Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; подготовка к ЕГЭ;
  • воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний;
  • развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах .

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедиа установка, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационная часть

II. Лингвистическая разминка

Расставить ударения в словах, спроецированных на интерактивной доске: баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, углубить.

(Баловать, документ, задолго. Звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, углубить).

Слова, которые привыкли произносить неверно, нужно записать в рабочий словарь в раздел “Говори правильно”.

III. Проверка домашнего задания

Опрос-беседа на закрепление теории:

– Что общего между придаточными обстоятельственными в СПП и обстоятельствами в простом предложении?

– Назовите виды придаточных обстоятельственных.

– В чём особенности присоединения к главному предложению придаточных обстоятельственных?

– Как ставятся знаки препинания при составных подчинительных союзах?

– Расскажите о синтаксических синонимах сложноподчиненных предложений с придаточными условными.

– Как отличить придаточные сравнительные от сравнительных оборотов?

IV. Анализ сложноподчиненных предложений

1) Анализ сложноподчиненных предложений с придаточными места, спроецированных на интерактивной доске. Найдите соответствие предложениям, определите разновидность придаточного:

1) Где нет любви к искусству,

2) Куда врезался овраг, и повернул к деревне.

3) Где между двумя ручьями я недавно белые собирал.

4) Где начинали косьбу,

5) Отколь радуга набирает воду,

Вот полянка.

Там нет и критики.

Мальчик дошел до нижнего пруда.

Скошенная трава лежала длинными валами, и там, …, она подсыхала, тускнела.

Там и дождь будет.

(1-2; 2-1; 3-3; 4-4; 5-5).

– Для какого стиля речи характерно употребление союзного слова отколь? (Для разговорного стиля речи.)

В ходе анализа записанных предложений подводим обучающихся к выводу: придаточные места уточняют обстоятельства места главного предложения. Обучающиеся обращают внимание то, что одни и те же союзы или союзные слова могут присоединять к главному различные виды придаточных.

2) а) Там, где глаз не мог уже отл…чить в потёмках поле от неба, ярко мерцал огонек 4.(Ч.) б) Небо было там пурпурное, тёплое и ласковое и м…нило туда, где оно к… салось краем зелени лугов.(М.Г.) в) На пне, где мы сидели, я замет…л несколько фигур, вырубленных топором и похожих на те, которые я вид…л во время последней экскурсии к реке.

V. Диагностическая работа по карточкам

Прочитайте и запишите предложения. (Разноуровневая работа:

  • 1-й уровень – записать предложения, расставив знаки препинания;
  • 2-й уровень – записать предложения, расставив знаки препинания, указать вид придаточного;
  • 3-й уровень- записать предложения, расставив знаки препинания, указать вид придаточного, составить схемы предложений.)
  1. Чем дольше шёл отряд тем путь становился всё более непроходимым.
  2. Место где стояла мельница было благоустроено расчищено от следов пожара.
  3. Она смеётся так звонко и музыкально точно серебряный град падает на золотое блюдо. (А.Куприн.)
  4. Речка так блестит и сверкает на солнце что глазам больно.

Обучающиеся сверяют ответы, изображённые на странице интерактивной доски.

VI.

После выполнения работы обучающимся предложены предложения и задания в форме малого ЕГЭ:

А. Некоторые народы так верили в это, что старались прогнать дракона стуком трещоток и грохотом барабанов.
Б. В старину люди думали, что Луну во время затмения пожирает страшное чудовище – дракон.
В. И у нас на Руси в старину лунные затмения считались грозными предвестниками бед.
Г. И когда Луна снова появлялась на небе, люди ликовали: значит, напуганный шумом дракон оставил свою жертву.

1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) В, А, Б, Г;
2) Б, А, Г, В;
3) А, Г, В, Б;
4) Б, В, А, Г.

2. Сколько грамматических основ в предложении Г?

1) четыре;
2) две;
3) три;
4) пять.

3. Какие виды сложных предложений представлены в микротексте?

1) только сложноподчиненные;
2) сложноподчиненное и сложносочиненное;
3) сложноподчиненное и сложное бессоюзное;
4) сложноподчиненное и сложное с союзной и бессоюзной связью.

4. Укажите правильную характеристику слова НЕКОТОРЫЕ из предложения А.

1) собирательное числительное;
2)местоимение;
3) прилагательное;
4) наречие.

(1. 2; 2. 3; 3. 4; 4. 2).

VII. Подведение итогов

– Какие разновидности сложноподчинённых придаточных обстоятельственных вы знаете?

– Что для вас сложным было на уроке?

VIII. Домашнее задание

Задание на дом: § 215, заполнить графы таблицы “Виды придаточных предложений”. Написать мини-сочинение, рассуждение “ Мир полон загадок”, с использованием различных синтаксических конструкций.