на рынке труда, как между работодателями, так и между наемными работниками;
- установление равновесных ставок заработной платы;
- решение вопросов занятости населения;
- осуществление социальной поддержки безработных граждан путем перераспределения рабочей силы между отраслями и сферами производства.
Предложение рабочей силы - это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе - источника средств к существованию. Закон предложения рабочей силы состоит в том, что чем выше оплата товара "рабочая сила", тем больше продавцов рабочей силы готовы заняться данным видом труда.
Спрос на рабочую силу. Отражает потребность экономики и определенном количестве работников на каждый данный момент времени. Закон спроса на рабочую силу состоит в том, что чем выше цена (заработная плата) на рабочую силу, тем меньше на нее спрос работодателей (покупателей).
Правила выбора профессии. (Приложение 2)
Ведущий:
«В начале пути отклонишься на шаг – завтра будешь на чужой дороге». (Ф. Честерфилд)
Сегодня у нас в гостях представители различных профессий, у которых все эти составляющие совпали.
Представляю наших сегодняшних гостей:
1.
2.
3…..
Каждый из них расскажет о своем профессиональном пути. (Слово гостям.)
Вопросы гостям:
- Какое учебное заведение вы закончили, где, когда и по какой специальности?
- По какой профессии работаете в настоящее время?
- Плюсы и минусы выбранной профессии?
- Хорошая ли заработная плата? (Низкая, средняя, высокая)
- Какими знаниями и умениями нужно обладать?
- Имеются ли противопоказания по здоровью?
Ведущий: Благодарим наших гостей за интересный рассказ, мы узнали много интересного.
Словарь. (Приложение 1)
(Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)
Заключительная часть урока
Самый надежный способ выбора профессии состоит в следующем:
Во-первых: Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности.
Во-вторых: Оценить, каковы ваши: здоровье, способности, возможности, которые и определяют профпригодность.
В-третьих: Узнать востребованность профессии на рынке труда.
В том случае, если вы сумеете совместить Хочу, Могу и Надо, то ваш профессиональный выбор будет удачным.
Результативность урока.
Домашнее задание
Анкета для учащихся. (Приложение 3)