Тема: "Два взгляда на человека в эпоху средневековья".
Цели урока:
- Обобщение знаний по теме "Два взгляда на человека в эпоху Средневековья".
- Развитие умений: сравнивать, обобщать, выделять главное, выбирать необходимую информацию в работе с историческими документами.
- Усвоение принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох.
Работа с классом. Повторение основных вопросов темы
- Определите хронологические рамки и дайте общую характеристику Средневековья.
- Дайте определение эпохи.
- Почему Возрождение выделяют в особую эпоху'? На фоне каких исторических событий формировалась эта эпоха?
- Определите основные параметры сравнения Средневековья и Возрождения.
- Опережающий вопрос. Выделите по ходу работы основной параметр, который является основополагающим для остальных.
Работа на доске
- Тема урока.
- Лента времени.
- Основные параметры сравнения.
Стенд (наглядные материалы к уроку)
Репродукции величайших достижений искусства и архитектуры Средневековья и Возрождения.
Работа с "лентой времени"
Показать непрерывность исторического процесса, эволюционность развития, связь эпох (прошлого, настоящего и будущего).
Два взгляда на человека в эпоху Средневековья
Вопросы для сравнения |
Церковное учение |
Гуманистическая философия |
1. Представители. |
Августин Блаженный, Франциск Ассизский, Фома Аквинский. |
Ф.Петрарка, Н.Макиавелли, Э.Роттердамский |
2. Природа человека. |
Греховное, низменное. "Темница души", "сосуд греха". |
Гармоничное единство божественного и природного, духовного и материального. |
3. Отношение к Богу. |
Бог определяет все. |
Бог - творческое начало. |
4. Цель человеческого существования. |
Восхождение человеческой души к Богу через таинства Церкви. |
Восхождение человеческой души к Богу через творческую деятельность, исследование своей природы и природы вообще. |
5. Отношение к человеческому разуму и знаниям. |
Скептическое. |
Вера в силу человеческого разума. |
6. Требования добродетели (основной параметр). |
Преодоление своей природы, презрение к миру, к жизненным потребностям, к телу, богатству, славе, собственности => аскетизм. |
Следование своей природе, принятие мира и радости земного существования, культ наслаждения и пользы, возрождение уважения к славе => антиаскетизм. |
В процессе сравнения опора делается на высказывания философов эпохи Средневековья и Возрождения. Учащимся предлагается атрибутировать высказывания — определить их принадлежность историко-культурной эпохе.
Подборка высказываний
Средневековье
- "Без перста Божьего ни один волос не упадет с головы человека".
- "Человек — темница души, сосуд греха".
- "Мы умираем, пока живем, лишь тогда перестаем умирать, когда перестаем жить" (Папа Иннокентий III).
- Откажитесь от плотских наслаждений... Любовь к Богу удаляет человека от мира, а любовь к миру от Бога".
- "Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог" (Августин Блаженный).
- ''Земное царство в своей основе — разбойничий стан, держится лишь войной и насилием. Высшее выражение небесного царства—Церковь. Но земная церковь — только приготовление к небесной" (Августин Блаженный).
- "Светская власть должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе — Христос, а на земле — римский папа" (Фома Аквинский).
Возрождение
- "Благие души, доблести подруги, заселяют мир, он станет золотым, античными творениями полный'' (Ф.Петрарка).
- "То, что присуще нам от природы, менее всего достойно осуждения'' (П.Браччолини).
- "Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом, этим он может, во-первых, угодить Богу и почитать его, и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье" (Л.Альберти).
- ''Истинно благородный человек не рождается с великой кровью, но сам делает себя таковым великолепными делами своими".
- "Прочь от меня... всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность. Возьми фортуну за волосы, ускоряй, если нужно, бег ее колеса" (Дж.Бруно).
- "Счастлив лишь тот, кто и в том, и в другом вполне совершенен,
Ловок, проворен, силен и здоров, а также при этом
Мудр и учен, добродетелен, благоразумен,
Кто в совершенстве в себе сочетает чувства и разум"
(Из философской поэмы Пьер-Анджелло Мандзолли).
Лента времени
Древний мир |
Средневековье |
Возрождение |
Новое время |
||
Античность: 1 . Человек. 2. Разума процесс познания мира и человекам философия — наука всех наук, предмет осмысления мира и человека.
|
1. Бог 2. Процесс познания божественного начала основная наука — богословие. |
1. Человек, Просвещение как лучшее творение Бога. 2. Разум => познание мира и человека => появляются основы наук и научная специализация. МИР ПОЗНАЕТСЯ |
|
||
вширь |
вееру |
внутрь |
|||
(великие географические открытия) |
(небесные светила — астрономия) |
(душа и тело — основы медицины) |
Лента времени доказывает неразрывность взаимосвязи эпох, возрождение ценностей прошлых эпох в настоящем.
Домашнее задание (опережающее)
- Подумайте, в чем проявился кризис эпохи Возрождения?
- В чем закономерность в переходе к эпохе Нового времени?