Занятие познавательного цикла "Путешествие на Чувствительные холмы к обезьяне Любопытные руки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: Путешествие на чувствительные холмы к обезьяне любопытные руки.

Цели:

  • Уточнить знания детей о значимости рук, как органов осязания.
  • Развивать тактильные ощущения, учить сознательно относиться к развитию своей руки.
  • Развивать абстрактно-логическое мышление, произвольное внимание, умение использовать при восприятии  свой прошлый опыт и знания,  мелкую моторику, двигательную память, наблюдательность.
  • Обучать приёмам саморегуляции.
  • Воспитывать интерес к познанию себя, желание и умение беречь руки.

Оборудование: образы орла Зоркий Глаз, слонихи Чуткие уши, собаки Острый нюх, лягушки Умный язык, обезьяны Любопытные руки, разноцветные пробки, волшебная лампа, песня В. Шаинского «Волшебный цветок», разноцветные шнурки, дидактические игры «Что какое?», «Кто это?», «Живые весы», «Что тяжелее?», «Пальчики-узнавальчики», «Кто живет на склонах холмов»

Ход занятия

Ритуал входа в Сказочную страну.

Дети воссоздают картину Сказочной страны: домик Лопушка, Синегорье, острова «Загадочные звуки», пещеру «Чудесные запахи», озеро «Вкусная вода» из разноцветных шнурков, палочек, подсобного материала.

Педагог: Мы слышим загадочные звуки. Угадайте, кто живет на склонах холмов

Д/и «Кто живет на склонах холмов» (Дети получают карточки с закодированными звуками: шум дождя, плеск рыбки, стрекот кузнечика, трубит олень, крик журавлей и др.»)

Педагог: Нас встречает Обезьяна Любопытные Руки.

Этюд «Обезьянки»

(Педагог проговаривает текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом:обезьянки с любопытством рассматривали и трогали путешественника, хватали его за руки, за ноги, пробовали залезть в карманы его одежды. Путешественник вместе с обезьянками весело смеялся и пританцовывал под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга»)

Педагог: Обезьяна Любопытные Руки живет в джунглях. Она очень артистична и любит покривляться, передразнить всех, кого видит, любит подбирать всякие предметы и тщательно обследовать их своими руками. Она придумала для вас задание.

Д/и «Что какое?» (Что бывает мягким и твердым одновременно  на сказочных островах.)

Педагог: Приходит посмотреть на опыты с предметами семья обезьяны Любопытные Руки. Приходят вместе с мамой крошка енот, попугай Кеша, и дочка Чита. Сколько детей в семье обезьян?

Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а всего трое. Как же так?

Педагог: Обезьяна Любопытные руки любит быть цирковой артисткой.

В Цирк на представление спешат друзья Обезьяны Любопытные Руки.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вот и в цирке мы опять,
Шимпанзе, макака Чита,
Чебурашка, крокодил.
Назови поскорей,
Сколько в цирк пришло зверей?

Педагог: У Обезьянки много друзей. Представь, что дощечка (стекло, ткань, мех...) - это характер или поведение кого-то из зверей. Поиграем в игру «Кто это?»

Д/и «Кто это?» (Дети выбирают карточки с изображением животных, соответствующих по их представлению по характеру и поведению  их тактильному ощущению материала. Крокодил – стекло острое, тигр – шершавая поверхность, черепаха – гладкая поверхность, обезьяна – мех.)

Педагог: в джунглях звери живут весело.

Зебра, конь, олень и вол
Все играют в волейбол.

Пальчиковая игра «Мяч»

Десять, девять, (Хлопают в ладоши.)
Восемь, семь, (Шлепают по коленям.)
Четыре, три, (Хлопают.)
Два, один. (Шлепают.)
Мы с мячом играть хотим. (Закрывают глаза ладонью.)
Только надо нам узнать: (Делают хлопок на каждое слово.)
Мяч кто будет догонять. (Топают на каждое слово.)

Педагог: В цирке есть такой механизм, который называется весы. Всем артистам они нужны, чтобы взвешиваться, ведь, если артисты наберут большой вес, те есть потолстеют, им трудно будет выступать на сцене. Взвешивать можно не только на весах. Мы с вами тоже можем взвешивать. Представьте, что вы весы: встаньте, расставив руки в стороны, ладошками вверх. (Положить предметы на ладошки и задать «весам» вопрос; «Какая вещь тяжелее, а какая легче?»)

Тренинг: «Живые весы» (Дети определяют вес игрушек.)

Педагог: Насекомые тут как тут, им тоже хочется поиграть с вами.

Ритмическая игра «Голубой аэропланчик» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Дети:

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

Педагог: Как вы считаете кто или что тяжелее?

Д/игра «Что тяжелее?» (Предметный ряд: стрекоза, смех, шуба, лед, колючий ёж.)

Фонопедическое упражнение «Муха»

Над обезьяной возле уха
Целый час жужжала муха:
«Ж-ж-ж…»
Комары летят,
Летят и пищат:
«З-з-зу, З-з-зу,- укушу!
«з-з-зу…»
«Ж-ж-ж…»-«з-з-зу…»

Дети проговаривают текст, разным по высоте голосом: за мух – низким, за комара – высоким.

Педагог: У нашей обезьяны Любопытные Руки есть пальчики-узнавальчики. Вот предметы, с которыми звери выступают в цирке, узнайте их.

Д/и «Пальчики узнавальчики» (Дети закрывают глаза и поочередно прикасаются к предметам, называя и описывая их.)

Педагог: Ты знаешь, что котята пушистые, еж колючий, лед скользкий, мед липкий. Каким образом ты можешь определить это? (Эти и другие ощущения возникают при прикосновении, или, говоря другими словами, благодаря твоему осязанию.) Какие органы помогают обезьяне Любопытные руки определять свойства предметов ? (Руки, кожа) Назовите правила, выполнение которых поможет сберечь руки? (Нужно быть осторожным с горячими, колющими, режущими предметами, с огнём, электричеством, с морозом.) (Дети объясняют, почему так считают.)

Педагог: Все вы объяснили очень правильно, обезьяна благодарна вам за то, что вы научили её беречь руки. Давайте мы сделаем подарок для нашей обезьяны, чтобы она помнила правила обращения со скользкими предметами, мы сделаем для неё коллаж.

К нам пришла Фея Скользота из своей сказочной страны.

Фея: В моей стране мир своеобразен. В ней много предметов и явлений, которые представляют опасность для жизни в моей стране, но жители Скользоты умеют во время определить опасность с помощью рук и кожи и ничего плохого с ними не случается. Прошу вас сделать коллаж о моей стране.

Коллаж «В стране феи Скользоты»

Педагог уточняет цветовое решение коллажа, пространственное расположение частей. Дети выполняют работу совместно с педагогом.

Фея: Работа отменна, красива. Сказочен мой мир, но опасен. Что может случиться в моей стране? Как сохранить свое здоровье в этой стране? (Уметь определить скользкие предметы с помощью органов осязания и проявить осторожность при играх в этой стране: не ходить по льду, не кататься с мокрой горки, не кататься по ледяной дорожке по несколько детей сразу, не разливать воду при умывании, вытирать во время разлитый компот.)

Педагог: Все верно. Фея дарит нам памятки «Как вести себя на площадке детского сада». А мы с вами попрощаемся с ней и поспешим на зелененькую лужайку, вместе с Обезьянкой.

Релаксация (под фонограмму фрагмента «Моря» И. Римского-Корсакова)

Дети:

Радуга-дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песочек!
Ритуал прощания с Обезьянкой и выхода из Сказочной страны.

Приложение 1. Использование методов и приемов  экспериментальной деятельности на занятиях познавательного цикла детей 5-7 лет.