Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное».
Цели урока:
1) Систематизация теоретического материала по изученной теме.
2) Отработка навыков по применению теоретического материала.
3) Попутное повторение некоторых орфограмм, пунктограмм.
Задачи урока:
1. Образовательные:
1) В процессе выполнения заданий добиться систематизации теоретического материала по теме.
2) Предоставить учащимся возможность проявить свои способности при выполнении различных видов заданий.
3) Прививать навыки самостоятельной работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.
2. Воспитательная: Воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность.
3. Развивающая: Развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся.
Оборудование, дидактические материалы:
1) таблицы;
2) перфокарты;
3) минитаблицы;
4) таблица – обобщение на каждого ученика;
5) художественный текст на группу;
6) тесты.
Структура урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы, цели урока.
3. Проверка домашнего задания.
4. Практическая часть:
а) Игра «Кто быстрее».
б) Работа у доски: объяснение пропущенных орфограмм и пунктограмм в предложении.
в) Работа в группах: образование степеней сравнения имен прилагательных.
г) Работа у доски: определение разряда имен прилагательных.
Физкультпауза
д) Работа в группах: объяснение правописания суффиксов имен прилагательных, составление предложений, выборочный цифровой диктант, работа с перфокартами.
е) Тесты.
ж) Работа с текстом.
з) Оформление выводов в таблице – обобщении.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
Содержание урока, приемы и методы |
Деятельность учителя |
Прогнозируемая деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Настрой на внимание. |
Приветствие учащихся. |
Встречают учителя стоя, после чего садятся. |
2. Проверка домашнего задания у 1 группы. |
Ребята из 1-й группы подготовили стихотворения о частях речи. Послушаем.
|
Выразительное чтение. |
3. Целеполагание: настрой на работу, ознакомление с задачами урока. |
И мы сегодня на уроке обобщим полученные знания по теме «Имя прилагательное». |
Оформляют записи в тетрадях. |
4. Проверка домашнего задания у 2 и 3 группы. |
Ребята из 2-й группы разработали Учащиеся 3-й группы подобрали текст, к которому мы обратимся позднее. |
Слушают учителя. |
5. Обобщение теоретического материала. |
Каждую часть речи мы рассматриваем с позиций трех основных признаков. - Напомните, каких? |
1. Общее значение. |
Беседа. |
- Каково же общее значение имен прилагательных? |
|
6. Практические задания. Игра «Кто быстрее» |
За 1 – 2 мин запишите прилагательные к данному слову (человек). Очень хорошо, что доминируют прилагательные, обозначающие положительные качества человека. |
Добрый, отзывчивый, честный… |
Работа с предложением у доски. |
Итак, оформите вывод в таблице - В какой графе? Запишите предложение, объяснив правописание пропущенных орфограмм и пунктограмм. |
В первой. |
Со..нце … …рчайшая Зв...зда Галактики. Запишите морфологические признаки прилагательного ярчайшая. |
Называет виды орфограмм. Качественное, простая форма, превосходная степень И. п., ед. ч., ж. р. |
|
Работа по опорным схемам. Взаимопроверка. |
Обратитесь к схеме «Степени сравнения имен прилагательных». Образуйте от данных слов всевозможные степени сравнения. Звонкий Обменяйтесь листочками, проверьте и поставьте оценку. |
Качественные. |
Работа у доски. (Прикрепляются слова магнитами.) |
Определить разряд этих прилагательных. Качественные: - заботливый; Относительные: - деревянный; Притяжательные: - заячий; |
|
- Что обозначают качественные прилагательные? |
Качество в большей или меньшей степени. |
|
- Что обозначают относительные прилагательные? |
Признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени, обозначает материал, из которого сделан, состоит предмет; пространственные, временные признаки предмета. |
|
- Что обозначают притяжательные прилагательные? |
Принадлежность чего – либо лицу или животному. |
|
Физкультпауза. |
А сейчас немного отдохнем. |
Выполняют физ. упражнение. |
Работа по группам. |
Объясните правописание суффиксов и составьте предложения с данными словами: 1) деревянный; Эти слова можно найти и в загадках: Межи деревя…ые, |
Работают 2 – 3 мин Приводят свои примеры. |
Цифровой диктант. |
Ценные сведения. (1 – нн) |
Работают 3 – 5 мин. |
Работа с перфокартами, текстами. |
А сейчас выполните индивидуальные задания. (Приложение 1, Приложение 2) Не забывайте записывать выводы в карточке – обобщении. |
|
Р./ Р. Работа с текстом. |
К выделенным словам в тексте подберите имена прилагательные, определите их роль в тексте: Был ( ) ( ) день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого ( ) утра небо ( ); ( ) заря, нее пылает пожаром: она разливается ( ) румянцем. Солнце – не ( ), не раскаленное, как во время ( ) засухи, не ( ), как перед бурей, но ( ) и приветливо ( ) – мирно всплывает под ( ) и ( ) тучкой, свежо просияет и погрузится в ( ) ее туман. |
Подбирают прилагательные. |
- Назовите произведение и автора этих строк? - Зачитайте свой вариант текста и сравните с авторским. |
И. С. Тургенев «Бежин луг» |
|
- Какова же роль прилагательных в тексте? - Какова синтаксическая роль имен прилагательных? |
Создается образная, яркая картина. Определением, сказуемым. |
|
7. Подведение итогов. |
Дописываем выводы в карточку – обобщение. Спасибо за работу. Каждый из вас получит оценку, сдайте тетради. |
Зачитывают полученный результат. |
8. Домашнее задание. |
§ 47 – 58, теория. 1) составить словарный диктант на изученные орфограммы по данной теме. 2) подобрать загадки, ответом которых являются имена прилагательные. 3) составить сочинение – миниатюру с использованием имен прилагательных. |