Развитие экологического сознания и воспитание экологической культуры посредством наглядного моделирования

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.

В настоящее время российское общество переживает сложный период. С одной стороны, идет становление новой государственности с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, самоценности человека, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку, вооруженные конфликты, обострение экологических проблем. Данная социально – экономическая ситуация, породившая распад духовных и нравственных ценностей, привела к крушению прежнего мировоззрения, страху перед завтрашним днем, к внутренним конфликтам личности, что получило яркое выражение не только среди взрослых людей, но и затронуло подрастающее поколение. Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д.И. Писарева, только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте, и если что-то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь. Любознательность, пытливость, желание узнавать – это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом.

Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Сочувствие живому, забота о нем, удовольствие от совершения доброго поступка – всё это способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнаются, но и “проживаются” ребенком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества в системе дошкольного образования, поэтому данное направление получило широкое распространение в сети ДОУ. Многие ученые, такие как Н.Н.Поддьяков, С.Н.Николаева, Н.Н.Кондратьева отмечают, что возраст от 3 до 7 лет является начальным этапом становления экологического сознания и формирования начал экологической культуры.

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология – это не просто наука, это новое мировоззрение. Анализ экологической ситуации на нашей планете свидетельствует о том, что нынешний кризис охватил сферы мышления человека, его экологическое сознание и практическую деятельность. Глобальное уничтожение природы - это лишь побочный результат губительной деятельности общества. Сущность современного экологического кризиса заключается не только в обособлении человека от природы и в конфликте с ней, а в нашем непонимании или в упрямом нежелании постигнуть, что человечество может выжить, лишь сознавая себя неотъемлемой частью природы. Чтобы навести порядок в головах людей относительно понимания проблем окружающей среды, законов существования и гармонического развития человека в биосфере, необходима четкая система соответствующего образования. Именно образование опирается на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Просвещенная личность способна понять сущность созданного человечеством, оценить следствия, выбрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации. Ныне, как никогда раньше, необходимо изменение этических парадигм. Человек может усвоить и даже осознать, что так или так делать нехорошо, но это еще совсем не означает, что он не будет совершать зла. Понимать всегда легче, чем действовать. Итак, в мотивационно-психологическом воспитании необходимо сделать основное ударение на любви к миру, к людям, к красоте природы, ударение на правде и доброте, самоценности человеческой и любой другой жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Стратегической целью образования должно стать экологическое мышление, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Тема экологического сознания должна отождествиться с мировыми жизненными стоимостями. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Современное экологическое образование должно быть направленно в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, стойкого развития биосферы, оказывать содействие преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создание условий для ее развития и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества.

Экологическая культура, по мнению Рыжовой, С.Н. Николаевой, включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство “гражданина планеты Земля”. А значит, экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе. Экологическая культура включает в себя следующие компоненты: экологические знания и умения; экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение.

Большинство ученых сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует направить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь — с причинами социального характера. Такая деятельность должна быть систематической, продуманной и научно обоснованной. В арсенал средств ее решения, как важнейшее звено и обязательное условие, должно входить экологическое воспитание и образование. Сущность его заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ее ничем не заменимую ценность и красоту, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле, диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, доказали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.

Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека, осуществляются в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Наш детский сад вот уже 13 лет работает по программе “Развитие” под редакцией Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко, основная цель которой направлена на развитие способностей у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности. Поэтому авторы ставили перед собой задачу ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени развивали бы их умственные, творческие и художественные способности. Для детей старшего дошкольного возраста – это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний. Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.

Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявить объективные связи между предметами или частями предмета, обобщить свой познавательный опыт. Выражать же свое отношение к деятельности ребенку позволяет использование символических средств.

В старших группах работа по экологии проходит на материале экологических систем – лес, луг, водоем, город и различных природных зон. Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает ребенку понять, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае можно дать детям задание: “Расскажите о новом растении (или животном) подробно, какое оно. А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель”.

Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства. Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Например, для установления потребностей растений в воде можно организовать с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в два блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом остаются сухими. В схематической модели вычленяется взаимосвязь состояния семян от наличия или отсутствия влаги. Можно предложить детям изобразить два блюдца с семенами, а над ними — два знака: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном из блюдец, и пустой кружок — ее отсутствие. Через несколько дней, когда в одном из блюдец семена дадут ростки, в схеме отразить их новое состояние: к изображению семян подрисовывать ростки. Данная схема-модель поможет наглядно связать появление ростков с голубым кружком, означающим наличие влаги.

Демонстрация моделей используется и для обобщений, а на этой основе — для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия “птицы” модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки; среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, способ передвижения. Демонстрируя модель во время беседы о птицах, сначала можно рассмотреть птиц по картинам и сравнить их, а также обсудить вопросы об образе жизни некоторых из них. Далее можно найти общие для всех птиц признаки и продемонстрировать их в модели, а затем — обобщить. С этой целью можно показать детям картины с изображением неизвестных им птиц и некоторых насекомых и попросить доказать, опираясь на модель, принадлежность животного к определенному классу.

Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально – познавательный опыт, а это, возможно, осуществить через моделирование биоцинозов.

Биоциноз – это совокупность всех живых организмов, обитающих на данной территории.

С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме.

Экологическое занятие в старей группе на тему: “Сообщество водоема”

Программное содержание: Продолжать знакомить с водоёмом; осваивать действия использования и построения моделей взаимосвязи животных, растений и условий жизни на примере водоёма. Воспитывать интерес к особенностям жизнедеятельности живых организмов: их самочувствию, приспособлению к среде, росту и развитию. Проявление доброжелательного, гуманного отношения к любым живым существам.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с водоёмом.

(Появляется игрушка - Водяной и поёт песню “Я - Водяной, я - Водяной”).

Воспитатель (тихо обращаясь к детям): Ребята, вы узнали, кто это такой? Давайте с ним подружимся, и выясним, почему никто не хочет с ним дружить. (Громко обращаясь к Водяному). Здравствуй Водяной! Что это ты с утра пораньше поёшь такие грустные песни, что с тобой случилось?

Водяной: Мне грустно оттого, что со мной никто не хочет дружить, т.к. живу я там, где кругом вода - в речках, прудах, озёрах и даже в болотах. Дети меня боятся, а зря, ведь в воде так много всего интересного...

Воспитатель: Зря Водяной ты думаешь, что дети тебя боятся, и что дружить с тобой никто не хочет. Спроси у них сам.

Водяной: Ребята, а вы, правда, меня не боитесь? И даже можете со мной подружиться? (Ответы детей)

Воспитатель: А вот насчёт того, что в воде так много интересного, я с тобой согласна. И наши дети много раз видели и реки, и озёра, и даже кое-кто из них побывал на море. И они уже имеют некоторые представления о водоёмах. Ребята скажите, пожалуйста, что такое водоём? (Ответы детей). Конечно же, это не просто углубление на поверхности земли, заполненное водой. Это удивительный дом населённый многочисленными жителями. И, когда в тёплое время года приходишь к водоёму, то можно увидеть лишь некоторых его обитателей. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много. Помогите составить на фланелеграфе картинку водоёма и показать и Водяному и нашим гостям, какие разнообразные существа там живут.

<Рисунок 1>

Начнём с того, что мы уже с вами знаем. Это растения. Подойдите, пожалуйста, к столу, возьмите каждый по растению и поместите на фланелеграф туда, где оно может расти. Помните, что прибрежные растения растут по берегам рек, озёр. Кое-какие растения могут находиться на середине водоёма. А вы можете рассказать, как они приспособились жить в таких условиях. (Рассказы детей: рогоз, камыш, осока, тростник, стрелолист - крепко держатся за дно своими корнями, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Корни кувшинки белой и желтой тоже на дне, а листья у них мясистые, умеют плавать, цветки высоко подняты над водой, чтобы их никогда не намочило, и чтобы пчёлы, шмели и бабочки могли на них садиться. Есть такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Например, ряска, которая плавает на поверхности воды).

Воспитатель: А в толще воды плавают мельчайшие зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает в воде так много, что вода кажется зелёной. Посмотрите, вот такой. (Показать стеклянную банку с такой водой).

Водяной: Ребята, а вы догадались, что самое главное для растений водоема: свет, почва или вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Водяной, а ты хочешь, чтобы наши дети выложили из волшебных картинок модель-подсказку? Удобнее нам будет их выкладывать на столах. А. кто из вас сможет выложить на фланелеграфе. (Дети выкладывают модель-подсказку)

  

Водяной: Я вижу, у вас в группе, есть аквариум. Это хорошо, а что это там плавает такое зелёное? (водоросли). А зачем в нём водоросли, ведь рыбки его редко едят, а без них места было бы больше в аквариуме. Нужны ли растения воде? А почему? (Ответы детей: растения чистят воду, делают её прозрачной, чистой и свежее, они выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов, так же служат пищей животным, а подводные заросли служат их убежищем).

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы и Водяной, и наши гости крепко запомнили, что растения необходимы воде, выложим им волшебную картинку-подсказку.

 
В водоёмах живут только растения? А кто еще? ( Животные). Да, животные есть в водоёме везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. Посмотрите, у меня есть картинки.
<Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>

На поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром и, поэтому водомерки не тонут. Они - хищники. Как вы думаете, чем они могут питаться? Правильно, они охотятся на комаров и другую мелкую живность. А вы знаете, чем дышат все животные? (Воздухом). Но в воле воздух особый, им умеют дышать только рыбы. Поэтому, лягушки и насекомые, живущие в воде, научились ловить воздух. Например, жук-плавунец прикрепляет пузырьки воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду. Но, есть ещё более хитрое подводное животное. Это паук-серебрянка. Он сумел построить себе дом на дне. Питается он маленькими детёнышами насекомых, рыб, заманивая их в свой дом. Как же он научился дышать под водой? Сейчас мы это увидим из опыта. (Положить игрушечного паука в стакан, переворачивать его, придерживая игрушку и резко опустить в прозрачную миску с водой. Стакан останется частично наполненным воздухом). Так делает и паук. Он плетёт дом, похожий на стакан, одевает его на спинку и стремительно ныряет под воду. При этом его дом оказывается полон воздуха, достаточного для дыхания паука. Кроме того, воздушный дом серебрится под водой и привлекает любопытных маленьких рыбок и водяных насекомых. А вот на дне водоёма обитают моллюски, которые мы обычно называем ракушками. У них мягкое и скользкое тело, примерно такое же, как у улитки. И, это мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок-створок. Питаются эти моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. Они как бы фильтруют воду.

Водяной: Как всё интересно. А как вы думаете, что самое главное для обитателей водоёмов: свет, почва или вода? Покажите ответ с помощью волшебных картинок. А животным нужна вода? Отобразите это с помощью стрелочки.

 

Воспитатель: Хотите послушать рассказ, который рассказали мне учёные. Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди заметили, что вода в озере становится всё мутнее и мутнее. Пригласили учёных, чтобы они определили, почему мутнеет вода. Учёные пришли на берег и сразу всё поняли. Виноваты в беде были ребята, жившие в поселке. Они часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам совсем не жалко было животных, которые на берегу быстро погибали без воды и пищи. Не подумали ребята о том, что двустворчатые моллюски пропускают через свое тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось этих живых фильтров, которые делают воду прозрачной. Вот и помутнело озеро.

А если озеро стало мутным, много неприятностей ждёт его обитателей. В мутную воду проникает меньше света. Значит, трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше. Из-за этого, нелегко станет дышать рыбам... Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных ракушек. (Выслушать мнения детей).

Водяной: Да, люди всё чаще и чаще загрязняют водоёмы, плохо относятся к их обитателям.

Воспитатель: Я, придумала, что нужно сделать. Нарисуем картинки-подсказки и отдадим их Водяному, а он развесит их над каждой речкой, прудом и озером, чтобы все люди знали, как нужно бережно относиться к обитателям водоема. (Дети зарисовывают модели и отдают их Водяному).