Урок математики во 2-м классе "Сравнение чисел в десятичной и других системах счисления" по системе Эльконина—Давыдова

Разделы: Начальная школа


Тема: Сравнение чисел в десятичной и других системах счисления.

Цели и задачи урока:

1. Отрабатывать приёмы сравнения чисел.
2. Развитие логического мышления внимания.
3. Приучать к самостоятельности, приёмам совместной работы  в группах в парах.

Оборудование к уроку: фигурки сказочных героев – мумзиков, карточки с заданиями, карточки с числами карточки с математическими выражениями.

План урока

1. Постановка учебной задачи

- Чему мы учились на предыдущем уроке математике? (Сравнивать числа.)

- Какие числа сравнивали? (В разных системах счисления.)

- Что значит сравнивать числа? (Определить, равны ли числа, а если не равны, определить большее и меньшее.)

- Научились сравнивать числа? Вы уверены в себе? Проверим, достаточно ли хорошо вы умеете сравнивать числа.

- У нас гости. Мир чисел так огромен и интересен, что любопытные мумзики решили выбраться из своего укрытия и присутствовать на нашем уроке.

2. Графическое моделирование. Сравнение чисел

- Изобразите числа 2, 22, 222.

- Охарактеризуйте числа. (Однозначное, двузначное, трёхзначное в десятичной системе счисления.)

- Что значит в десятичной системе счисления? (Отношение между мерками равно 10.)

1 десяток = 10 единицам;
1 сотня = 10десяткам;
1 тысяча = 10сотням

- Сравните числа. (Однозначное число меньше двузначного, двузначное число меньше трёхзначного.)

3. Постановка проблемы

- Всегда ли это утверждение верно? (Выслушиваю мнения детей.)

4. Решение проблемы

Графическое изображение чисел и изображение их на числовой прямой.

9 > 223
223 > 1112

- Верно ли утверждение для этих чисел? (Нет. Однозначное число больше двузначного. А двузначное число больше трёхзначного.)

- Почему? (Эти числа в разных системах счисления.)

Вывод. Когда числа в разных системах счисления. то чтобы сравнить их, нужно обязательно чертить числовую прямую или графическую модель.

5. Сравнение и запись чисел. Рефлексия

Работа выполняется учащимися на отдельных карточках. Карточки с записанными на них числами показываются и при проверке дети их называют.

Из цифр 0, 6, 9 записать:

- число большее, чем число 706; (760);
- число меньшее, чем число 706;(670. 607);
- двузначное число; (67, 76, 70, 60);
- четырёхзначное число с двумя нулями на конце.

Назвать круглые числа.

- Мумзики записали ещё 2 трёхзначных числа: 067, 076. (Неверно, это ловушка.)

6. Игра

Дети получают карточки с числами:60, 76, 67, 70, 607, 706, 670, 760, 6700,7600. Расположить числа в порядке возрастания.

-Что это значит? (Начиная с самого маленького числа и заканчивая самым большим числом.)

Физкультминутка

Показываю карточки с математическими выражениями, а учащиеся считают и выполняют движения. -9

Столько раз ногою топнем,
Столько раз руками хлопнем,
Мы присядем столько раз.
Мы наклонимся сейчас,
Мы подпрыгнем ровно столько.
Ай-да счёт! Игра и только!

7. Работа в группах

Сравнить числа. Обсудить своё решение. Обосновать ответ.

Задание 1 группе: сравнить числа.

Задание 2 группе: найти равные числа.

Задание 3 группе: расположить числа в порядке возрастания; найти круглые числа.

1 группа

2 группа

3 группа

62 * 145 ·· 5 *   5 3000, 603, 600, 306, 300, 63,
317 * 217 4255 * 4256 36, 6, 3.
70 * 80 6 ·2+3 * 236  
7· 2+1 * 217 1003 * 9  

8. Сравнить числа. Работа в парах

Мумзики откуда-то притащили «загадочные» числа. Сравните их. (Раздаю карточки.)

1 карточка

 

Трёхзначное и двузначное числа.
Двузначное и однозначное числа.

 

2 карточка

 

Разное количество десятков и единиц.
Не знаем, что больше ® или Õ.

9. Итог урока

- Оцени свою работу в тетради и свою работу на уроке.

- Кто сегодня на уроке мог всегда правильно выполнить любое задание? (Оценка «5».)

- Если сомневался в чём-то, а потом разобрался – понял? (Оценка «4».)

- Кому было трудно на уроке, многое было непонятно?

- Научились сравнивать числа?