Комплексное занятие "Знакомство с русской матрешкой"

Разделы: Внеклассная работа


Ход занятия

1-я часть

Воспитатель: Ребята сегодня мы пойдем в музей русской матрешки (на полках стоят разные матрешки).

Посмотрите, сколько собрано здесь разнообразных матрешек. Выточенная из дерева фигурка девушки Матрены в сарафане с платочком на голове привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку. Так выглядит всеми любимая игрушка – матрешка. Посмотрите на эту матрешку: в пестром сарафане, розовощекая, с лукавинкой в глазах. Открываешь матрешку, а там – другая, меньших размеров. И эта тоже открывается, и мы видим еще одну. И так ещё и ещё…

Первая русская матрешка состояла из восьми фигурок – самая большая – первая изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика. Открываешь её, а там опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались, чем – нибудь друг от друга, а последняя – восьмая – была младенцем, завернутым в пеленки.

Как и Буратино матрёшка рождается из полена. Но не из всякого, а только из липового или осинового. А вот к примеру из соснового не получится фигурки с очень гладкой поверхностью.

Сначала матрёшку вытачивают. Этим занимается токарь. Он делает заготовки. Следующий этап-“одевание” матрёшек: их расписывают. Завершающий этап -четырёхкратное покрытие изделий масляным лаком и их окончательная сборка. Ну вот и матрёшка готова!

Посмотрите, а кто это к нам пришёл?

(Девочка в костюме матрёшки выходит в группу и читает стихотворение.)

Матрешка:

Я матрешка-кукла ладная
В сарафанчике нарядном
Яркий сарафан в цветочек
Алый шелковый платочек
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Ваша русская матрешка.

 Воспитатель: Матрёшка, а дети многое узнали о тебе.

Матрёшка: Что же вы узнали?

Дети рассказывают. А воспитатель задаёт некоторые вопросы о матрёшке, которые небыли упомянуты детьми.

Матрёшка:

Мы матрёшки, мы сестрички,
Мы толстушки – невелички,
Как пойдём плясать и петь,
Вам за нами не успеть.

Воспитатель: А вот мы и посмотрим. Вставай, матрёшечка, в круг – хоровод, начинай свою пляску, а ребята будут повторять твои движения.

(Физкультминутка под музыку.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Поплясали вы на славу, позабавились. А теперь давайте сядем все за столы и продолжим наше занятие.

2-я часть

Воспитатель: Самая яркая, красивая матрёшка - из Семёнова. Семёновские мастера придали матрёшке своеобразную форму. Она стройная, вытянутая; относительно тонкий верх резко переходит в утолщённый низ. Ребята, а какие элементы росписи вы видите на её переднике.

Дети: Букеты из цветов, листья, ягоды.

Воспитатель: А какие цвета красок использовали семёновские мастера для росписи своих матрёшек?

Дети: Красные, жёлтые, зелёные, синие, оранжевые.

Воспитатель: У вас на столах карандаши и силуэты матрешки. Вы должны нанести контуры лица, одежды матрешки. Наносить элементы росписи надо не нажимая на карандаш. А затем, когда набросок простым карандашом будет закончен, расписываем матрешек красками. Рисуем кончиком кисти. Для росписи матрешек можно использовать тычки. Цветы и листья выполняются приемом примакивания.

Воспитатель:

Мастера скорей за дело
Украшай, матрешки смело,
Составляй любой узор.
Чтобы радовал он взор.

Дети начинают роспись матрешек. Воспитатель напоминает детям о посадке и о том, как надо правильно держать кисть. После того как дети закончат свою работу, они ставят их на подставки.

Воспитатель: Посмотрите какие получились у вас красивые русские матрешки. Они все разные – в ярких, нарядных одеждах и улыбаются нам. Все мастера справились с задуманной работой. Молодцы! Оставим своих матрешек в музее на память, а сами вернемся в детский сад.