Цель урока: научить оформлять данные в электронных таблицах Excel с помощью диаграмм и графиков.
Задачи урока
Образовательные:
- повторить пройденный материал по теме: "Электронные таблицы Excel" и познакомить учащихся с алгоритмом построения диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel;
- научить строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel;
- учить анализировать технологию выполнения практического задания;
- учить систематизировать знания по теме: "Построение графиков и диаграмм в табличном процессоре Excel";
- закрепить знания по теме при выполнении практического задания.
Воспитательные:
- формировать самостоятельность учащихся при выполнении практического задания.;
- воспитывать бережное отношение к компьютеру, соблюдение ТБ;
- воспитывать взаимопомощи при работе;
- формировать умение преодолевать трудности;
- способствовать развитию умения оценивать свои возможности.
Развивающие:
- формировать аналитическое и логическое мышление учащихся;
- развивать умение выделять главное, находить ошибку;
- развивать способности сравнивать, сопоставлять.
Тип урока: комбинированный урок.
Обеспечение урока:
техническое
- персональные компьютеры класса;
программное
- табличный процессор Excel
методическое
- Инструктивная карта темы "Построение диаграмм и графиков" (Приложение 1);
- Лабораторная работа №12 "Построение графиков и диаграмм" (Приложение 2);
- Индивидуальные задания (Приложение 3).
- Демонстрационные рисунки (Приложение 4)
- Таблица "Города России" (Приложение 5)
- Учебник "Информатика и информационные технологии" Н.Г. Угриновича
Ход урока
I. Организационный момент
- Объявление темы и целей урока.
II. Проверка домашнего задания
- Сейчас я выдам вам индивидуальные практические задания (Приложение 3). В них необходимо выполнить три пункта:
- создать и заполнить таблицу;
- вычислить данные по формуле;
- выполнить сортировку.
На эту работу отводится 10 минут.
III. Изучение нового материала
-Электронные таблицы открывают большие возможности при работе с числовыми данными. Excel позволяет не только производить вычисления данных электронной таблицы, но и графически оформлять их.
Представьте, что после окончания колледжа вы открыли собственное СТО, спрос на разные виды работ меняется с каждым месяцем. Как лучше отобразить колебание показателей спроса? Ответ: графически
- Перед вами три рисунка (Приложение 4). На одном представлена таблица с данными на втором график, а на третьем диаграмма. График и диаграмма отображают изменение спроса на сварочные работы, представленные в первой таблице. Ответьте на такой вопрос: "В каком месяце спрос на сварочные работы был наибольшим?" Ответ: В октябре.
- На каком из предложенных рисунков это лучше видно? Ответ: На графике или диаграмме.
- Табличный процессор предоставляет нам возможность оформлять данные с помощью графиков и диаграмм. Как же это следует делать? Перед вами лежат инструктивные карты урока (Приложение 1). Воспользуемся ими для рассмотрения, данного вопроса.
- Откройте тетради и запишите тему урока "Построение диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel" .
- Что такое диаграмма? Прочитайте и запишите определение в тетрадь.
Определение: Диаграмма - это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим диаграммы различных типов.
- Обратите свое внимание на инструктивные карты.
- Типов диаграмм несколько: гистограммы, круговые, линейные, графики и т.д.. Каждый из них следует применять в конкретных случаях.
"Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Круговая диаграмма особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).
"Гистограмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Гистограммы состоят из столбиков. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин.
"Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой
"График показывает изменение какой - либо величины по отношению к другой, например, с течением времени."
- Вернемся к рисункам (Приложение 4). Сравните рисунок 2 и рисунок 3. Какой из них лучше отображает изменение спроса с течением времени. Ответ: график, рис. 2.
- Давайте рассмотрим алгоритм построения диаграммы на инструктивной карте (Приложение 1) и запишем его в тетрадь.
(После того как записали алгоритм построения диаграмм.)
- Итак, с чего надо начинать создание диаграммы? Ответ: С выделения диапазона данных
- Какой инструмент служит для построения диаграммы? Ответ: Мастер диаграмм
- Сколько шагов имеет Мастер диаграмм? Ответ: 4 шага
- Обратимся к инструктивной карте. Вам представлена готовая диаграмма. Она состоит из нескольких элементов, у каждого есть свое назначение и название (Приложение 1).
- Полученные диаграммы не всегда выглядят так, как нам этого хотелось бы. Поэтому существуют специальные инструменты для оформления диаграмм. Это панель инструментов "Диаграммы" и окна форматирования диаграмм.
IV. Первичное закрепление знаний
(Работа на компьютерах)
- Откройте файл "Города России" (Приложение 5). Создадим гистограмму, которая будет отображать количество населения в городах в 2003 году.
- Закройте программу без сохранения изменений в документе.
Откройте лабораторную работу №12 (Приложение 2). В ней вам надо выполнить два задания:
1. Создать таблицу и построить на основе её данных диаграммы;
2. Оформить эти диаграммы с помощью специальных инструментов.
(Задание №3 для учащихся, выполнивших первые два задания раньше других)
Выполнить эти задания вам помогут записи, которые мы сделали в тетради и комментарии в лабораторной работе.
V. Итог урока
1 | 4 | 7 |
2 | 5 | 8 |
3 | 6 | 9 |
Итог урока подводится в виде игры "Крестики-нолики". Группа делится на две подгруппы "Крестики" и "Нолики". Каждая подгруппа выбирает номер клеточки и получает вопрос с этим номером. Если ответ верный подгруппа ставит в эту клетку либо крестик, либо нолик. Если ответ неверный право хода передается второй команде. Побеждает команда, которая первой поставить три крестика или нолика в линию.
Вопросы командам:
- Дать определение электронных таблиц;
- В чем заключается особенность электронных таблиц?
- Где применяются электронные таблицы?
- Что такое диаграмма?
- Что необходимо для построения диаграммы
- Адресация ячеек в электронных таблицах.
- Что такое диапазон ячеек?
- Способы выделения: строки; столбца.
- Способы выделения диапазона ячеек.
VI. Домашнее задание:
- Повторить весь материал по теме: "Технология обработки числовой информации".
- Сегодня на уроке мы познакомились с процессом графического оформления данных электронных таблиц Excel при помощи графиков и диаграмм.
(Учитель выставляет оценки за урок).
- Я благодарю вас за урок. Спасибо.