Пояснительная записка
Программа развития экологической культуры детей младшего школьного возраста апробировалась в условиях сезонного полевого туристского лагеря при Станции детского и юношеского туризма и экскурсий г. Курган.
Данная пояснительная записка содержит краткую информацию об особенностях программы, ее структуре и содержании, целях и задачах, условиях ее реализации, основных методах и формах работы с детьми.
Программа рассчитана, в первую очередь на педагогов дополнительного образования и учителей-предметников (биологов, экологов), имеющих возможность и желающих осуществить преподавание своих дисциплин изучением реальных объектов в естественных условиях существования.
Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования [3], [2]; существующие разработки в области регионального экологического образования [4], “натуралистический” подход и методы “полевой экологии” [1], опыт по взаимодействию с окружающей средой в процессе формирования экологической культуры младшего школьника.
Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.
Идеальным при проведении полевых
экологических занятий является временное
проживание детей как можно ближе к природе – в
условиях сезонного загородного туристского
палаточного лагеря. Благодаря этому происходит
недостижимое в других условиях “погружение”
учащихся в предмет, в детях проявляются иные,
ранее нераскрытые возможности.
Таким образом, программа представляет собой не
только программу экологического образования, но
также и программу развития экологической
культуры детей.
Программа состоит из трех блоков: установочный, развивающий, закрепляющий.
Цель и задачи программы
Главной целью данной программы является развитие экологической культуры младших школьников.
В задачи данной программы входит:
- разработка содержания, способствующего развитию когнитивного, ценностно-эмоционального и операционно-деятельностного компонентов экологической культуры младших школьников, на примере объектов, существующих в естественных условиях;
- разработка непосредственных приемов, способов активизации механизмов развития экологической культуры младших школьников посредством их вовлечения в практическую учебную и исследовательскую деятельность.
Основные методы и формы работы с детьми
Основным методом является “натуралистический” подход – т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, “реальных” объектов, существующих в естественных условиях.
Двумя основными формами обучения, при этом, являются полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа.
Экскурсионная форма обучения предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами и явлениями природы: экосистемами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями.
Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает проведение детьми определенного набора простейших биологических и комплексных экологических исследований. Функция педагога на этом этапе ограничивается консультациями и общим “курированием” процесса работы.
Тематический план
№ | Темы занятия | Кол-во часов |
Установочный блок |
||
1. | Вводное занятие | 2 |
Развивающий блок |
||
2. | Экосистема “Бор” | 3 |
3. | Экосистема “Смешанный лес” | 3 |
4 | Экосистема “Проточный водоем” | 3 |
5 | Экосистема “Закрытый водоем” | 3 |
6 | Экосистема “Болото” | 3 |
7 | Экосистема “Луг” | 3 |
8 | Экосистема “Степь” | 3 |
9 | Агросистема | 3 |
10 | Нарушенная экосистема | 3 |
Закрепляющий блок |
||
11 | Заключительное занятие | 3 |
|
32 |
Содержание программы
Занятие 1
Тема: Вводное занятие
Цель: развитие экологической культуры младших школьников
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Раскрытие понятий “живые организмы”, “среда обитания”, “экосистема”. Основные виды экосистем Зауралья. Факторы окружающей среды и их роль в жизни организмов. Многообразие живых организмов и их приспособления к условиям жизни.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Роль человека в изменениях живой природы”, “Правила поведения при посещении различных экосистем”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента: Значение организмов в природе и жизни человека. Назначение и основные направления природоохранной деятельности.
Заключительная часть: подведение итогов занятия
Занятие 2
Тема: Экосистема “Бор”
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Бор”.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Многообразие растений бора. Экологические группы растений бора: деревья, кустарники, травы. Приспособления растений к жизни в экосистеме.
Многообразие животных бора: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие. Приспособленность животных к жизни в сосновом лесу.
Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей соснового леса.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Бор”. Полезные растения леса. Правила сбора лесных ягод и грибов. Правила поведения в лесу”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Бор”.
2. Выявление изменений экосистемы “Бор” под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия
Занятие 3
Тема: Экосистема “Смешанный лес”
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Смешанный лес”.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Многообразие растений смешанного леса. Экологические группы растений смешанного леса: деревья, кустарники, травы. Приспособления растений к жизни в экосистеме “Смешанный лес”.
Многообразие животных смешанного леса: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие. Приспособленность животных к жизни в смешанном лесу.
Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей смешанного леса.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Смешанный лес”. Полезные растения леса. Правила сбора лесных ягод и грибов”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Смешанный лес”.
2. Выявление изменений экосистемы “Смешанный лес” под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия
Занятие 4
Тема: Экосистема “Проточный водоем”
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Проточный водоем”.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Строение реки и специфика водной среды обитания.
Растения водоемов, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей проточной водной средой. Экологические группы речных растений: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.
Многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в воде.
Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей проточного водоема.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Проточный водоем”. Полезные водные организмы. Правила рыбной ловли. Основные источники загрязнения рек”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Проточный водоем”.
2. Выявление изменений экосистемы “Проточный водоем” под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия
Занятие 5
Тема: Экосистема “Закрытый водоем”
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Закрытый водоем”.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Строение закрытого водоема и его специфика как среды обитания живых организмов.
Растения водоема, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей средой. Экологические группы растений пруда: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.
Многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в воде.
Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей закрытого водоема.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Закрытый водоем”. Полезные водные организмы. Правила рыбной ловли. Основные источники загрязнения водоемов”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Закрытый водоем”.
2. Выявление изменений экосистемы “Закрытый водоем” под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия
Занятие 6
Тема: Экосистема “Болото”
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Болото”.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Особенности болот как среды обитания живых организмов.
Растения болот, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей средой. Экологические группы растений болота: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.
Многообразие животных: насекомые, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни на болоте.
Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей болот.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Болото”. Полезные водные организмы. Последствия осушения заболоченных земель”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Болото”.
2. Выявление изменений экосистемы “Болото” под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия
Занятие 7
Тема: Экосистема “Луг”
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Луг”.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Особенности лугов как среды обитания. Многообразие растений луга, их приспособления к жизни в экосистеме “Луг”.
Многообразие животных луга: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в условиях луга.
Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей лугов.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Луг”. Полезные луговые растения. Хозяйственная деятельность человека”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Луг”.
2. Выявление изменений экосистемы “Луг” под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия
Занятие 8
Тема: Экосистема “Степь”
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере экосистемы “Степь”.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Особенности степей как среды обитания. Многообразие степных растений, их приспособления к жизни в засушливых условиях.
Многообразие животных луга: насекомые, пресмыкающиеся, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в условиях степи.
Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей степей.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: “Редкие и исчезающие виды экосистемы “Степь”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа: 1. Определение биологического разнообразия экосистемы “Степь”.
2. Выявление изменений экосистемы “Степь” под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия
Занятие 9
Тема: Агросистема
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере искусственной экосистемы.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Понятие агросистема. Различие диких и культурных растений. Значение культурных растений в жизни человека. Основные виды культурных растений выращиваемых в Зауралье. Правила выращивания растений. Сорные растения и методы борьбы с ними. Животные-вредители и методы борьбы с ними.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Последствия для природы хозяйственной деятельности человека по выращиванию растений. Охрана почв от эрозии”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа:1. Определение биологического разнообразия агросистемы.
2. Выявление изменений агросистемы под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия
Занятие 10
Тема: Нарушенная экосистема
Цель: развитие экологической культуры младших школьников на примере нарушенной экосистемы.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного компонента: Форма проведения – экскурсия в природу. Основные виды деятельности человека и связанные с ними экологические проблемы. Виды загрязнения окружающей среды и ее последствия. Истребление биологического разнообразия как угроза стабильности экосистем.
2. Развитие нравственно-эстетического компонента: Беседа “Редкие и исчезающие виды Зауралья. Красная книга Курганской области. Природные ресурсы и деятельность по их сохранению”.
3. Развитие операционно-деятельностного компонента. Исследовательская работа:1. Выявление основных причин нарушений экосистемы под влиянием человека.
Заключительная часть: подведение итогов занятия
Занятие 11
Тема: Заключительное занятие
Цель: развитие экологической культуры младших школьников.
Вводная часть: Приветствие и ознакомление с предстоящей работой, постановка целей.
Основная часть:
1. Развитие когнитивного и нравственно-эстетического компонентов: “Экологическая викторина”.
2. Развитие операционно-деятельностного компонента. Отчетная конференция по итогам исследовательской работы:
Сообщение: “Коллекция увиденных животных и растений” – по результатам исследования биоразнообразия изученных экосистем.
Сообщение: “Жалобная книга природы” – по результатам исследования нарушений изученных экосистем.
Итоговый контроль.
Заключительная часть: подведение итогов занятия
Литература
- Боголюбов А.С. Учебная и исследовательская деятельность школьников на полевых экологических практикумах // www.ecosistema.ru.
- Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура // Культура: теории и проблемы. М., 1995
- Лаптева И.С. Методы воспитания экологической культуры подростков // Биология в школе, 1997, №3.
- Несговорова Н.П., Завьялова О.Г. Образовательная программа “Экология”, Региональный компонент содержания экологического образования базисного учебного плана Курганской области. – Курган, 2001.