Цели:
- повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его грамматических признаках;
- упражнять в нахождении существительных в письменной и устной речи;
- обогащать и расширять активный словарь через включение в речь новых и изученных существительных;
- способствовать совершенствованию грамматического строя речи через составление предложений по заданной схеме;
- развивать функцию переключения внимания через чередование видов деятельности;
- способствовать развитию логического мышления через выполнение упражнений аналитического и синтетического характера;
- воспитывать собранность и умение достигать поставленной цели через самостоятельные и коллективные формы работы.
Организационный момент
Звонок за дверью прозвенел.
Ученик за парту сел.
Приготовился писать,
Слушать и запоминать.
- Начинаем урок письма и развития речи.
- Откроем тетради и запишем дату.
Ч…тырнадцатое окт…бря.
Классная работа. (Орфограммы.)
Введение в тему
1. Работа с иллюстрациями. - Прежде чем продолжим работу дальше, я хочу зачитать вам отрывок из хорошо знакомого произведения. Задача: определить автора, жанр и название. (Чтение отрывка «Черная курица», раздать иллюстрации.)
- Художник Нобутовский к данному сюжету создал такую иллюстрацию, внимательно рассмотрите её. Попробуем назвать изображенные на ней:
(Устно постоянно ставить вопрос.)
- На какие вопросы отвечают записанные слова?
- Какая часть речи отвечает на вопрос кто? или что?
- Значит, какой частью речи являются записанные слова?
2. Определение темы
- О чем на уроке сегодня пойдет речь?
- Запись темы: Имя существительное как часть речи.
Постановка цели
- К концу урока мы должны узнавать существительное в устной и письменной речи, определять его грамматические признаки. (Попросить кого-нибудь повторить).
3. Работа со словарём
Спиши, вставляя:
*бразование, д*м*кратический, кв*л*фикация, гр*жд*нин.
- Взаимопроверка.
- Найдите лишнее слово, почему?
4. Работа по опоре
- Подытожим, что же такое имя существительное?
Существительное – это __________ Отвечает на вопросы __________ Обозначает __________ |
5. Работа над предложением
- Составь: Какой? кто? чей? чего? что делает? что? на что?
Гражданин, страны, каждый, на образование, нашей, имеет, право.
- Сделаем синтаксический разбор данного предложения. (Главные члены, чем выражены, найти еще существительные.)
Добавить к опоре:
В предложении Является __________ или __________ |
6. Работа по определению грамматических признаков существительного
- Вернемся к словарным словам. Мы определили, что это существительные, но чем-то они отличаются друг от друга, назовите этот признак.
Имеет род __________ |
7. Физминутка
- Пришло время отдохнуть.
- Откиньтесь на спинку стула,
- Закройте глаза.
- Опустите руки на колени.
- Делайте глубокие вздохи.
- Положите голову на парту.
- Дышите ровно.
- Поднимите голову.
- Уберите руки на парту.
- Откройте глаза.
- Проводя физминутку, я называла предметы или имена существительные. Перечислите их. А какие из них я имела ввиду, сразу несколько, один?
- Добавление в схему:
Число __________ и __________ |
8. Работа с учебником
- С.53, прочитайте. Какие признаки еще не называли? Склонение и падежи будем рассматривать на следующих уроках.
9.
На первом этапе мы рассматривали иллюстрацию и называли предметы, а с помощью слов тоже можно нарисовать картину. Это сделал писатель К.Паустовский. Я зачитаю, а вы постараетесь представить. (Включается аудиозапись.) (С.53 упр.69.)
- Вы мысленно побывали в лесу, что увидели?
Самостоятельное чтение.
- В чем особенность текста?
Списывание. Работа в парах. Проверка.
10. Разбор домашнего задания
- Синие: найти и подчеркнуть существительное.
- Зеленые: найти существительное, определить число, род.
- Красные: подобрать существительное, определить род, число.
ИТОГ
- Тема?
- Что должны были иметь к концу урока?
- Что такое существительное? (Убрать опору.)
- Оценки.