Цель:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Сложение и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями”.
- закрепить умение и навыки учащихся в решении задач, уравнений, нахождении значений выражений.
- активизировать познавательную деятельность, развивать вычислительные навыки и логическое мышление учащихся.
- воспитывать коммуникативные способности учащихся при совместной работе, культуру умственного труда; создать на уроке доброжелательную психологическую обстановку в отношениях “учитель – ученик”.
Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные карточки с тестовыми заданиями, презентация.
ХОД УРОКА
- Актуализация знаний.
Задание №1.
Решите задачу.
В первый день туристы прошли всего маршрута, а во второй - на больше, чем в первый, а в третий - на меньше, чем они прошли в первый и второй день вместе. Сколько туристы прошли за три дня и сколько осталось пройти?
- маршрута прошли туристы за второй день
- маршрута прошли туристы за 2 дня
- маршрута прошли туристы за 3 день.
- за 3 дня.
- осталось
Ответ:
Задание №2.
Проверьте верно ли равенство:
Задание №3.
Решите уравнение:
- р -
- р =
- р =
Ответ: 2
- Путешествие.
Следующая часть нашего урока немного необычная. Мы совершим путешествие на математическом поезде в страну “Дроби”. (Презентация. Слайд № 1,2)
Когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным”.
Мы с вами побываем на станциях: “Наблюдательная”, “Разминка”, “проверка билетов”, “Спортивная” и другие. В ходе путешествия мы закрепим умения складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, решать задачи и уравнения. (Слайд №4)
В игре участвуют две команды (два состава) во главе с бригадирами, имеющими право принимать окончательное решение по выполнению заданий. (Слайд №3)
Перед посадкой в поезд нужно купить билеты. Билет считается купленным, если команда на станции “Наблюдательная” ответит на заданные вопросы.
Графический диктант
(Учитель зачитывает математическое предложение, если учащиеся с ним согласны, то ставят О, а если нет, то /\. После проверки по ключу ребята проводят самооценку.)
- Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители и знаменатели.
- При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитается числитель вычитаемого, а знаменатель остаётся прежним.
- Дробь- неправильная.
- Дробь равна1.
- При сравнении дробей с одинаковыми знаменателями дробь больше та, у которой больше числитель.
Ключ для проверки (/\0/\00) (Слайд №5)
Станция “Разминка” (Слайд № 6,7)
Перед посадкой в поезд путешественники должны размяться, чтобы путь не показался долгим и утомительным.
- Сформируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
- Выполните действия
- Найдите значение выражения
Какое значение выражения является неправильной дробью, большей 1?
- Решите уравнение:
- В первый день турист прошел всего пути, а во второй день на больше, чем в первый день. Какую часть пути прошел турист за 2 дня? Какую часть пути осталось пройти?
- во второй день
- за два дня
- осталось
Ответ:
“Проверка билетов”
Билеты куплены, и можно ехать, но в этот момент заходят контролёры, чтобы проверить билеты. Для этого вам необходимо ответить на тестовые задания. Соответствующими билетами считаются тестовые ответы, выполненные без ошибок.
ТЕСТ. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
ВАРИАНТ I
- Укажите истинное равенство
- Укажите значение суммы
- Укажите значение разности
- Укажите значение выражения
- Укажите верное значение выражения
- Решите уравнение
- Один кочан капусты весит кг, а второй – на кг тяжелее. Сколько весят два кочана капусты?
ТЕСТ. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
ВАРИАНТ II
- Укажите истинное равенство
- Укажите значение суммы
- Укажите значение разности
- Укажите значение выражения
- Укажите верное значение выражения
- Решите уравнение
- В компот положили кг яблок, а груш на кг меньше, чем груш. Сколько всего яблок и груш положили в компот?
Схема ответов на тестовые задания: (Слайд №8)
(1 вариант)
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Правильные ответы | М | О | Л | О | Д | Е | Ц |
(2 вариант)
Номера заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Правильные ответы | О | Т | Л | И | Ч | Н | О |
Станция «Спортивная» (Слайд №9). Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз
Повернулась голова – это два
Руки вниз – вперед смотри – это три
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре
С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять
А на шесть – в ладоши хлопнуть
И на семь – ногою топнуть
А на восемь – подтянуться
И на девять – улыбнуться
Что ж заряд хороший есть?
Можно нам теперь и сесть.
Станция «Веселая рыбалка» (Слайд №10).
Недалеко от этой станции есть «Озеро неизвестности», а в этом озере водится необычная рыба. (Нарисовать рыбок с уравнениями)
Группа А | Группа В |
Станция «Внимание» (Слайд №11)
Задача. Ширина прямоугольника м, что на м меньше, чем длина. Найдите периметр прямоугольника.
- (м) длина прямоугольника
- (м) периметр прямоугольника
Ответ:
Станция «Тренажер» (Слайд №12)
Поезд движется. Следующая станция не близка и пассажиры в пути коротают время за выполнением кроссвордов (нестандартных заданий).
А (сильные) | В (слабые) |
В пустые окошка впишите такие цифры, чтобы данные равенства оказались верными.
Наш поезд приближается к конечному пункту.
- Итог урока. Рефлексия. (Слайд №13)
- Домашнее задание: (Слайд №14)
- № 1015 (1 строка), № 1018, № 1024*
- подготовить сообщение на тему: «Из истории дробей».
- подготовить математические листы для устного счёта
Творческие задания выполняются по выбору.
Презентация