Цель:
- Закреплять и активизировать словарь по теме “Весна”.
- Совершенствовать навыки подбора и употребления грамматических средств языка: глаголов и прилагательных к существительным;
- Закреплять умение подбирать антонимы, умение образовывать превосходную степень прилагательных, умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными.
- Закреплять навыки словообразования: умение образовывать прилагательные и существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом, умение образовывать сложные слова, умение подбирать родственные слова. Развивать координацию речи и движений, память, внимание.
- Продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать сверстника, умение отвечать полным предложением; при необходимости уметь помогать друг другу.
Словарь: солнцепек, лиственница, цветник, цветовод, травник, веснушки, лиственный (лес).
Оборудование: фланелеграф, панно (15х17) с кармашком внизу и цифрами (1,3,5) вверху (на каждого ребенка); напечатанные на карточках родственные слова; карточка с двумя словами, из которых надо образовать сложное слово (на каждого ребенка); цветные карточки со сложными словами; 4 тарелочки: с лучами, облаками, листочками, травой (все детали на скотче); 3 конверта (белый, желтый, синий) с вопросами; плоскостные корзинки (из картона) с прозрачными кармашками в которых картинки на весеннюю тему (на каждого ребенка); фишки зеленого и голубого цвета, медали “Самый умный” и “Самый любознательный” по количеству детей.
Ход занятия.
Педагог: Сегодня мы проведем игру “Самый умный” и узнаем, готовы ли вы к школе.
Правила игры.
Педагог: В игре каждый отвечает на свой вопрос, и за правильный ответ будет получать зеленую фишку. За ответ с помощью педагога или сверстника – голубую фишку.
Если кто-то не справится с заданием, то ответ переходит к соседу, и фишку будет получать сосед. В игре не выкрикивают и не подсказывают. За подсказку - фишка забирается. Кто наберет больше зеленых фишек, тот получит по окончании игры медаль “Самый умный”, за голубые фишки – медаль “Самый любознательный”.
А сейчас мы представимся гостям: Я – ведущая игры, Девяткина Светлана Юрьевна. Ребята, теперь вы представьтесь. (Дети называют свои имена). Перед началом игры мы проведем разминку.
Упражнение “Какое слово не подходит и почему?”
Педагог: Послушайте слова: “Весна, весенний, весло, веснянка”.
Дети: Не подходит слово “весло”, в остальных словах главное слово “весна”.
Педагог называет слова “Март, мартовский, Марина, Марта”.
Дети: Не подходит слово “Марина”, в остальных словах главное слово “март”.
Упражнение “Что лишнее и почему?”
Педагог называет слова “Зима, весна, март, лето”.
Дети: Март. Это месяц.
Педагог называет “Март, апрель, весна, май”.
Дети: Весна. Это время года.
Упражнение “Выберите правильный ответ”.
Педагог: “Сколько весенних месяцев?” и называет цифры (4, 3, 7).
Дети: “3”
Педагог: “Сколько дней в неделе?” (4, 7, 12).
Дети: “7”
Педагог: Разминка закончена. К игре готовы? (Да).
(Более слабые дети и дети II-ой подгруппы в разминке называют время года на данный момент и весенние месяцы: назовите первый месяц весны; назовите третий месяц весны; какой месяц идет после месяца “март”? Какой месяц стоит перед месяцем “май”? и т.д.).
Педагог: Ребята в этих конвертах вопросы: В белом – легкие вопросы; в желтом – посложнее; в синем – сложные. С каких вопросов начнем?
Дети: С легких вопросов.
Педагог: О чем будут вопросы, вы узнаете, отгадав загадку:
“Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет”.
Дети: Это весна. (Дети отгадывают загадку, отгадку находят на столе и выставляют на наборное полотно).
Педагог на наборное полотно выставляет недорисованную картинку с весенним сюжетом: солнышко без лучей, дерево без листочков, на картинке не нарисована травка и облака. (Дети садятся на стульчики перед доской).
Педагог: На доске картина, которую не дорисовала Весна. Ёе надо закончить словами и деталями.
Упражнение “Подбери действия и определения” (к существительным).
Педагог: “Солнце весной что делает?” (Ответы полным предложением)
Дети: Солнце весной – сияет, сверкает, греет, светит, ласкает, улыбается, пригревает, освещает. (Ребенок называет одно слово и прикрепляет один лучик к солнцу).
Педагог: “Трава весной что делает?”
Дети: Трава весной зеленеет, пробивается, появляется, радует, растет, прорастает (Ребенок называет слово и выставляет травку).
Педагог: “Листочки весной какие?”
Дети: Клейкие, зеленые, молодые и т.д. (Дети назвав слово прикрепляют листочки к дереву).
Педагог: “По небу плывут какие облака?”
Дети: По небу плывут легкие, белые и т.д. (Выставляются облака).
Педагог: Молодцы, хорошо отвечали. Получаете фишки.
(Дети II-ой подгруппы подбирают слова по наводящим вопросам педагога)
Педагог: Берем следующий конверт, а в нем вопросы посложнее. Картина о весне нарисована. Какие предметы на ней? Большие или маленькие?
Дети: Большие.
Педагог: Мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать и называть предметы на фланелеграфе, а вы будете называть их ласково.
Игра “Назови ласково”. (Дети II-ой подгруппы образовывают слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом по образцу).
Педагог: Послушайте, как я скажу: короткий луч – коротенький лучик.
Педагог: “Теплое солнце”
Дети: Тепленькое солнышко.
Педагог: “Молодой листок”.
Дети: Молоденький листочек.
Слова для игры: зеленый куст, легкое облако, желтый цветок, мягкая трава.
Педагог: Молодцы ребята, хорошо справились. (Детям выдаются фишки).
Педагог: Игра продолжается. Динамическое упражнение “Весна, где ты зимой была?” (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Весна, где ты зимой была?
Я в речке зиму провела,
Мы с речкою проснулись
И к вам в село вернулись.
Гляди, набухли почки,
Проклюнулись листочки,
Пичуги прилетели
И на веточках запели.
И долгожданное тепло
К тебе, к нему, ко всем пришло.
Ю. Саакян
Игра “Скажи наоборот”. (Игра с мячом. Педагог бросает ребенку мяч и говорит предложение, ребенок возвращает мяч со своим предложением).
Педагог: Осенью природа засыпает, а весной - …
Дети: А весной природа просыпается.
Педагог: как еще можно сказать о природе весной?..
Дети: Пробуждается, оживает.
Педагог: Весной день прибывает, а ночь - …
Дети: Ночь весной убывает.
Предложения для игры:
- Весной день длинный, а ночь - …
- Осенью погода пасмурная, а весной - …
- Зимой холодно, а весной - …
- Весной ночи стали еще короче, а дни еще - …
- Весной солнце светит ярко, а летом еще - …
- Весной тепло, а летом еще - …
(Более слабые дети и дети II-ой подгруппы по картинкам, по действию; по образцу дети образовывают превосходную степень).
Педагог: Наша игра продолжается.
Дидактическая игра “Сосчитай, сколько?” Для выполнения следующего задания, дети должны сесть за стол и взять панно с картинками. (На панно цифры 1, 3, 5).
Педагог: Назовите карточку. Название картинки произнесите с теми цифрами, которые у вас на панно. Ребята, слушайте внимательно, будете помогать друг другу и оценивать ответы сверстников.
Педагог: Ребята, послушайте как я скажу: Одна черная проталина, три черных проталины, пять черных проталин и т.д.
Слова для игры: зеленый листок, белый подснежник, певчий скворец, звонкий ручей.
(Дети оценивают ответы друг друга и раздают соответствующие фишки).
Педагог: Мы берем конверт со сложным заданием.
Игра “Подбери родственное слово”. (У каждого ребенка корзинка с картинкой в кармашке; слова, напечатанные на бумаге, лежат на подносе и дети подбирают их к своей картинке; картинки: солнце, цветок, листок, трава, весна).
Педагог: У вас на столе корзинки с картинками. Надо собрать в корзинку карточки со словами, которые подходят к вашей картинке.
(К картинке где “цветок” ребенок подбирает слова: цветник, цветовод,, цветочный, цветик - семицветик и т.д. и объясняет свой выбор).
Педагог: Почему взяли именно эти слова? Какое главное слово во всех этих словах?
Дети: Главное слово “цвет”
(По выбору педагога дети объясняют значение слов: цветник, цветовод, веснушки, лиственница, травник, солнцепек).
Дети II-ой подгруппы подбирают слова по наводящим вопросам педагога.
Педагог: Ребята, наша игра заканчивается, и мы выполняем последнее задание.
Упражнение “Образуй слово”. (У каждого ребенка на столе цветная карточка с двумя словами, из которых надо образовать сложное слово. На наборном полотне карточки соответствующих цветов с написанным сложным словом изображением вовнутрь. Дети образовывают слова и правильность выполнения задания проверяют по карточке своего цвета на наборном полотне. (Дети II-ой подгруппы повторяют сопряжено – отраженно).
Педагог: У вас на столе цветные карточки. На них написано два слова, Из этих двух слов вы должны будете образовать одно слово. Готовы?
Дети: Да.
Педагог: Лед колет - …,
Дети: Ледокол.
Педагог: Сок движется - …,
Дети: Сокодвижение.
Слова на карточках: первые цветы, лёд ходит, солнце печет, цветы разводит.
(Ребенок читает свою карточку, называет сложное слово, подходит к доске, берет и переворачивает карточку своего цвета и читает ответ. За правильный ответ получает зеленую фишку, за задание, выполненное с помощью сверстника или педагога, получает голубую фишку).
Педагог: Игра закончена. Какое задание для вас было самое трудное? Какое задание вам показалось легким? Ребята, подсчитайте фишки и скажите у кого сколько фишек, и каких больше: зеленых или голубых?
Дети подсчитываю фишки. Педагог оценивает ответы детей. Детям вручаются медали: если больше зеленых фишек – вручается медаль “Самый умный”, если больше голубых фишек – медаль “Самый любознательный”.