Цель: повторить и закрепить знания учащихся по правилам дорожного движения на улицах и дорогах.
Задачи:
- Учить учащихся быть внимательными на дороге, обращать внимание на дорожные знаки.
- Воспитывать дисциплинированность учащихся на улицах города.
- Пропаганда безопасности дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Оборудование:
- Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
- Плакаты по правилам дорожного движения.
- Модель светофора.
- Аудиомагнитофон.
- Аудиозаписи «Светофор», «Дорога не тропинка», «Черный кот».
- Костюмы кота, доктора Айболита, Незнайки.
- Шары.
- Карточки-задания.
Ход мероприятия
Звучит песня «Черный кот». Появляется Кот.
Учитель. Кто ты?
Кот. Я ученик светофорных наук Кот.
Учитель. Кот, ты знаешь правила дорожного движения?
Кот. А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь.
Учитель. Ну что же, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить дорогу?
Кот. На четырех лапах.
Учитель. Ребята, правильно он ответил?
Все. Нет.
Кот. А как надо?
Учитель. Садись кот, послушай и посмотри как надо вести себя на улице.
Мы отправляемся в мир дорожного движения. А чтобы наше путешествие было увлекательным и безопасным необходимо хорошо знать и строго соблюдать Правила действующие там.
Для чего нужны правила дорожного движения?
1 слайд.
1ученик. В давние времена, когда человек перемещался по земле только пешком, правил дорожного движения не существовало.
2 слайд.
Чтобы двигаться быстрее, перевозить грузы, человек оседлал животных.
3 слайд.
А потом запряг их в повозки.
Ученик 2. По земле заколесили экипажи и сразу все осложнилось. Пока не было Правил дорожного движения, одни не хотели уступать дорогу другим, другие рады были бы уступить, но не знали как это безопасно сделать.
Ученик 3. Царила неразбериха. Сталкивались экипажи, получали травмы пешеходы. Появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дорогах. И тогда людям пришлось задуматься над тем, как упорядочить движение экипажей и пещеходов.
Ученик 4. Еще при царе Иване 3 на Руси повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам, а нарушителей строго наказывать. Известны такие же указы Петра 1, царицы Анны Иоанновны, Императрицы Екатерины 2. Именно эти указы стали предшественниками современных Правил дорожного движения.
Кто является участником дорожного движения?
4 слайд.
Учитель. Правилами дорожного движения мы не пользуемся пока находимся дома, играем вдали от дороги. Но они сразу же становятся необходимыми как только выходим из дома на улицу и превращаемся в участников дорожного движения.
5 слайд.
В этом случае мы можем быть либо пешеходами, либо водителями, либо пассажирами.
6 слайд.
Ребята, вы конечно знаете, что того, кто управляет каким-либо транспортным средством называют водителем.
7 слайд.
Возница, погоняющий лошадей, тоже водитель.
8 слайд.
Да и сами вы считаетесь водителями, если катаетесь на велосипеде, так как при этом управляете двухколесным транспортным средством.
9 слайд.
Пассажирами вы станете в том случае, если вас повезут в автобусе, троллейбусе, трамвае или на автомобиле.
10 слайд.
Ну, а если идете по дороге пешком, то - пешеходы.
Какие правила надо соблюдать при движении по дороге (тротуару)?
11 слайд.
Учитель. Пешеходы должны идти по тротуару или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны. Тротуар и пешеходная дорожка специально предназначена для пешеходов. Шагать по ним одно удовольствие, там нет машин, а значит и опасности.
12 слайд.
Вот как выглядит тротуар. Он приподнят над проезжей частью и окаймлен бордюрным камнем. Бордюрный камень отделяет тротуар от проезжей части дороги.
Кто из вас умеет правильно переходить дорогу? Расскажем коту.
13 слайд.
Учитель. А теперь давайте научимся правильно переходить дорогу.
Правило 1. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам. Запомните, один из самых безопасных – подземный переход.
14 слайд.
Также безопасен и надземный переход. Пользуясь таким переходом, пешеходы попадают на другую сторону дороги не по проезжей части, а по мостику, перекинутому над ней.
15-20 слайды.
Правило 2. Если подземного или надземного перехода поблизости нет, то ищите наземный пешеходный переход. Пользуясь наземным пешеходным переходом, нужно быть очень внимательным. Ведь вы будете переходить на другую сторону дороги непосредственно по проезжей части.
Как правильно переходить дорогу?
Прежде, чем переходить дорогу по «зебре» вам нужно убедиться, что поблизости нет машин. Поэтому в начале всегда остановитесь. Потом посмотрите налево, затем – направо, и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно выходить на проезжую часть и шагать и шагать по «зебре». Дойдя до середины дороги, осмотритесь: не появились ли машины?
Если машины близко нет, то смело идите по переходу дальше. А если есть, остановитесь на середине дороги и пропустите их.
21 слайд.
Если поблизости нет ни пешеходного перехода, ни перекрестка, То разрешено переходить дорогу строго поперек проезжей части в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Ученик 5.
Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Песня «Дорога не тропинка»
Если на пути встретился светофор, то вы должны подчинятся его сигналам.
Как вы должны вести себя?
Ученик 6.
Самый строгий – красный свет.
Если он горит – стой!
Дороги дальше нет!
Путь для всех закрыт.
Ученик 7.
Чтоб спокойно перешел ты
Слушай наш – совет:
Жди!
Увидишь скоро желтый
В середине свет.
Ученик 8.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
Препятствий нет,
Смело в путь иди!
Вместе.
Коли выполнишь без спора
Все сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно очень скоро!
Песня «Светофор»
Ученик 9.
Правила движенья
Все без исключенья
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята,
Вам, ребята, тоже
Их не знать не гоже.
Ученик 10.
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора:
Нужно правила движенья,
Выполнять без возраженья
Это всем подтвердит
Добрый доктор Айболит.
Доктор Айболит.
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
– Перебегать улицу перед приближающимся транспортом
Все: Запрещается!
– Цеплятся за машины
Все: Запрещается!
– Играть на проезжей части
Все: Запрещается!
Доктор Айболит.
– А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!»
-
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? -
Кто из идет вперед
Только там, где переход? -
Кто из вас идя домой,
Держит путь по мостовой? -
Знает кто, что красный цвет
Это значит хода нет? -
Знает кто, что свет зеленый
Означает: путь открыт.
Вбегает Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте! Куда это я попал?
Все. На урок.
Незнайка. А… А я думал, что-нибудь интересное… (замечает светофор)
А зачем здесь светофор?
Учитель. Наш урок о том, что всем без исключения нужно знать правила…
Все. Движения.
Незнайка. А я их и так знаю.
Учитель. Знаешь? А ты не хвастаешься?
Давайте, ребята, проверим как Незнайка знает правила.
Все. Давайте.
Учитель. Вот тебе первый вопрос. На какие части делится улица? Что ты о них знаешь?
Незнайка. На тротуар и мостовую. По тротуару ездят машины, а по мостовой ходят люди.
Учитель. Ребята, правильно ответил Незнайка? А где ты летом чаще всего играешь?
Незнайка. На мостовой.
Учитель. На мостовой? Ребята, можно играть на мостовой?
Учитель. А ты знаешь знаки светофора?
Незнайка. Конечно.
Учитель. Расставь по порядку и объясни, что они обозначают.
А знаешь ли ты, как надо обходить стоящий транспорт? Вот к примеру автобус, троллейбус.
Знаешь ли ты как разговаривает улица?
Рассказ учителя о дорожных знаках по плакатам.
Послушайте и отгадайте загадки о дорожных знаках.
-
На дороге дружно в ряд
Полоски белые лежат
Для тебя есть, крошка, … (пешеходная дорожка) -
Очень важен он, и все ж
На кирпичик он похож!
Знаем я и ты, и он,
Это знак… («Въезд запрещен») -
Этот знак предупреждает,
Жизнь детишек охраняет.
Знают все на свете... («Осторожно дети») -
В треугольнике, ребята,
Человек стоит с лопатой.
Что-то роет, строит что-то,
Здесь… (дорожные работы) -
Здесь машина, как гроза,
Здесь не держат тормоза,
Этот знак для всех тревога,
Это… (скользкая дорога)
Разгадывание кроссворда (работа в парах)
Рисование схемы «Я иду в школу».
Беседа инспектора ГИБДД.
Итог занятия.