Урок 1
Тема. “Флаг”.
Цель: Познакомить детей с представлением о государственном символе, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни.
Оборудование: Разнообразные флаги и флажки; иллюстрации на исторические темы с изображением флагов (в руках рыцарей, на башнях, символы при сражениях и т. д.); иллюстрации с изображением кораблей, самолётов, маек спортсменов с символикой и т. д.
Предварительная работа: Оформление выставки из флагов разных стран (можно использовать иллюстрации).
Ход занятия
1. Введение в тему
Воспитатель предлагает подойти детям к оформленной выставке.
– Знаете ли вы, что это такое? (Флаги, флажки.)
– Рассмотрите иллюстрации и скажите, где можно встретить символическое изображение флага?
(Их можно увидеть на зданиях, например на Доме Правительства; на башнях; на кораблях; в руках рыцарей, солдат, спортсменов и т. д.)
2. Основная часть
– Для чего нам нужен флаг и как он появился, я вам сейчас расскажу.
В давние времена жизнь наших предков была очень неспокойная. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на её конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли – стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо травы или конского хвоста прикреплять к палке кусок ткани. Ткань развевалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден из далека. Так и появились первые флаги. Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивали по-своему. Зачем? А вот зачем. По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Может быть, это враги, которые хотят захватить город. Или это воины дружеского города, которые нуждаются в отдыхе. Если Враги захватывали город , на его башнях тут же вывешивались новые флаги. И путешественники, увидев флаги, сами решали, стоит заходить в этот город или лучше обойти его стороной.
В наше время флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, Но двух одинаковых вы не найдёте.
3. Игра “Найди отличия”
Детям предлагаются флаги разных стран. Надо найти похожие флаги друг на друга.
4. Работа с выставочным материалом
Конечно, в наше время вовсе не нужно поднимать флаг высоко-высоко, чтобы собрать воинов. Но флаги всё равно необходимы.
Когда в море или океане встречаются корабли, флаг помогает узнать, какой стране принадлежит корабль.
Во время больших соревнований, например Олимпийских игр, по флагам можно определить, какие страны будут участвовать в соревнованиях. Флаг страны изображён и на майках спортсменов. А во время награждения высоко-высоко над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. В этот торжественный момент соотечественники победителя испытывают гордость за свою страну.
Очень часто для решения важных вопросов руководители разных стран собираются вместе. Около здания, где они работают, вывешиваются флаги этих государств.
Вспомните, где ещё используются изображения флагов?
(На административных зданиях; на номерах машин; на соревнованиях; на документах; и т. д.)
5. Итог занятия
Для закрепления материала дети изготавливают Российский флаг из цветной бумаги. (Аппликация).
Урок 2
Тема: "Герб".
Цель: Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением в прошлом и в современной жизни.
Оборудование: Иллюстрации с изображением странных щитов , разнообразных гербов.
Ход занятия
1. Введение в тему
Воспитатель: На прошлом занятие мы узнали, что такое флаг и для чего он нужен. (Выставляет изображение гербов которые могут быть знакомы детям.) А кто знает, что это такое? (Ответы детей.) Где вы видели такие изображения? (Ответы детей.)
А сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие и узнаем , что такое герб, откуда он появился и для чего он нужен.
2. Основная часть
История герба , так же как и флага, начиналась в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете?
(Ответы детей).
А что защищало воина?
(Доспехи, щит).
Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя, воины были закованы в доспехи, очень похожи, и было трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой, и рисунок на нём хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Изображения на щите стали называться гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловок и быстр. Рыцари очень дорожили своими гербами, Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.
Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и гербом всего народа. Над воротами города вывешивался щит-герб. Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надёжная защита и хозяин этого города, например, мудр как сова, или бесстрашен как волк, или хитёр как лиса.
Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно посмотрите на герб какого-нибудь города, то вы можете узнать много интересного. Чаще всего герб по-прежнему имеет вид щита. На нём изображено то, чем город славится, гордится, дорожит.
3. Игра “Собери герб”
Детям предлагается собрать заранее приготовленные заготовки различных гербов, с полями разного цвета.
4. Итог занятия
Для завершения путешествия педагог предлагает детям представить себя рыцарем и создать свой герб, а затем обосновать изображение на гербе.