Реализация профориентационной работы в школе посредством ИКТ

Разделы: Информатика, Школьная психологическая служба


Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Размышления М.Ю.Лермонтова в стихотворении “Дума” об отношении своего поколения к жизни, даже к своей судьбе было вынесено на суд самого поколения еще в 1838 году. С тех пор минуло немало лет, и даже столетия промчались. Но что изменилось с той поры? Люди, окружающий мир, взаимоотношения в обществе… Нет уже тех извозчиков, размеренности в жизненном укладе. Им на смену пришли – быстрые автомобили, скоростная связь… И на общение у нас нет времени. И к ребенку предъявляем требования порой большие, чем к взрослому человеку во времена Лермонтова. При поступлении в школу ребенок, хотя и не гласно, должен уметь читать и писать. По окончании основной школы – сделать правильный профессиональный выбор, чтобы не случилось, так как в том же стихотворении:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Но как, же тяжело ему, неопытному подростку, не познавшему вкус падений и взлетов, не умеющему противостоять всем превратностям судьбы, сделать тот правильный путь, который приведет его “через тернии к звездам”! И кто ему поможет сделать правильный выбор, кто укажет путь к успеху? И вот, стоя на перепутье трех дорог, подросток должен сам решить, какой дорогой ему идти. А наша задача – помочь ребенку научиться реально оценивать свой выбор, правильно планировать свою жизнь, строить жизненный прогноз, предвидеть возможные последствия собственных решений и поступков.

Что же подтолкнуло нас заняться рассмотрением вопроса дальнейшего профессионального самоопределения наших школьников? Причин было несколько:

  • Самая “больная” для нас проблема – вымирание деревни. Замкнутый круг: деревня стареет, так как нет молодежи; молодежь не хочет оставаться в деревне, так как негде работать; колхозы и совхозы распадаются, так как не кому работать в хозяйствах; хозяйства распадаются – молодежь уезжает – деревня стареет. Но кто нас накормит хлебом, мясом и молоком?
  • На территории нашего района имеется профессиональный лицей №4, который готовит по специальностям: механизатор, водитель, повар, бухгалтер, пчеловод, секретарь – референт, слесарь. Однако не все выпускники по окончанию лицея работают по выбранным специальностям. Хотя хозяйства испытывают острую нехватку в механизаторах и водителях.
  • Большинство выпускники нашей школы по окончанию её стремятся поступить в средние и высшие учебные заведения. Однако по окончанию учебных заведений более 50% из них устраиваются не по выбранной специальности.
  • Нередко молодые люди выбирают профессию из соображения престижа, “за компанию” и исходя из материального положения родителей.

Всё это натолкнуло нас на мысль заняться профориентационной работой с другой позиции, чем она велась ранее в школе.

С этой целью был разработан социальный проект “Человек и профессия: шаги к профессии” с использованием ИКТ.

Основная идея, заложенная в проекте – это активизация позиции самоопределяющегося школьника.

Самым оптимальным способом, дающий положительный эффект в профориентационной работе является сочетание таких дисциплин, как психология и информатика. Психология располагает средствами для познания себя, своих возможностей, а информатика – возможностями для мотивации познавательной деятельности и информационными ресурсами. Всё это позволило оптимизировать учебный процесс, так как сочеталось с программой по информатике и способствовало повышению интереса у детей.

В проекте предлагается ребятам своеобразную “пробу сил” в осознании своих желаний, соотнесении их со своими возможностями и формирование ответственности за своё будущее. С этой целью предложены следующие темы исследований: “Стратегия выбора профессии”, “У меня растут года…”, “Ошибки в выборе профессии”, “Современный рынок труда”, “Мой выбор”.

Одна из работ детей “Стратегия выбора профессии” направлена на формирование умения оценивать психологические особенности личности, находить нужную информацию о профессиях, умения соотносить свои возможности в сфере профессиональной деятельности.

Детям предлагалось выполнить исследования по направлениям “Расскажи мне обо мне” – исследование своих интересов и склонностей; “Мир профессий. Что я знаю о нём?” – получение информации о различных профессиях; “Рейтинг сфер профессиональной деятельности в 2007 году” – определение наиболее востребованных профессий.

Исследовательская работа не ставит перед детьми задачу окончательного выбора профессии и места работы, а ориентирует их на выбор направления, той области, в которой они собираются в дальнейшем специализироваться.

Детям, готовым выбрать специализацию, предлагалось познакомиться с особенностями профессии, возможностями получения образования. Результатом данной работу является выпуск буклетов по теме “У меня растут года…”

Следующим этапом нашей работы по проекту было познакомить с основными ошибками при выборе профессии.

На элективном курсе “Человек и профессия” в 9-м классе дети изучали тему “Ошибки в выборе профессии” и итогом явился выпуск бюллетеня “Ошибки в выборе профессии”.

Одним из блоков проекта “Человек и профессия: шаги к профессии” является изучение ситуации на современном рынке труда. Обучающиеся 11-го класса проанализировали соотношение спроса и предложений в отношениях “работодатель – специалист” и рассказали от чего зависит ситуация на рынке труда.

Немало важным этапом в проекте является изучение окончательных представлений о своём дальнейшем профессиональном маршруте, которое может быть отражено в сочинениях – эссе “Мой выбор”.

Если до внедрения проекта обучающиеся 9–11-х классов высказывали свои предпочтения по выбору профессии больше исходя из своих “хотелок” и “мечталок”, то по завершению его многие поменяли свою позицию и начали более реально применять выбор к своему будущему.

Хотелось бы отметить, что эта работа была пробным шагом и потребовала своего логического продолжения. Поэтому нами разработан план дальнейшей профориентационной работы в школе. Согласно этому плану профориентация будет являться одним из направлений сопровождения учебно – воспитательного процесса. К исследовательской работе будут привлечены дети, начиная с начальной ступени обучения, их родители и учителя.

Начиная с 2008–2009 учебного года для обучающихся 1–4-х классов предложено создать альбомы о профессиях своих родителей. Обучающиеся 5 класса проведут исследовательскую работу “Генеалогическое древо моей семьи”. В ходе работы дети должны собрать и систематизировать знания о своей семье, познакомиться с профессиями родителей и родственников, с их склонностями и наследственными заболеваниями. Обучающимся 7–8-х классов проект “Старинные профессии”. Результатом работы будет презентация о старинных профессиях и их особенностях;

Для обучающихся 9–11-х классов предполагаются социологические исследования и исследовательские работы например “Я выбираю ВУЗ”.

Приложение 1

Приложение 2