Перед проведением данного внеклассного мероприятия необходимо провести анкетирование в виде теста для выяснения уровня осведомлённости учащихся в данном вопросе. Целесообразно это сделать на разных параллелях в 8–11-х классах.
Этот тест поможет вам больше узнать о витаминах, о том, сколь важную роль они играют в питании, а также выяснить, правильно ли вы их употребляете.
Что вы знаете о витаминах?
1. ткуда эскимосы получают необходимые витамины:
- из рыбы,
- из рыбьего жира,
- из мяса белых тюленей?
2.В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять:
- в свежем виде,
- в замороженном,
- в консервированном?
3.В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в два раза?
4.Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх необходимых витаминов будет отсутствовать – какой:
- витамин А,
- Д,
- В-2
- В-12?
5.Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин – какой: витамин
- Д,
- А,
- Е
- В-6?
6.Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем?
- Овощами,
- яичным желтком,
- лимонами,
- фруктами?
7.В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве:
- в хлебе,
- свежей капусте,
- печени
- молоке?
8.Какой витамин содержится в большом количестве
- и в шоколаде,
- и в грибах,
- и в яйцах,
- и в арахисе?
9.Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в организме витамине С:
- 1,5 кг телятины,
- 1 кг апельсинов?
Ролевая игра в стиле ток- шоу “ Витамины За и Против”.
Установочное положение.
Обобщающее занятие с введением элементов нового к теме “Из чего состоит наша пища” можно провести в форме ролевой игры "Витамины За и Против". Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся предоставляя им возможность оказаться в той или иной спроектированной ситуации, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разрабатываемым решениям, зрелищностью, и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции по данному вопросу.
Так как это внеклассное мероприятие, я предлагаю провести его на параллели 8-х или 9-х классов, а качестве экспертов пригласить учащихся 10–11-х классов. Таким образом, для одной группы учащихся это будет изучение и знакомство с новой информацией, а для другой группы – обобщение и закрепление пройденного.
Цель игры.
- В ходе анализа предлагаемых сюжетов дать возможность учащимся поразмышлять над решением конкретных вопросов, связанных с использованием витаминов.
- Продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать знаниями по конкретной проблеме “Витамины”. Строить доказательство высказанной мысли.
Основные этапы игры.
- Подготовительный – распределение ролей, разбивка на группы, постановка заданий перед участниками и героями ток- шоу, экспертами.
- Основной – описание ситуаций, постановка вопросов и действий для их разрешения.
- Завершающий – подведение итогов.
Возможные роли:
- Ведущий (в этой роли целесообразно выступить классному руководителю, чтобы не потерялся темп игры, избежать излишней затянутости, быстро сориентироваться в непредвиденных ситуациях).
- Мед. работник Роза Кузьминична
- Тренер Вадим
- Повар Любовь Фёдоровна.
- Фармацевт
- Диетолог
- Родители
- Участники ток- шоу
Ход игры
Ведущий представляет участников игры и сообщает правила. Например, зрители могут выступать со своим мнением, задавать уточняющие вопросы экспертам. Возможно, в начале игры ведущий, чтобы активизировать зрителей на обсуждение проблемы Витамины, проводит “мозговой штурм”.
Ведущий обращается к зрителям с вопросом: Какие утверждения у вас ассоциируют со словом Витамины?
(Все ответы зрителей фиксируются ассистентами помощниками). Например:
- Придают силы
- Стимулируют работу мозга
- Повышают работоспособность
- Излечивают от простуды
- Излечивают от рака и других болезней
- При недостатке возникает авитаминоз
- При избытке – гипервитаминоз
- и т.д.
Ведущий: А теперь давайте послушаем ребят, которые пришли поделиться с нами своим мнением по Витаминам.
Ученик 1-й: Этой зимой я простудился и сильно заболел. Я очень ослаб и никакие медикаменты не помогали мне. Но на работе маме посоветовали давать мне витамины, я начал принимать аскорбинку и Ревит и вскоре пошёл на поправку.
Ученик 2-й: Я согласен с тобой, что витамины помогают излечивать многие болезни. Но недавно я прочитал журнал “Ридерз Дайджест” и узнал, что есть опасные витамины. Вот они:
Название | Передозировка |
Витамин А | В больших дозах токсичен. Передозировка витамина А в некоторых случаях приводит к ухудшению зрения, вызывает головную боль и рвоту, нарушает функции печени, костной и центральной нервной систем. |
Витамин С | Нет убедительных доказательств в пользу того, что он защищает от простудных, сердечно-сосудистых заболеваний или катаракты. |
Витамин Е | Большие дозы уменьшают свёртываемость крови, что может привести к геморрагическому инсульту у людей у которых наблюдаются скачки артериального давления. Не доказано, что витамин Е защищает от сердечно-сосудистых или онкологический заболеваний. |
Селен | Приём селена в таблетках увеличивает риск развития сахарного диабета. |
Ниацин | Это витамин группы В принимают для снижения уровня холестерина в крови, но под обязательным наблюдением врача из-за возможных побочных эффектов включая нарушения функции печени |
Бета-каротин | В организме это вещество превращается в витамин А.При отсутствии показаний не рекомендуется потреблять бета-каротин, особенно курящим людям, у которых риск развития рака лёгких выше, чем у остальных. Переизбыток бета-каротина в три раза увеличивает риск агрессивного рака предстательной железы. |
Фолиевая кислота | Дополнительно её необходимо применять во время беременности для профилактики врождённой патологии плода. Нет данных о роли фолиевой кислоты в профилактике депрессии, сердечно-сосудистых или онкологических заболеваний |
Ликопен | Недавно проведённые исследования показали, что вопреки сложившемуся мнению потребление ликопена в составе биодобавок, а также продуктов с высоким содержанием ликопена, например томатов, не защищает от онкологических заболеваний. |
Железо | Препараты железа показы только беременным, женщинам с большой кровопотерей во время менструаций, а так же больным железодефицитной анемией. Железо может взаимодействовать с другими лекарственными препаратами. |
Цинк | Большие дозы цинка нарушают метаболизм меди и железа, ослабляют иммунитет и могут понизить уровень “хорошего” холестерина. Данные о влиянии цинка на течение простуды противоречивы. |
Затем ведущий проводит интеропрос и результаты должны быстро отражаться на доске (при помощи помощников ассистентов) - “шкала мнений”.
- Употребляете ли Вы Витамины? (ДА НЕТ)
- Какие? (Аскорбиновая, Компливит, Ревит и другие)
- В каких ситуациях принимаете Витамины:
- во время болезни
- регулярно
- в стрессовых ситуациях
Ведущий: А теперь давайте послушаем мнение наших экспертов по вопросу витамины и определим все плюсы и минусы.
Родители. Выступление родителей основано на отношении их к витаминам, частоте использования их в виде таблеток и различные ситуации при которых их используют.
Повар Любовь Фёдоровна рассказывает о том, что пища сама по себе содержит витамины, которые намного полезнее тех, которые мы покупаем в аптеках. При приготовлении пищи необходимо учитывать содержание витаминов, причём в зависимости от времени года нужно употреблять разное количество тех или иных продуктов.
Затем возможно выступление фармацевта. Он должен рассказать о том, что очень часто в аптеку обращаются покупатели с просьбой: “ Дайте что-нибудь из витаминов”. В своём выступлении он должен подвести к мысли о том, что витамины, это не просто вкусная и полезная таблетка. Некоторые исследования показывают, что не все витамины одинаково полезны. Принимать их следует строго по назначению врачей.
Слово предоставляется мед.работнику. Его рассказ содержит информацию о некоторых витаминах, действии их на организм, дозировках, но и о том, в каких продуктах этих витаминов наибольшее содержание.
Выступление зрителей. Один из учащихся рассказывает о том, что у нас в школе, да и в стране сейчас очень остро стоит проблема избыточного веса. Это в большей степени свойственно девочкам старшего школьного возраста. Вопрос: “ Можно ли сесть на какую- либо диету, а свой организм поддерживать витаминами. Помогут ли они поддерживать нормальное состояние организма?”. В нашей школе был случай, когда у девочки во время уроков произошел обморок, при разбирательстве этого случая выясняется, что она села на диету и ограничивала себя в еде.
На этот вопрос постарается ответить диетолог. Он подводит школьников к мысли, что модные увлечения различными диетами очень вредны для растущего организма. Во время всевозможных диет предполагается частичное или полное исключение из рациона пищи, богатой теми или иными веществами. И никакие витамины не помогут, так как пища должна быть сбалансированной. В ней , кроме витаминов должны содержаться и белки , и жиры, и углеводы в необходимом объёме.
Вновь выступление зрителей: А помогут ли витамины в достижении различных спортивных успехов?
Тренер Вадим: даёт ответ на этот вопрос, об анаболиках, которые очень вредны для растущего организма.
Ведущий подводит итоги и благодарит всех участников ток- шоу: Итак, до сих пор нет единого мнения о пользе витаминных добавок. Ясно одно: витамины и минеральные вещества в таблетках не так действенны, как те, что поступают в организм с пищей.
Науке точно не известно, почему витамины, содержащиеся в пище, действуют более эффективно, однако есть мнения, что природа поставляет человеку все необходимые для здоровья компоненты в таком идеальном соотношении, которое невозможно в полной мере воспроизвести в лаборатории. Мы не даём никаких советов и рекомендаций. И каждый из присутствующих на нашем шоу должен самостоятельно сделать свой выбор в пользу витаминов или в пользу здоровой и полезной пищи.
Спасибо всем!