Какой социальный заказ выполняет современная школа? Какие требования предъявляются к её выпускнику?
Убеждена, что это должен быть человек, который, столкнувшись с проблемой, решает её, а не жалуется на жизнь, не обвиняет государство, своих руководителей, соседей в неприятностях. Этот человек мотивирован и умеет учиться; он стремится быть успешным в жизни.
Поэтому актуальным сегодня является компетентностно-ориентированный подход в образовании, который акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Этот подход предполагает формирование у школьников ключевых компетентностей.
Формирование ключевых компетентностей как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования в “Стратегии модернизации содержания общего образования” (2001 г.) и директивно зафиксировано в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”.
Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий.
Метод проектов – это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения.
Поэтому я предлагаю на конкурс урок, где использован метод учебного проекта. Мультимедийная презентация учителя используется по ходу урока, каждая группа учащихся представляет свой продукт проекта также в форме презентации (см. гиперссылки).
"Всё самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке". Ю.А. Конаржевский
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии проектного обучения.
Тип урока: комбинированный.
Цели по содержанию:
- образовательная:
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.
Средства обучения:
- Данилов А.А., Косулика Л.Г. “История России, XIX век: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
- Павленко Н.И., Андреев И.Л. Россия XVIII-XIX веков: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
- История России: учебный словарь – справочник /Под общей редакцией Блохина В.Ф. – Брянск: “Курсив”, 1996.
- Кузьменко А.Ф. Тематические схемы по истории России: XIX века: 10-11 кл.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Винокурова М.М., Чепелкин М.А. Эпоха реформ 60-х годов в России: Пакет-комплект документального материала.- М.: “Бюдо дэндл”, 1993.
- Бурдей Г.Д. История России XIX века: Учебное пособие – Саратов: “Лицей”, 1999.
Ход учебного занятия (2 часа)
Этапы занятия | Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. Оргмомент | Запуск проекта | Определяет готовность учащихся к работе, сосредоточивает внимание учащихся на теме урока, помогает сформировать группы и найти партнеров. | Подготавливают рабочее место для разработки проекта, формируют группы, определяют партнеров. | ||||
2. Целеполагание и мотивация | Планирование работы | Определяет проблему: почему реформы 60-70 годов XIX
века либеральные? Необходимо проанализировать земскую и городскую
реформы, судебную, военную, финансовую, цензурную реформы и реформы
в области просвещения. Мотивирует познавательную деятельность учащихся. |
Анализируют проблему, обсуждают главную идею будущего проекта, в ходе дискуссии определяют конечную цель – продукт деятельности – коллективная презентация с использованием Microsoft Power Point, распределяют обязанности участников совместного проекта. | ||||
3. Актуализация знаний и умений. | Определение уровня готовности к поисковой работе. | Подготавливает учащихся к решению проблемы. | Выясняют пути достижения цели:
|
||||
4. Первичное усвоение знаний. | Сбор информации. | Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует, предлагает дополнительные источники информации. | Знакомятся с источниками информации, в ходе групповой дискуссии отбирают главное. | ||||
5. Осознание и осмысление учебного материала. | Структурирование информации. | Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся. | Решают проблему:
|
||||
6.Закрепление учебного материала. | Обмен информацией | Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников. | Знакомят партнера по проблеме со своим вариантом ее решения, заслушивают партнера, уточняют результаты, обмениваются вопросами, разрабатывают форму проекта. | ||||
7. Применение знаний и умений в новой учебной ситуации. | Оформление результатов работы. Защита проектов. | Наблюдает за деятельностью учащихся, советует, как подготовиться к защите. | В соответствии с конечной целью оформляют проект, защищают творческую работу. | ||||
8. Проверка и оценка результатов. | Экспертиза проекта. | Предлагает в ходе защиты проектов заполнить таблицу
в тетради
и сделать вывод о решении проблемы в целом по теме учебного занятия. |
Заполняют таблицу в тетради по ходу защиты проектов; определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнения проекта. | ||||
9. Подведение итогов учебного занятия. | Рефлексия. | Предлагает определить уровень достижения целей, высказывает собственное суждение о достижении целей учебного занятия. | Самооценка результатов деятельности. | ||||
10. Д.з. | Учитель предлагает написать эссе на тему “Почему Александр II, приступая к разработке реформ, фактически стал выполнять программу либералов?” | Записывают домашнее задание, задают вопросы по его содержанию. |
Вывод: Реформы 60-70-х годов – крупное явление в истории России. Новые современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключилась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Основным итогов развития России в 60-70-х годы XIX в. явилось коренное обновление общественно-политической и культурной жизни на либеральных началах. Но это были только первые шаги. (П.Н. Зырянов)