Ролевая игра в стиле ток-шоу "Витамины: за и против"

Разделы: Химия, Биология, Внеклассная работа


Перед проведением данного внеклассного мероприятия необходимо провести анкетирование в виде теста для выяснения уровня осведомлённости учащихся в данном вопросе. Целесообразно это сделать на разных параллелях в 8–11-х классах.

Этот тест поможет вам больше узнать о витаминах, о том, сколь важную роль они играют в питании, а также выяснить, правильно ли вы их употребляете.

Что вы знаете о витаминах?

1. ткуда эскимосы получают необходимые витамины:

  • из рыбы,
  • из рыбьего жира,
  • из мяса белых тюленей?

2.В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять:

  • в свежем виде,
  • в замороженном,
  • в консервированном?

3.В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в два раза?

4.Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх необходимых витаминов будет отсутствовать – какой:

  • витамин А,
  • Д,
  • В-2
  • В-12?

5.Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин – какой: витамин

  • Д,
  • А,
  • Е
  • В-6?

6.Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем?

  • Овощами,
  • яичным желтком,
  • лимонами,
  • фруктами?

7.В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве:

  • в хлебе,
  • свежей капусте,
  • печени
  • молоке?

8.Какой витамин содержится в большом количестве

  • и в шоколаде,
  • и в грибах,
  • и в яйцах,
  • и в арахисе?

9.Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в организме витамине С:

  • 1,5 кг телятины,
  • 1 кг апельсинов?

Ролевая игра в стиле ток- шоу “ Витамины За и Против”.

Установочное положение.

Обобщающее занятие с введением элементов нового к теме “Из чего состоит наша пища” можно провести в форме ролевой игры "Витамины За и Против". Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся предоставляя им возможность оказаться в той или иной спроектированной ситуации, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разрабатываемым решениям, зрелищностью, и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции по данному вопросу.

Так как это внеклассное мероприятие, я предлагаю провести его на параллели 8-х или 9-х классов, а качестве экспертов пригласить учащихся 10–11-х классов. Таким образом, для одной группы учащихся это будет изучение и знакомство с новой информацией, а для другой группы – обобщение и закрепление пройденного.

Цель игры.

  • В ходе анализа предлагаемых сюжетов дать возможность учащимся поразмышлять над решением конкретных вопросов, связанных с использованием витаминов.
  • Продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать знаниями по конкретной проблеме “Витамины”. Строить доказательство высказанной мысли.

Основные этапы игры.

  • Подготовительный распределение ролей, разбивка на группы, постановка заданий перед участниками и героями ток- шоу, экспертами.
  • Основнойописание ситуаций, постановка вопросов и действий для их разрешения.
  • Завершающий подведение итогов.

Возможные роли:

  • Ведущий (в этой роли целесообразно выступить классному руководителю, чтобы не потерялся темп игры, избежать излишней затянутости, быстро сориентироваться в непредвиденных ситуациях).
  • Мед. работник Роза Кузьминична
  • Тренер Вадим
  • Повар Любовь Фёдоровна.
  • Фармацевт
  • Диетолог
  • Родители
  • Участники ток- шоу

Ход игры

Ведущий представляет участников игры и сообщает правила. Например, зрители могут выступать со своим мнением, задавать уточняющие вопросы экспертам. Возможно, в начале игры ведущий, чтобы активизировать зрителей на обсуждение проблемы Витамины, проводит “мозговой штурм”.

Ведущий обращается к зрителям с вопросом: Какие утверждения у вас ассоциируют со словом Витамины?

(Все ответы зрителей фиксируются ассистентами помощниками). Например:

  • Придают силы
  • Стимулируют работу мозга
  • Повышают работоспособность
  • Излечивают от простуды
  • Излечивают от рака и других болезней
  • При недостатке возникает авитаминоз
  • При избытке – гипервитаминоз
  • и т.д.

Ведущий: А теперь давайте послушаем ребят, которые пришли поделиться с нами своим мнением по Витаминам.

Ученик 1-й: Этой зимой я простудился и сильно заболел. Я очень ослаб и никакие медикаменты не помогали мне. Но на работе маме посоветовали давать мне витамины, я начал принимать аскорбинку и Ревит и вскоре пошёл на поправку.

Ученик 2-й: Я согласен с тобой, что витамины помогают излечивать многие болезни. Но недавно я прочитал журнал “Ридерз Дайджест” и узнал, что есть опасные витамины. Вот они:

Название Передозировка
Витамин А В больших дозах токсичен. Передозировка витамина А в некоторых случаях приводит к ухудшению зрения, вызывает головную боль и рвоту, нарушает функции печени, костной и центральной нервной систем.
Витамин С Нет убедительных доказательств в пользу того, что он защищает от простудных, сердечно-сосудистых заболеваний или катаракты.
Витамин Е Большие дозы уменьшают свёртываемость крови, что может привести к геморрагическому инсульту у людей у которых наблюдаются скачки артериального давления. Не доказано, что витамин Е защищает от сердечно-сосудистых или онкологический заболеваний.
Селен Приём селена в таблетках увеличивает риск развития сахарного диабета.
Ниацин Это витамин группы В принимают для снижения уровня холестерина в крови, но под обязательным наблюдением врача из-за возможных побочных эффектов включая нарушения функции печени
Бета-каротин В организме это вещество превращается в витамин А.При отсутствии показаний не рекомендуется потреблять бета-каротин, особенно курящим людям, у которых риск развития рака лёгких выше, чем у остальных. Переизбыток бета-каротина в три раза увеличивает риск агрессивного рака предстательной железы.
Фолиевая кислота Дополнительно её необходимо применять во время беременности для профилактики врождённой патологии плода. Нет данных о роли фолиевой кислоты в профилактике депрессии, сердечно-сосудистых или онкологических заболеваний
Ликопен Недавно проведённые исследования показали, что вопреки сложившемуся мнению потребление ликопена в составе биодобавок, а также продуктов с высоким содержанием ликопена, например томатов, не защищает от онкологических заболеваний.
Железо Препараты железа показы только беременным, женщинам с большой кровопотерей во время менструаций, а так же больным железодефицитной анемией. Железо может взаимодействовать с другими лекарственными препаратами.
Цинк Большие дозы цинка нарушают метаболизм меди и железа, ослабляют иммунитет и могут понизить уровень “хорошего” холестерина. Данные о влиянии цинка на течение простуды противоречивы.

Затем ведущий проводит интеропрос и результаты должны быстро отражаться на доске (при помощи помощников ассистентов) - “шкала мнений”.

  1. Употребляете ли Вы Витамины? (ДА НЕТ)
  2. Какие? (Аскорбиновая, Компливит, Ревит и другие)
  3. В каких ситуациях принимаете Витамины:
  • во время болезни
  • регулярно
  • в стрессовых ситуациях

Ведущий: А теперь давайте послушаем мнение наших экспертов по вопросу витамины и определим все плюсы и минусы.

Родители. Выступление родителей основано на отношении их к витаминам, частоте использования их в виде таблеток и различные ситуации при которых их используют.

Повар Любовь Фёдоровна рассказывает о том, что пища сама по себе содержит витамины, которые намного полезнее тех, которые мы покупаем в аптеках. При приготовлении пищи необходимо учитывать содержание витаминов, причём в зависимости от времени года нужно употреблять разное количество тех или иных продуктов.

Затем возможно выступление фармацевта. Он должен рассказать о том, что очень часто в аптеку обращаются покупатели с просьбой: “ Дайте что-нибудь из витаминов”. В своём выступлении он должен подвести к мысли о том, что витамины, это не просто вкусная и полезная таблетка. Некоторые исследования показывают, что не все витамины одинаково полезны. Принимать их следует строго по назначению врачей.

Слово предоставляется мед.работнику. Его рассказ содержит информацию о некоторых витаминах, действии их на организм, дозировках, но и о том, в каких продуктах этих витаминов наибольшее содержание.

Выступление зрителей. Один из учащихся рассказывает о том, что у нас в школе, да и в стране сейчас очень остро стоит проблема избыточного веса. Это в большей степени свойственно девочкам старшего школьного возраста. Вопрос: “ Можно ли сесть на какую- либо диету, а свой организм поддерживать витаминами. Помогут ли они поддерживать нормальное состояние организма?”. В нашей школе был случай, когда у девочки во время уроков произошел обморок, при разбирательстве этого случая выясняется, что она села на диету и ограничивала себя в еде.

На этот вопрос постарается ответить диетолог. Он подводит школьников к мысли, что модные увлечения различными диетами очень вредны для растущего организма. Во время всевозможных диет предполагается частичное или полное исключение из рациона пищи, богатой теми или иными веществами. И никакие витамины не помогут, так как пища должна быть сбалансированной. В ней , кроме витаминов должны содержаться и белки , и жиры, и углеводы в необходимом объёме.

Вновь выступление зрителей: А помогут ли витамины в достижении различных спортивных успехов?

Тренер Вадим: даёт ответ на этот вопрос, об анаболиках, которые очень вредны для растущего организма.

Ведущий подводит итоги и благодарит всех участников ток- шоу: Итак, до сих пор нет единого мнения о пользе витаминных добавок. Ясно одно: витамины и минеральные вещества в таблетках не так действенны, как те, что поступают в организм с пищей.

Науке точно не известно, почему витамины, содержащиеся в пище, действуют более эффективно, однако есть мнения, что природа поставляет человеку все необходимые для здоровья компоненты в таком идеальном соотношении, которое невозможно в полной мере воспроизвести в лаборатории. Мы не даём никаких советов и рекомендаций. И каждый из присутствующих на нашем шоу должен самостоятельно сделать свой выбор в пользу витаминов или в пользу здоровой и полезной пищи.

Спасибо всем!