Цели:
- в занимательной форме вспомнить и повторить приметы осени;
- развивать фантазию и творчество учащихся.
Домашнее задание: Разделиться на команды по 5 человек.
- Придумать название команды и соответствующую ему загадку.
- Зашифровать в ребусе слово “Осень” (1 ребус от команды).
- Составить загадки о природных явлениях (2 загадки от команды).
- Повторить загадки об овощах.
Оформление зала:
- название конкурса “В гостях у осени”;
- нарисованная корзина;
- рисунки овощей;
- нарисованные листья березы, осины, клена и рябины с загадками;
- чистые листы и карандаши на каждый стол;
- плетеная корзина с яблоками;
- жетоны.
Ход конкурса
Ученик читает стихотворение об осени.
Осень.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
К.Бальмонт
Учитель: О каком времени года это произведение? И сегодняшний конкурс загадок посвящен этому времени года. Но прежде, чем мы начнем соревнование, ответьте на вопрос - что же такое загадка? (Варианты ответов).
ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость и сообразительность.
Учитель: А кто знает, когда и как появились загадки? (Варианты ответов).
По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря в поле, в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого необходима тайная, условная речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего рода. Наряду с прочими, для юношей устраивались испытания в его мудрости
Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда.
В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя - летом и днем. Это вызывало напасти. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.
А еще при помощи загадок человек пытался понять окружающую его природу. Вот, оказывается, какая интересная история у загадки - окунитесь с головой в этот мир - и он не даст вам скучать.
Учитель: У нас в зале 4 команды, у каждой свое название. Угадайте их. (Команда загадывает загадку, а другие отгадывают название этой команды.)
1-й Конкурс. Ребусы.
Учитель: Дома каждая команда зашифровала в ребусе слово. Расшифруйте его. (Каждая команда показывает свой ребус). Какие слова у вас получились? Почему?
Я еще приготовила для вас ребусы. Расшифруйте их, и вы узнаете приметы осени.
Учитель каждой команде раздает еще по два ребуса.
(Перелет птиц)
(Увядание растений)
(Понижение температуры)
(Затяжные дожди)
Учитель: Какие приметы осени вы еще знаете? (Ответы учащихся)
2-й Конкурс. Карусель загадок.
Учитель: Ребята каждой команды сами придумали загадки про осень. Давайте устроим карусель этих загадок.
Каждая команда задает друг другу по кругу свои загадки.
Учитель: Я тоже хочу загадать каждой команде по одной загадке.
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Березы)Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)
Учитель: А теперь, ребята, найдите листья тех деревьев, название которых вы отгадали. (Листья с загадками развешаны по классу). Посмотрите, что на другой стороне листа. Разгадайте эти загадки.
Летит, рычи,
Ветки ломает,
Пыль поднимает
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду – от меня
Укрываются. (Дождь)Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (Мороз)Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)Утром бусы засверкали,
Всюду траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)Опустел холодный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
3-й Конкурс. Аукцион загадок.
Учитель: Осень приходит к нам не с пустыми руками, а с богатым урожаем. Давайте посмотрим что она нам принесла в корзинке.
Из нарисованной корзины учитель достает картинки фруктов, овощей, грибов. Кто скажет о них загадку, тот и забирает рисунок.
Подведение итогов.
За каждое правильно выполненное задание ученики получают жетоны. Побеждает та команда, которая больше всех наберет жетонов.
Награждение.
Все участники получают яблоки из большой плетеной корзины.