Повышение эффективности учебного процесса обусловлено главным образом совершенствованием методики обучения, формированием и поддержанием у младших школьников интереса к учебе.
У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, ребенок-дошкольник, вступая на новую степень возрастного развития, становясь младшим школьником, сохраняет эту потребность детского организма играть. В начальной школе учебный процесс обусловлен этой особенностью. И, несмотря на то, что ведущей деятельностью становится учебный труд, игра остается важным компонентом деятельности школьника.
Это обуславливает использование игры в учебном процессе начальной школы. Причина этого следует считать не только более раннее начало обучения, но и поиски активизации деятельности учащихся, усиления их самостоятельности. Существует множество определений понятия «игра».
Она рассматривается как «потребность растущего детского организма». В игре развивается физическая сила ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива.
Игру определяют как «вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей».
Игра - по мнению В.А.Сухомлинского,- «это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
А.С.Макаренко остро ставил вопрос о воспитательных возможностях творческой игры, о необходимости ее широкого использования в работе со школьниками. Он выдвигает идею комплексного воспитательного влияния игры: «Целый ряд качеств можно воспитать игрой, которая имеет громадное значение с воспитательной точки зрения. Всякая игра, всякое занятие учит чему-нибудь, а главное-ребенок приучается к порядку, к труду, приучается не ссориться с товарищами, и уступать им без капризов и слез».
Социальный характер содержания игры и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе, уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения, и двоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям;
В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступную ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается у окружающей жизни. Высоко оценивая воспитательную роль игр, А.А.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни школьника, такое же, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, из взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. Еще одна особенность игровой деятельности - ее самодеятельный характер. Дети не играют молча. Даже когда ребенок играет один, он разговаривает. Развивается речь. Будучи увлекательным занятием, для школьников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания.
Развивающие функции игры определяются в отечественной психологии и педагогике. Д.Б.Эльконин, рассматривая развивающую функцию игры, останавливается, прежде всего, на ее значении для развития мотивационно - потребностной сферы ребенка. Д.Б.Эльконин пишет: в игре «происходит первичная эмоционально - действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым.
Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанных с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов».
На развитии в игре воображения, образного мышления ребенка указывают Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.Запорожец, С.А.Рубинштейн. В работах педагогов - исследователей анализируются значение игры для морально - нравственного развития ребенка (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, Т.Т.Макарова и др).
В игре у ребенка формируются мышление и характер. «Каждая игра, если она по силам ребенка, ставит его в положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы», - подчеркивает А.П.Усова воспитательные и развивающее значение игры в развитии ребенка.
Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании её как средства воспитания и образования. Включая в педагогический процесс, учитель учит детей играть, создавать, по словам А.С. Макаренко, «хорошую игру».
Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений: целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий. Руководя игрой, учитель воздействует на все стороны личности школьника: на его создание, чувства, волю, поведение, использует её в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления учащихся. Игра не только закрепляет имеющийся у школьника знания и представления, но и являются своеобразной формой активности познавательной деятельности, в процессе которой он под руководством педагога овладевает новыми знаниями. Учитель использует содержание игр для формирования у школьников положительного отношения к действительности, любви к Родине, своему народу. В игре и через игру учитель развивает у школьников такие качества как смелость, честность, инициатива, выдержка. Игра-это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих школьников, их отношение к жизни, друг к другу.
Игра для ребенка - подлинная жизнь. И если педагог организует её разумно, он получит возможность влиять на детей.
Хорошая игра, которая увлекает, всегда чему-то учит, в любом хорошем учебном упражнении содержится элемент игры.
Отличительной чертой игр является сочетание повторения и неожиданности. Поэтому искусство составления игр состоит в правильной дозировке повторения и неожиданности. Однако, игра-это прежде всего желание играть, и, хотя это желание может и не быть абсолютно мотивированным, оно все-таки в высшей степени индивидуальности.
Игры не ведут автоматически к учению, если мы хотим обеспечить постоянную связь между игрой и учением в школе, то добиться этого можно лишь путем привнесения духа игры в многообразную школьную программу.
Посторенние учебно-воспитательного процесса базируется на знании структуры учебной деятельности, других психологических особенностей, присущих школьнику.
Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте.
В школе ребенок должен в определенные сроки овладевать некоторой суммой знаний, умений и навыков, научиться пользоваться ими, усвоить приемы рассуждений и т.д.
Приходя в школу, ребята приносят с собой тот или иной взгляд на учение.
В жизни каждого человека учение занимает определенное место. Но главная его функция состоит в гностическом характере («гнозис» - познание), в систематическом овладении знаниями, умениями, навыками.
Приобретение практического и гностического опыта – обязательная подготовительная ступень в овладении любой деятельностью.
Опыт, накопленный человечеством в области познания, предстает перед ребенком в виде учебных предметов, знания, умения и навыки, по которому ему необходимо усвоить.
В силу того, что систематическая гностическая деятельность принимает организованные обществом формы, учение чаще всего идентифицируется с познавательной деятельностью школьника.
Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре стоит личность, ее отношения к познаваемому миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам, к учителям, организующим и направляющим его учения.
В то же время познавательная деятельность для подрастающих поколений наиболее сложна, обладает объективными трудностями и для школьника, и для учителя-руководителя процесса познания.
Сам по себе процесс познавательный деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, что удается далеко не каждому. Поэтому проблему составляет не только овладение знаниями, но и сам процесс длительного устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий, сосредоточие на главном и необходимом.
Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.
Как говорилось раньше, ведущим видом деятельности для младшего школьника является учение, которое может носить разный характер: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий. Каким же образом активизировать учение младших школьников.
Одним из средств активизации учения младших школьников дидакты выдвинули игру. Она побуждает ориентировочный рефлекс, вызывает эмоции удивления, радости, удовлетворения, удовольствия, привлекает внимание к содержанию деятельности, несет необходимую информационную нагрузку. В игре учащиеся видят результаты своей деятельности, во время нее формируется способность к анализу, самоанализу, видению альтернативы. Активность учащихся в игровой деятельности проявляется так ярко, что говорят даже о «вынужденной» активности, подразумевая, что сама обстановка игры заставляет ее участников быть активными.
Отношение между учителем и учащимся всегда проявляется на уроке в эмоциональном тонусе деятельности учащихся. Г.И.Щукина выделяет следующие особенности эмоционального тонуса деятельности школьников, которые стимулируют их познавательные интересы:
- интеллектуальный и эмоциональный настрой;
- совместная увлеченность деятельностью;
- накал страстей в спорах, дискуссиях;
- деловой, энергичный стиль проведения урока;
- спокойный, ровный, положительный тон в общении на уроке, создание атмосферы полного расположения, доброжелательности, участливости в успехах и затруднениях.
Все эти особенности эмоционального тонуса деятельности учащихся в значительной мере проявляются в процессе игры. Сущность ее заключается в том, что в ней важен не только результат, но и сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
Основной принцип, на котором строится игра - максимальная реализация личностного подхода, что предполагает создание условий для осознания каждым учеником своего «Я», своих возможностей.
Игра обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального обучения. В процессе игры ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность.
Игровая деятельность привычна ребенку, через игру обучения, его закономерности осознаются быстрее. Особенно большую роль играют положительные эмоции, возникающие в ходе этой деятельности и облегчающие усвоение знаний, умений и навыков.
Обыгрывание наиболее трудных элементов учебного материала стимулирует познавательные силы младших школьников, делает усваиваемые знания привлекательными и понятными.
Итак, можно сделать вывод, что игра содействует развитию познавательных сил учащихся, стимулирует творческие процессы, их деятельности, способствует разрядке напряженности, снимает утомление, создает приятную атмосферу, раскованности, оживляет учебную деятельность, содействует развитию интереса к учению.
Игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, что подтверждает очевидность тезиса о непреходящей роли игры в повышении активности ребенка в процессе обучения.