Цели:
- формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; подготовка к ЕГЭ;
- воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний;
- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах .
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедиа установка, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Лингвистическая разминка
Расставить ударения в словах, спроецированных на интерактивной доске: баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, углубить.
(Баловать, документ, задолго. Звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, углубить).
Слова, которые привыкли произносить неверно, нужно записать в рабочий словарь в раздел “Говори правильно”.
III. Проверка домашнего задания
Опрос-беседа на закрепление теории:
– Что общего между придаточными обстоятельственными в СПП и обстоятельствами в простом предложении?
– Назовите виды придаточных обстоятельственных.
– В чём особенности присоединения к главному предложению придаточных обстоятельственных?
– Как ставятся знаки препинания при составных подчинительных союзах?
– Расскажите о синтаксических синонимах сложноподчиненных предложений с придаточными условными.
– Как отличить придаточные сравнительные от сравнительных оборотов?
IV. Анализ сложноподчиненных предложений
1) Анализ сложноподчиненных предложений с придаточными места, спроецированных на интерактивной доске. Найдите соответствие предложениям, определите разновидность придаточного:
1) Где нет любви к искусству, 2) Куда врезался овраг, и повернул к деревне. 3) Где между двумя ручьями я недавно белые собирал. 4) Где начинали косьбу, 5) Отколь радуга набирает воду, |
Вот полянка. Там нет и критики. Мальчик дошел до нижнего пруда. Скошенная трава лежала длинными валами, и там, …, она подсыхала, тускнела. Там и дождь будет. |
(1-2; 2-1; 3-3; 4-4; 5-5).
– Для какого стиля речи характерно употребление союзного слова отколь? (Для разговорного стиля речи.)
В ходе анализа записанных предложений подводим обучающихся к выводу: придаточные места уточняют обстоятельства места главного предложения. Обучающиеся обращают внимание то, что одни и те же союзы или союзные слова могут присоединять к главному различные виды придаточных.
2) а) Там, где глаз не мог уже отл…чить в потёмках поле от неба, ярко мерцал огонек 4.(Ч.) б) Небо было там пурпурное, тёплое и ласковое и м…нило туда, где оно к… салось краем зелени лугов.(М.Г.) в) На пне, где мы сидели, я замет…л несколько фигур, вырубленных топором и похожих на те, которые я вид…л во время последней экскурсии к реке.
V. Диагностическая работа по карточкам
Прочитайте и запишите предложения. (Разноуровневая работа:
- 1-й уровень – записать предложения, расставив знаки препинания;
- 2-й уровень – записать предложения, расставив знаки препинания, указать вид придаточного;
- 3-й уровень- записать предложения, расставив знаки препинания, указать вид придаточного, составить схемы предложений.)
- Чем дольше шёл отряд тем путь становился всё более непроходимым.
- Место где стояла мельница было благоустроено расчищено от следов пожара.
- Она смеётся так звонко и музыкально точно серебряный град падает на золотое блюдо. (А.Куприн.)
- Речка так блестит и сверкает на солнце что глазам больно.
Обучающиеся сверяют ответы, изображённые на странице интерактивной доски.
VI.
После выполнения работы обучающимся предложены предложения и задания в форме малого ЕГЭ:
А. Некоторые народы так верили в это, что
старались прогнать дракона стуком трещоток и
грохотом барабанов.
Б. В старину люди думали, что Луну во время
затмения пожирает страшное чудовище – дракон.
В. И у нас на Руси в старину лунные затмения
считались грозными предвестниками бед.
Г. И когда Луна снова появлялась на небе, люди
ликовали: значит, напуганный шумом дракон
оставил свою жертву.
1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
1) В, А, Б, Г;
2) Б, А, Г, В;
3) А, Г, В, Б;
4) Б, В, А, Г.
2. Сколько грамматических основ в предложении Г?
1) четыре;
2) две;
3) три;
4) пять.
3. Какие виды сложных предложений представлены в микротексте?
1) только сложноподчиненные;
2) сложноподчиненное и сложносочиненное;
3) сложноподчиненное и сложное бессоюзное;
4) сложноподчиненное и сложное с союзной и бессоюзной связью.
4. Укажите правильную характеристику слова НЕКОТОРЫЕ из предложения А.
1) собирательное числительное;
2)местоимение;
3) прилагательное;
4) наречие.
(1. 2; 2. 3; 3. 4; 4. 2).
VII. Подведение итогов
– Какие разновидности сложноподчинённых придаточных обстоятельственных вы знаете?
– Что для вас сложным было на уроке?
VIII. Домашнее задание
Задание на дом: § 215, заполнить графы таблицы “Виды придаточных предложений”. Написать мини-сочинение, рассуждение “ Мир полон загадок”, с использованием различных синтаксических конструкций.