Если ты родился моряком,
Ждут тебя моря и океаны,
Станешь настоящим мужиком,
Скоро поплывёшь через туманы!
Цели урока:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся об архимедовой силе и условиях плавания тел.
- Рассмотреть физические способы плавания судов.
- Формировать умения делать логические выводы, уметь применять полученные знания для объяснения явлений, происходящих в природе и технике.
- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”; познакомить учащихся с практическими применениями закона Архимеда в технике.
Форма урока:
урок-беседа с элементами поиска.Оборудование:
компьютер, мультимедиа-проектор, лист металлической фольги, коробочка из металлической фольги, карточки с заданиями, компьютерная презентация.Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
- Причина возникновения выталкивающей силы?
- Как подсчитать архимедову силу?
- При каком условии тело, находящееся в жидкости, тонет? всплывает? плавает?
- Из какой сказки отрывок?
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”)
- При каком условии можно плыть на бревне? (отрывок из стихотворения Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”)
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
“Взял бы я вас - да потопите лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.
- Физический диктант – по карточкам
Вопрос: Где в технике учитываются архимедова сила и условия плавания тел? При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки, и они плавали в воде.
Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Почему?
Демонстрация опыта (с листом фольги и коробочкой из фольги)
Вопрос: Почему лист фольги тонет в воде, а коробочка из фольги – нет? Здесь увеличивают объем, и архимедова сила увеличивается.
Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.
Из истории плавания судов. (Приложение №1)
Основные понятия:
- Осадка корабля - глубина, на которую судно погружается в воду.
- Ватерлиния (нидерл. waterlinie) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.
- Водоизмещение судна - характеристика размера судна; количество воды, вытесненной плавающим судном.
Численно водоизмещение измеряется:
- объемом воды, вытесненной судном (объемное водоизмещение) или
- массой воды, вытесненной судном (массовое водоизмещение).
- Закрепление пройденного материала
- Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море?
- Масса теплохода без груза, имеющего объем подводной части 104 м3 , равна 3∙ 10 6кг. Определить его грузоподъемность.
- Итог урока.
- Оценки за урок. Рефлексия.
- Что нового узнали для себя?
- Домашнее задание.
§ 51, упр.№26 (2)