Тема: Сравнение чисел в десятичной и других системах счисления.
Цели и задачи урока:
1. Отрабатывать приёмы сравнения чисел.
2. Развитие логического мышления внимания.
3. Приучать к самостоятельности, приёмам совместной работы в группах в парах.
Оборудование к уроку: фигурки сказочных героев – мумзиков, карточки с заданиями, карточки с числами карточки с математическими выражениями.
План урока
1. Постановка учебной задачи
- Чему мы учились на предыдущем уроке математике? (Сравнивать числа.)
- Какие числа сравнивали? (В разных системах счисления.)
- Что значит сравнивать числа? (Определить, равны ли числа, а если не равны, определить большее и меньшее.)
- Научились сравнивать числа? Вы уверены в себе? Проверим, достаточно ли хорошо вы умеете сравнивать числа.
- У нас гости. Мир чисел так огромен и интересен, что любопытные мумзики решили выбраться из своего укрытия и присутствовать на нашем уроке.
2. Графическое моделирование. Сравнение чисел
- Изобразите числа 2, 22, 222.
- Охарактеризуйте числа. (Однозначное, двузначное, трёхзначное в десятичной системе счисления.)
- Что значит в десятичной системе счисления? (Отношение между мерками равно 10.)
1 десяток = 10 единицам;
1 сотня = 10десяткам;
1 тысяча = 10сотням
- Сравните числа. (Однозначное число меньше двузначного, двузначное число меньше трёхзначного.)
3. Постановка проблемы
- Всегда ли это утверждение верно? (Выслушиваю мнения детей.)
4. Решение проблемы
Графическое изображение чисел и изображение их на числовой прямой.
9 > 223
223 > 1112
- Верно ли утверждение для этих чисел? (Нет. Однозначное число больше двузначного. А двузначное число больше трёхзначного.)
- Почему? (Эти числа в разных системах счисления.)
Вывод. Когда числа в разных системах счисления. то чтобы сравнить их, нужно обязательно чертить числовую прямую или графическую модель.
5. Сравнение и запись чисел. Рефлексия
Работа выполняется учащимися на отдельных карточках. Карточки с записанными на них числами показываются и при проверке дети их называют.
Из цифр 0, 6, 9 записать:
- число большее, чем число 706; (760);
- число меньшее, чем число 706;(670. 607);
- двузначное число; (67, 76, 70, 60);
- четырёхзначное число с двумя нулями на конце.
Назвать круглые числа.
- Мумзики записали ещё 2 трёхзначных числа: 067, 076. (Неверно, это ловушка.)
6. Игра
Дети получают карточки с числами:60, 76, 67, 70, 607, 706, 670, 760, 6700,7600. Расположить числа в порядке возрастания.
-Что это значит? (Начиная с самого маленького числа и заканчивая самым большим числом.)
Физкультминутка
Показываю карточки с математическими выражениями, а учащиеся считают и выполняют движения. -9
Столько раз ногою топнем, Столько раз руками хлопнем, Мы присядем столько раз. Мы наклонимся сейчас, Мы подпрыгнем ровно столько. Ай-да счёт! Игра и только! |
7. Работа в группах
Сравнить числа. Обсудить своё решение. Обосновать ответ.
Задание 1 группе: сравнить числа.
Задание 2 группе: найти равные числа.
Задание 3 группе: расположить числа в порядке возрастания; найти круглые числа.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
62 * 145 | ·· 5 * 5 | 3000, 603, 600, 306, 300, 63, |
317 * 217 | 4255 * 4256 | 36, 6, 3. |
70 * 80 | 6 ·2+3 * 236 | |
7· 2+1 * 217 | 1003 * 9 |
8. Сравнить числа. Работа в парах
Мумзики откуда-то притащили «загадочные» числа. Сравните их. (Раздаю карточки.)
1 карточка
Трёхзначное и двузначное числа. |
2 карточка
Разное количество десятков и единиц. |
9. Итог урока
- Оцени свою работу в тетради и свою работу на уроке.
- Кто сегодня на уроке мог всегда правильно выполнить любое задание? (Оценка «5».)
- Если сомневался в чём-то, а потом разобрался – понял? (Оценка «4».)
- Кому было трудно на уроке, многое было непонятно?
- Научились сравнивать числа?