Урок физики в 11-м классе по теме "Сотовая связь – за или против?"

Разделы: Физика


Цель урока: развитие информационных и коммуникативных компетенций учащихся.

Оборудование: экран, проектор, магниты, листы ватмана, выделители текста зеленый и красный, маркеры черные, чугунная кастрюля.

ХОД УРОКА

Учитель: Тема нашего урока вам близка, знакома и очень актуальна. Она зашифрована в этих картинках.

Приложение 2. Слайд 1.

Отгадали: сотовая связь.

Приложение 2. Слайд 2. (Этапы развития)

Учитель рассказывает или учащийся делает сообщение:

Сотовый телефон – это не что иное, как радиотелефон. Телефон изобрели в 1876 году, радио – тоже открытие позапрошлого века. Оставалось лишь соединить эти две технологии, и на это ушло почти 100 лет. Это стало возможным после появления интегральных микросхем и сравнительно лёгких аккумуляторов. В этом  году у «мобильника» небольшой юбилей – ему исполнилось 35 лет.
Первый звонок с мобильного был произведен  в 1973 году, и понадобилось 10 лет, чтобы довести  изобретение до массового потребителя.

Первые мобильные телефоны стоили очень дорого, при этом, мягко говоря, не отличались карманными размерами. За каждый такой аппарат  весом 1кг желающим предлагалось заплатить ни много, ни мало 3500 долларов.
Однако сама связь осуществлялась уже по вполне современным принципам через базовые станции, сеть которых напоминает соты, поэтому эту связь и называют сотовой.

Слайд 3.

Учитель: Наверняка вы слушаете радиопередачи. Каких станций? Можете назвать? А почему в эфире вы находите 20 радиостанций, а не 120? С чем это связано?

Ученики отвечают.

Учитель: А  абонентов сотовой связи насчитывается более 2 млрд. Как же осуществляется такая связь?
В работе системы применяется принцип деления некоторой территории на зоны, или «соты». Каждая «сота»  обслуживается передатчиком, излучение которого хорошо улавливается только на расстоянии от 500 м до 10 километров – радиуса действия соты. В соседней соте этот сигнал  настолько ослабевает, что не  улавливается телефоном. Это позволяет  без всяких взаимных помех использовать ту же самую частоту повторно в другой ячейке. Таким образом, работая на одном, выделенном канале, но с большим числом базовых станций сотовая связь может покрывать неограниченные территории, соединяя большое число абонентов.
Полезная связь? Да!
Достаньте, пожалуйста, свои мобильные телефоны.
А вы уверены, что хранить  мобильные телефоны в карманах безопасно?
Какое же это устройство – полезное или вредное? Разберемся с этим!

Слайд 4. Сотовая связь – за или против?

Учитель: У вас на столах листы с информацией. Приложение 1. Каждый работает со своим листом.
Ваша задача – красным цветом (цвет опасности) выделить информацию о вредном влиянии сотовой связи, а зеленым цветом информацию о пользе сотовой связи. На работу вам дается 3 минуты.

Учащиеся работают индивидуально.

Учитель: Покажите листы. Что-то многовато красного цвета. Весомые должны быть аргументы, чтобы использовать сотовую связь! Полезное это устройство или вредное?

Учащиеся: Полезное устройство, но необходимо выработать меры безопасности.

Учитель: Продолжим работу. Необходимо разделиться на три группы. Каждая группа будет выполнять свое задание.

Задание: 1 группа работает только над аргументами в пользу сотовой связи, 2 группа – только над аргументами о вредном влиянии. Вам необходимо:

1. По возможности информацию объедините в 2-3 крупных блока, распределив ее по категориям. Назовите эти категории, используя не более 3 слов, и изобразите на схеме черным маркером.  Рисунок 1.
2. Конкретные примеры из текста используйте для более мелкого деления. Можете приводить собственные аргументы.
3. Презентацию вашей работы (представление) могут сделать 1-2 человека от группы.

На эту работу 5 минут.

Задание 3 группе: обсудите все моменты за и против и составьте правила пользования мобильным телефоном. Запишите их на листе.

На эту работу дается 5 минут.

Группы вывешивают свои работы.

Презентация. Выступают представители от групп. Остальные группы могут дополнять.

Учитель: Давайте расставим приоритеты. Ранжируйте правила по мере их значимости. Сравните с теми, что предлагают специалисты из комитета по радиометрическому контролю.

Слайд 5. Меры предосторожности:

1. Не пользуйтесь сотовым телефоном без необходимости
2. Разговаривайте непрерывно не более 3 – 4 минут
3. Не допускайте, чтобы сотовым телефоном пользовались маленькие дети
4. При покупке выбирайте сотовый телефон с меньшей  мощностью излучения
5. В автомобиле используйте сотовый телефон совместно с системой     громкоговорящей связи

Учитель: А теперь проведем эксперимент: какова проникающая способность излучения мобильных телефонов.
В  толстостенную кастрюлю (чугунную) положить телефон, позвонить – соединение не происходит. Повторить вызов – соединяется! Учащиеся делают вывод: при повторном вызове мощность сигнала увеличивается.
Добавить пункт в правила:
6. При повторном вызове не держать аппарат вблизи головы.

Учитель: Что вы выберете для себя самое важное и интересное из сегодняшнего урока?

Учащиеся отвечают, проводится рефлексия.