Творческое внеклассное мероприятие. Тема: "Пасха в нашем доме"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: знакомство детей с христианским праздником Пасхи и его обычаями.

Воспитательные задачи: формирование эстетического сознания (совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры), воспитание интереса к народным обычаям и традициям.

Развивающие задачи: развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности, расширять кругозор воспитанников.

Ход мероприятия

(Кабинет оформлен в русском плане, висят плакаты на тему «Пасха», построен «каток-желоб».)

Педагог: Здравствуйте дорогие дети и уважаемые взрослые.

Сегодня у нас необычное занятие, занятие – праздник. Праздников – праздник. Торжество из торжеств. А какой же праздник без гостей? В гостях у нас сегодня родители и очень интересные люди. Во время занятия мы с ними познакомимся.

Сегодня мы узнаем, что такое «Воскресение», что такое «Пасха», познакомимся с праздничными обычаями и играми. Проведем конкурсы, в которых примут участие все присутствующие. Посмотрим фильм «Славен град на Онеге». Научимся оформлять пасхальный, праздничный стол.

Более двух тысяч лет существует христианская вера. Эта тема находит свое отражение и в наших работах. Обратите ваше внимание на мини-выставку: «Рождество Христово», «День Святой Троицы», «Православный Храм», «Вербное воскресение», «Сюжет на вечную тему», «Райский сад», «Рождественская снежинка».

А сейчас мы с вами посмотрим фильм «Славен град на Онеге».

Богат русский народ традициями, обычаями, праздниками. Одним из православных, христианских праздников является «Пасха».
Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживает. Все – и млад, и стар – готовятся с радостью встретить «Праздников Праздник» – Пасху Христову.

Воспитанник:

«Пасха»

Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море – точно небеса.
Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.
(К. Фофанов.)

Педагог: Во многих местностях России день Воскресения Христова называется Великим Днем. Для людей неверующих праздник Воскресения сохранил свое значение как замечательная традиция, несущая радость и мир в душу каждого человека.

В народном сознании Воскресение означало обновление, очищение души и помыслов, приход весны после нескончаемой, суровой зимы.

Воспитанник:

«Подснежник»

В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И робко спросил:
«Я вижу, погода тиха и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?»
(П. Соловьева)

Педагог: «Вешнее солнышко – по словам наших предков – воскрешает землю».

Воскресение – возвращение к жизни, духовное обновление. И вера в любовь Божью, в воскрешение Господа Бога дается нам в светлый день Пасхи. «Пасха» слово еврейское и значит «исход», «избавление», «освобождение». Люди, встречая друг друга, восклицают: «Христос воскрес!», ответ: «Воистину воскрес!»

А как же это было? Обратимся к детской библии.

«По прошествии субботы ночью произошло сильное землетрясение, потому что ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от входа в пещеру, и Господь Иисус Христос воскрес и восстал».

(Звучит колокольный звон – магнитофонная запись.)

Воспитанник:

«Пасхальный благовест»

Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою бледная луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон.
(С.Есенин)

Педагог: Приготовления к празднику Воскресения Христова начинаются за несколько недель до великого поста. В церкви читаются молитвы.

Шесть недель длится Великий пост – очищает и подготавливает человека для участия в радостном торжественном празднике Воскресения.

Предпасхальный пост приходится на весеннее время года, на период, когда вся природа «воскресает». Человек является ее частью и, поэтому вовлечен во всеобщий круговорот весеннего возрождения. В это время христиане вспоминают заветы. Великий пост – время глубокой печали. Вербное воскресение – последнее воскресение перед Пасхой. В наше время почти у каждой семьи к Вербному воскресению стоят в доме веточки вербы. Неделя называется неделей Ваий (по-гречески – пальмовая ветвь). Поэтому дословный перевод – «воскресенье пальмовых ветвей», неделя Цветоносного воскресения. Пальмовыми ветвями люди приветствовали Иисуса Христа. В церкви в это воскресение утром раздают зеленые освещенные ветви (на Руси – традиционные вербные, отсюда другое название – Вербное воскресение).

В старину вербе придавали магические свойства. Чтобы предохранить от болезни и прогнать всякую хворь – глотали вербные почки. Детей своих, а также скотину крестьяне слегка хлестали вербой – считалось, что это принесет здоровье домочадцам, спасет скот от болезни и падежа.

Воспитанник:

«Вербы»

Вербы овеяны ветром нагретым,
Нежно взлелеяны утренним светом.
Ветви пасхальные, нежно печальные,
Смотрят веселыми, шепчутся с пчелами,
Кладбище мирное млеет цветами,
Пение клирное льется волнами.
Светло-печальные, песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны, вечным овеяны.
(К.Бальмонт)

Педагог: В народной традиции Великий Четверг называют также «Чистый». Чистый Четверг – это угодник Божий, покровительствующий чистоте и опрятности. В этот день по народному убеждению даже «ворона своих воронят в луже моет».

На этом же основании принято было избу чистить: белили печи, мыли стены, чтобы весь год чистота в избе водилась.

В этот день был широко распространен обычай очищения водой. Мыли детей своих и даже скот. Воду для обмывания брали до рассвета, пока петух не прокукарекал. Вода предрассветная должна быть речная или родниковая, в крайнем случае, из колодца. Иногда в воду кидали серебряные монеты, тогда она приобретала целебные свойства, и человек в течение года не болел. В ночь на четверг не спали, в темноте ночной пряли нитки, скрученные в обратную сторону. «Нитки сучили – на руке и пояснице носили, чтобы не болеть целый год». А носят эти повязки, пока они не износятся.

Такую же целебную силу приписывали соли, пережигаемой в печах на Великий Четверг. Ее использовали как лекарство для людей и скота. Еще одним способом очищения было окуривание дымом: прыгали через огонь все члены семьи для того, чтобы запастись на целый год здоровьем, уберечься от всякой нечисти.

С Великого Четверга во всех домах готовились к празднику Пасхи: скот резали, яйца красили. В пятницу пекли пасху и куличи.

Воспитанник: «Дорого яичко к Христову дню» – гласит народная мудрость.

Наши предки почитали яйцо, как символ жизни, плодородия, святого воскресения. По приданию, пасхальные яйца обладали лечебными свойствами: коли болит голова, то надобно по солнцу поводить яйцом по голове, и оно вберет, втянет в себя боль, устранит муки; коли ноги гудят, томится в них и копится маята, надобно от подошв, вверх до пупка водить яйцом, поднимая себя и свои силы взбуживая, утешая боль.

С пасхальным яйцом пастухи уходили искать заблудившуюся скотину. Яйцо указывало, куда идти.

Педагог: Пасхальные яйца красили в луковичной шелухе. Это наиболее распространенный способ крашения пасхальных яиц.

Неповторимый растительный орнамент оставляют мелкие листочки или хвойные веточки, плотно примотанные нитками или марлей к яйцу перед окрашиванием. А трафарет, вырезанный из изоленты (но не из лейкопластыря) и приклеенный на скорлупу, позволит сделать не только забавный рисунок, но и дарственную надпись.

Яйцо – символ Пасхи. Для верующих – это часть святого обряда в конце строгого поста, для всех остальных – ритуал, с помощью которого можно рассказать о своей любви к ближнему и о преклонении перед красотой этого мира.

Воспитанник: В Белоруссии и на Украине были распространены «писанки» – яйца, сплошь расписанные сложными геометрическими и растительными орнаментами. Крашеные пасхальные яйца бережно хранились в любой семье в память об общей пережитой радости. Пусть же и нам напомнят они о радости, которой жила Русь на протяжении многих веков. И пусть эта радость всегда остается с нами.

Педагог: Сегодня у нас в гостях мастер по росписи пасхальных яиц, она расскажет нам о «писанках» поподробнее, а так же представит свои работы.

(Выступление мастера по росписи пасхальных яиц.)

Педагог: Пасхальные подарочные яйца бывают костяные, эмалированные, шоколадные, каменные, из воска – их можно купить в магазине. Сделать своими руками подарочные яйца возможно во многих техниках: оплести бисером, обвязать крючком, оплести в технике «Макраме», украсить резьбой по дереву, сшить в виде мягкой игрушки, слепить из глины, обклеить тканью и украсить тесьмой и т.д.

Прошу обратить ваше внимание на коллекцию пасхальных яиц, оплетенных бисером. Выбираем лучшее подарочное яйцо. В номинации «Мисс бусинка» побеждает…

(Звучит магнитофонная запись – звон колокола.)

Воспитанник:

«Христос воскрес»

Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
В праздничном наряде!
(А.Майков)

Педагог: Внимание! Конкурс!

Мы с детьми создали коллекцию головных уборов. Мастерить шляпы из бумаги – истинное удовольствие!

Для такого декора лучше использовать не белые, а темные яйца, тогда их можно и не красить, достаточно только нарисовать глаза, нос и рот. Яйцо помещаем в специальную подставочку. Затем на каждый персонаж надеваем шляпу, указывающую на его «пол, происхождение и положение в обществе».

Проведем презентацию головных уборов по трем номинациям:

  1. Национальные.
  2. Сказочные.
  3. Спортивные и для отдыха.

Лучшие головные уборы удостоились чести красоваться на праздничном столе.

Педагог: Продолжаем разговор о пасхальных яйцах. Как вы думаете, какие яйца расписывают в Африке?

Воспитанники: Страусиные!

Педагог: Правильно. В Польше популярны красные, желтые, зеленые яйца без рисунка, подвешенные на витом шнурке или нарядной тесьме. Там детям рассказывают легенду о том, что дева Мария, дабы развеселить младенца Христа, красила яйца, окуная их в разноцветные отвары из полевых трав.

Воспитанник:

В этой жизни Божья ласка
Словно вышивка видна.
А теперь ты, Пасха, Пасха
Нам осталася одна.
Уже ее не позабудешь,
Как умом ты не мудри,
Сердце теплое остудишь –
Разогреют звонари.
И поют светлы, не строги:
Дили-бом, дили-бом-бом!
Ты запутался в дороге,
Так вернись в родимый дом!

Педагог: Мы с вами ведем разговор о русских обычаях и традициях, о пасхальных играх.

Много веков любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Делается простой деревянный или картонный «каток-желоб», вокруг него освобождается ровное, пустое место, на которое раскладываются крашеные яйца, или маленькие выигрыши и игрушки. Играющие подходят по очереди к «катку» и катят свое яйцо. Выигрывает тот участник игры, чье яйцо дальше других укатится или докатится до какой-либо игрушки.

(Дети катают пасхальные  яйца по «катку».)

Педагог: Внимание! Сладкий конкурс!

Вот и Пасха, запах воска,
Запах теплых куличей.

Красив и наряден праздничный стол. Крашеные яйца, веточки вербы, злаковые колоски – символ плодородия и благополучия. На Пасху каждый, кто приходил в дом – знакомый или не знакомый – должен был быть накормлен, напоен и обогрет.

Педагог: Сладкий конкурс. Награждение по номинациям.

Дорогие дети и уважаемые гости, сегодня мы с вами познакомились с русским народным праздником «Пасха», узнали, как к нему готовились в старину, как проводили, как играли, как гостей угощали.

До свидания!