Цель урока:
- познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
- расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
- способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
- создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
- развивать творческую деятельность.
Оборудование:
- ватман (по количеству групп);
- канцелярские принадлежности (маркеры, фломастеры, листы бумаги, скотч,
клей,
ножницы); - ксерокопии с высказываниями (по количеству участников);
Тип урока: изучение нового материала.
Оформление доски:
На центральной части доски – тема урока, под ней надпись:
“Лишь тот умен, кто понимает,
Что неучен, что мало знает!”
Абу Шукур
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.
Как вы думаете почему, я начала урок с высказывания древневосточного мудреца.... Исходя из темы урока, что мы будем сегодня изучать и с чем познакомимся (цель – средства достижения – результат).
2. Проверка домашнего задания – методическая беседа с учащимися по заранее предложенным темам:
- роль шпаргалки в учебном процессе;
- как люди выбирают профессию;
- конфликт поколений “Взрослые и дети”.
3. Изучение нового материала.
В ходе беседы постараться акцентировать внимание учащихся на их выбор или цель, которую они перед собой поставили, и подвести их к определению истины [1].
Практическое задание № 1
Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным? Почему?
Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
Истина – это те выводы, с которыми все согласны. Истина – это то, во что верит человек. Истина – достоверное, правильное знание.
То, определение которое на ваш взгляд наиболее полно отражает понятие истина, запишите в тетрадь.
Истина – достоверное, правильное знание.
1. Процесс движения от незнания к знаниям | ИСТИНА | 2. Соответствия знания об объекте с самим объектом |
3. Верное воспроизведение действительности в сознании человека | 4. Результат исследовательской деятельности |
Как понять, а правильнее сказать, как постичь истину?
В чем она проявляется?
Для этого существуют критерии истины.
Критерии истины – общественно – историческая практика, т.е. деятельность людей по
преобразованию окружающего мира:
- истина основывается на чувствах;
- истина это не чувства, а разум.
Примером критерий истины могут служить ситуации из домашнего задания, математические примеры, физические законы (эвристическая беседа с учащимися).
Практическое задание № 2
Обдумайте два высказывания, приведенных ниже. Есть ли среди них правильное? Какое? Свой выбор обоснуйте.
– Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем, непостижим.
– В своей основе мир неколебим, покоен и поэтому доступен пониманию.
4. Физминутка.
Давайте посмотрим, мы дали определение истины; познакомились с критериями. Как вы думаете этого достаточно, или чего-то не хватает для полного представления об истине?
Я предлагаю открыть учебники [1] на стр.64, найти определение абсолютной и относительной истины и записать их в тетрадь.
В качестве примера можно привести ситуацию с часами: на доске закрепить или нарисовать часы, установив на них 12.00 часов; затем обратиться к учащимся с вопросом: Который час? (Сидящие справа от доски скажут 12.02. Сидящие по центру назовут 12.00. Учащиеся, сидящие слева от доски, скажут, что на часах 11.58).
Почему получается разное время и к какой из истин абсолютной или относительной можно отнести этот пример. Почему?
5. Закрепление изученного материала.
Практическое задание № 3
Работа в группах привести примеры абсолютной и относительной истин. Оформление примера – защита стендового доклада.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод.
Мир полон относительных истин, а абсолютная истина лишь идеал, к которому необходимо стремиться, обогащая мир наших знаний. Понятие истины имеет философские корни и поэтому получается, что она для каждого своя (Платон мне друг, но истина дороже.)
Хотелось бы закончить урок славами еще одного древнего мудреца Саади:
Те знания, что ты постиг
И золота дороже
Исчезнуть может злато в миг
А знание не может.
6. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение, используя высказывания из учебника [1] стр. 65, вопросы 5,6,10.
Литература:
- Боголюбов Л.Н. Человек и общество 10–11 кл. – М.: Издательство Просвещение. 2002.
- Певцов Е.А., Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М.: Издательство Русское слово.2005.