Урок по обществознанию по теме "Истина и ее критерии"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель урока:

  • познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
  • расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
  • способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
  • создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
  • развивать творческую деятельность.

Оборудование:

  • ватман (по количеству групп);
  • канцелярские принадлежности (маркеры, фломастеры, листы бумаги, скотч, клей,
    ножницы);
  • ксерокопии с высказываниями (по количеству участников);

Тип урока: изучение нового материала.

Оформление доски:

На центральной части доски – тема урока, под ней надпись:

“Лишь тот умен, кто понимает,
Что неучен, что мало знает!”
Абу Шукур

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

Как вы думаете почему, я начала урок с высказывания древневосточного мудреца.... Исходя из темы урока, что мы будем сегодня изучать и с чем познакомимся (цель – средства достижения – результат).

2. Проверка домашнего задания – методическая беседа с учащимися по заранее предложенным темам:

  • роль шпаргалки в учебном процессе;
  • как люди выбирают профессию;
  • конфликт поколений “Взрослые и дети”.

3. Изучение нового материала.

В ходе беседы постараться акцентировать внимание учащихся на их выбор или цель, которую они перед собой поставили, и подвести их к определению истины [1].

Практическое задание № 1

Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным? Почему?

Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.

Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что верит человек. Истина – достоверное, правильное знание.

То, определение которое на ваш взгляд наиболее полно отражает понятие истина, запишите в тетрадь.

Истина – достоверное, правильное знание.

1. Процесс движения от незнания к знаниям ИСТИНА 2. Соответствия знания об объекте с самим объектом
3. Верное воспроизведение действительности в сознании человека 4. Результат исследовательской деятельности

Как понять, а правильнее сказать, как постичь истину?

В чем она проявляется?

Для этого существуют критерии истины.

Критерии истины – общественно – историческая практика, т.е. деятельность людей по

преобразованию окружающего мира:

  1. истина основывается на чувствах;
  2. истина это не чувства, а разум.

Примером критерий истины могут служить ситуации из домашнего задания, математические примеры, физические законы (эвристическая беседа с учащимися).

Практическое задание № 2

Обдумайте два высказывания, приведенных ниже. Есть ли среди них правильное? Какое? Свой выбор обоснуйте.

– Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем, непостижим.

– В своей основе мир неколебим, покоен и поэтому доступен пониманию.

4. Физминутка.

Давайте посмотрим, мы дали определение истины; познакомились с критериями. Как вы думаете этого достаточно, или чего-то не хватает для полного представления об истине?

Я предлагаю открыть учебники [1] на стр.64, найти определение абсолютной и относительной истины и записать их в тетрадь.

В качестве примера можно привести ситуацию с часами: на доске закрепить или нарисовать часы, установив на них 12.00 часов; затем обратиться к учащимся с вопросом: Который час? (Сидящие справа от доски скажут 12.02. Сидящие по центру назовут 12.00. Учащиеся, сидящие слева от доски, скажут, что на часах 11.58).

Почему получается разное время и к какой из истин абсолютной или относительной можно отнести этот пример. Почему?

5. Закрепление изученного материала.

Практическое задание № 3

Работа в группах привести примеры абсолютной и относительной истин. Оформление примера – защита стендового доклада.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод.

Мир полон относительных истин, а абсолютная истина лишь идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний. Понятие истины имеет философские корни и поэтому получается, что она для каждого своя (Платон мне друг, но истина дороже.)

Хотелось бы закончить урок славами еще одного древнего мудреца Саади:

Те знания, что ты постиг
И золота дороже
Исчезнуть может злато в миг
А знание не может.

6. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение, используя высказывания из учебника [1] стр. 65, вопросы 5,6,10.

Литература:

  1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество 10–11 кл. – М.: Издательство Просвещение. 2002.
  2. Певцов Е.А., Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М.: Издательство Русское слово.2005.