Развитие познавательной активности на уроках истории является одной из важнейших задач обучения. Для учащихся старших классов основным видом деятельности становится самостоятельная работа. Как сделать эту работу более эффективной, интересной для ученика? Ответ на эти вопросы я вижу в использовании информационных технологий на уроках истории.
В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно над интересующим их проектом.
В документах модернизации российского образования большое значение отводится формированию информационной компетентности, начиная с начальной ступени обучения. Эти современные требования следующие:
- Уметь пользоваться основными источниками информации и базами данных, включая электронные, находить информацию в Интернете.
- Владеть компьютерной грамотностью на уровне пользователя при решении учебных и практических задач.
- Самостоятельно соблюдать, хранить и пользоваться нужной информацией, создавать базы данных, свободно пользоваться сетью Интернета для поиска, получения и передачи информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделятьглавное, обобщать, делать выводы.
Итак, мы считаем, что использование информационных технологий позволяет:
- широко использовать исследовательские методы организации учебной деятельности;
- организовывать учебный процесс с использованием различных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой (но с приоритетом первой);
- проявлять учащихся творчество и оригинальность;
- приобретать специфические навыки работы с информацией, использовать информационные технологии.
- активизировать познавательную деятельность школьников, повысить интерес к предмету, стимулировать участие в конкурсах, олимпиадах, проектах.
В рамках экспериментальной работы по использованию информационных технологий были разработаны и проведены уроки с использованием мультимедийного оборудования.
В качестве примера предлагаем разработку урока в 10-м классе «Культура России I половины XIX века. Архитектура и живопись». Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников , виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др.
Перед уроком учащиеся получили задания найти информацию о художниках и архитекторах XIX века и оформить материал в программе Power Point. Получившийся проект позволяет:
- учителю иллюстрировать свой рассказ.
- не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте.
- вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
- развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН (общеучебные умения и навыки)
- ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся.
- в процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни.
- включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: «Культура России I половины XIX века. Архитектура и живопись».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели
Образовательная: создать условия для освоения учениками информации по данной теме: основные стили архитектуры, направления живописи, художники и архитекторы, а также их произведения.
Развивающая: продолжить развитие исследовательских умений, получать информацию из различных источников, анализировать основные направления искусства.
Воспитательная: способствовать формированию умственной культуры труда, умению общаться на принципах партнерства и сотрудничества при фронтальной и групповой работе, формирование интереса к культуре русского народа.
Средства обучения
- учебник, П.Н.Зырянов, В.Н.Буганов «История России 10 класс», ч.II М., Просвещение, 2005 г.
- электронная презентация «Культура России I половины XIX века. Архитектура и живопись». (Приложение)
- мультимедийный проектор для демонстрации презентации
- мини-проекты учащихся о достижениях культуры XIX века.
- рабочая тетрадь
Ожидаемый результат
Учащиеся должны знать:
- Основные работы художников, скульпторов, живописцев.
- Cтили архитектуры и направления в искусстве.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять смысл основных понятий.
- Называть сходства и различия направлений художественной культуры.
- Соотносить произведение культуры с автором.
- Представлять результаты поиска информации в электронном виде, пользуясь компьютером самостоятельно.
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
Оргмомент |
Осуществляет психологический настрой на урок |
Готовят рабочее место, настраиваются на урок |
Мотивационный блок |
Задает вопросы с целью актуализации знаний: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Выводит на задачи урока, предлагает записать тему в тетрадь |
Отвечают, что начали изучать культуру России XIX века, но выяснили особенности науки и образования, значит сегодня необходимо познакомиться с другими направлениями культуры. Записывают тему в тетрадь |
Новый материал |
Сегодня вы получите много информации о деятелях культуры и искусства, в ходе работы вам необходимо записать в тетрадь:
|
Готовят тетради для записи данной информации (можно в виде схемы или таблицы). |
Блок 1. Живопись |
Обращает внимание учеников на понятия, выписанные на доске: классицизм, романтизм, реализм.
Предлагает свериться с учебником стр. 106-107 |
Группа учеников выступают с короткими сообщениями о художниках, демонстрируя их произведения через проектор. Учащиеся записывают данные в тетрадь. |
Блок 2. Архитектура |
Какое направление архитектуры было господствующим в XVIII веке? Сегодня мы познакомимся с архитектурой I половины XIX века. Строительство шло в основном в Петербурге, поэтому нам предстоит путешествие по Северной Пальмире. |
Барокко, появляется классицизм. Получают задание, найти сходства и различия с классицизмом XVIII века, записать имена зодчих и их творения. Демонстрируют презентацию. Называют черты нового стиля, записывают определение в тетрадь. |
|
Демонстрирует кадр с изображением храма Христа Спасителя в Москве, архитектора Тона. Можно ли назвать этот стиль ампиром? Дает понятие русско-византийского стиля. |
Нет, называют причины. Записывают определение в тетрадь. |
|
Почему происходит возвращение к старинным, православным традициям? |
Связывают эти традиции с официальной идеологией (теория официальной народности). |
Подведение итогов |
Почему XIX век называют «золотым веком» русской культуры? |
Отвечают на вопрос, закрепляя полученные знания. |
Домашнее задание |
П. 17, словарь |
Записывают в дневники. |